Роль психологической службы в реализации профильного обучения: эксперимент в школах Чувашии Ефимова Н.Н.- доцент кафедры психологии и педагогики Чувашского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Advertisements

Особенности работы психолога в предпрофильном классе.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя.
Организация предпрофильной подготовки в школе Собрание родителей Собрание родителей учащихся 8-х классов учащихся 8-х классов.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся школы в рамках предпрофильного и профильного обучения»
Модель сетевой организации профильного обучения в старшей школе Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 95 Г. Краснодар.
Современные подходы в организации предпрофильной подготовки в процессе реализации программ элективных курсов. Составитель: Марина Ю.А. – педагог дополнительного.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения Формирование базовых компетентностей.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.Н.Гридасова, педагог-организатор по М.Н.Гридасова, педагог-организатор по предпрофильной.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения Формирование базовых компетентностей.
Предпрофильная подготовка: структура, содержание, формы МОУ Марковская основная общеобразовательная школа.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Оказание психологической поддержки молодежи, помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных способностей и возможностей.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Часы школьного компонента 1. Увеличение часов базового компонента -Курс окружающий мир 2 класс – по часу в неделю - Часы математики в 3а, в 4в кл. – по.
Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
У меня растут года, Будет мне – пятнадцать. Где учиться мне тогда, Чем заниматься?
Name of presentation «КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ?». ПРОФОРИЕНТАЦИЯ - система воспитательных социально- психологических и обучающих мероприятий, способствующих.
Транксрипт:

Роль психологической службы в реализации профильного обучения: эксперимент в школах Чувашии Ефимова Н.Н.- доцент кафедры психологии и педагогики Чувашского республиканского института образования © Ефимова Н.Н. 2006

Основная идея профильного обучения - обеспечение индивидуализации образовательных запросов учащихся Многопрофильная школа Однопрофильная школа Обучение по индивидуальным учебным планам Сетевое взаимодействие общеобразовательных и профильных школ 1, 2 и 3 модели – внутришкольная профилизация 4 модель – межшкольная (сетевая) профилизация © Ефимова Н.Н. 2006

Модель психологического сопровождения профильного обучения Система психологического сопровождения выбора профессии старшеклассниками в условиях общего образования уже была относительно сформирована. Модель психологического сопровождения выбора профиля обучения в старших классах, а также дальнейшего самоопределения в условиях профильного обучения требовала разработки. Актуальность: Способствовать созданию благоприятных психологических условий для осознанного самоопределения учащихся в мире профессий и в соответствующих профильных направлениях, предлагаемых социумом в виде профильного обучения в старшей школе или в форме обучения в системе начального, среднего и высшего профессионального образования. Цель : © Ефимова Н.Н. 2006

Теоретическая и методическая основа 1. Идея профессионального самоопределения как важнейшего компонента самоопределения личности (Е.А.Климов, Н.С.Пряжников) 2. Концепция подлинной самореализации человека на уровне духовных (бытийных) потребностей (А.Маслоу) 3. Характеристики гуманистически ориентированного учителя (А.Маслоу, К.Роджерс, Т. Гордон, С.Л. Братченко, Л.М. Митина) 4. Методические материалы Г.В. Резапкиной, С.Н.Чистяковой, Н.С.Пряжникова и др. © Ефимова Н.Н Модель психологического сопровождения профильного обучения

Ориентированность ученика в первую очередь на внутреннее содержание профессии (интерес к данному виду деятельности), а не только на внешние её характеристики (размеры оплаты, престижность в социуме, близость к дому и др.) Учет востребованности выбираемых профессий на рынке труда Относительная независимость совершаемого выбора от мнения авторитетных лиц – родителей, педагогов, сверстников (что не исключает случаев принятия того, что советуют другие) Согласованность склонностей учащихся к профессиям с их реальными интеллектуальными, специальными способностями, психофизиологическими особенностями, состоянием здоровья Соотнесенность профильно-профессионального выбора учащегося со своими жизненными планами в целом Нацеленность на один профиль и один класс профессий (к концу обучения в 9-классе) и на определенную профессию, определенный вуз (к концу обучения в 11 классе) Психологические критерии успешности профильного и профессионального самоопределения: © Ефимова Н.Н Модель психологического сопровождения профильного обучения

Модель психологического сопровождения профильного обучения Структура сопровождения Психологический мониторинг уровня профильно- профессионального самоопределения учащихся: I этап – 9 кл. (начало и конец уч. года); II этап –10 кл. (начало уч.года) и 11 кл. (конец уч. года) Профориентационный курс: обязательно - в 9 классе (34 ч), желательно как продолжение - в 10 и/или 11 классе (20-30 ч) Индивидуальные консультации для учащихся, в т.ч. с участием их родителей – 9-11 кл. Повышение психологической компетентности родителей (активизирующее анкетирование, тематические выступления на собраниях, тренинги, в т.ч. совместно с детьми) – 9-11 кл. Повышение психологической компетентности педагогов: учителей-предметников, классных руководителей и социальных педагогов (психологическое тестирование с последующим обсуждением, тематические выступления на педсоветах, тренинги профессионального роста) кл. Обязательные компоненты Психология как: пробный курс в 9 классе элективный курс в 10 и 11 профильных классах, ориентирующий на определенные виды профессий. Например: «Психология общения» для выбирающих коммуникативные профессии «Психология взаимодействия человека с компьютером» для выбирающих профессии учителя информатики и профессии, связанные с использованием компьютера Возможный компонент © Ефимова Н.Н. 2006

Инструментарий для психологического мониторинга 1. Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся (Лернер П.С., Родичев Н.Ф.); 2. Интеллектуальный тест «Аналогии, классификации, обобщения» (К.М.Гуревич и др.); 3. Методика Холланда на выявление предпочтений в мире профессий (модификация Воробьева А.Н. и др.); 4. Анкета для родителей учащихся 9-х классов (составлена автором). © Ефимова Н.Н. 2006

Структура профориентационного курса 9 класс - примерные названия разделов: Образ Я Мир профессий Выбор профессии 10 – 11 кл. - примерные названия разделов: Деловые качества личности Ключевые компетенции выбираемой профессии Выбор вуза © Ефимова Н.Н. 2006

Апробация модели Место : Городские и сельские школы республики, утвержденные МО и МП ЧР как экспериментальные площадки по введению профильного обучения (всего – 32). Психологический мониторинг систематически проводился в СОШ 40 г. Чебоксары и Калайкасинской СОШ Моргаушского р-на. Этапы : уч. г. – период предпрофильной подготовки (9 кл.) уч.г. – период профильного обучения (10 кл.) уч.г. – период профильного обучения (11 кл.) В ЧРИО на КПК апробированы: 1)модульная программа для педагогов-психологов «Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» (12 час) 2)модульная программа для учителей-предметников «Психологические аспекты профильного обучения в школе» (4-6 час) © Ефимова Н.Н. 2006

Сведения об экспериментальных школах Наименование образовательного учреждения Утвержденные профили Наличие психологической службы Реализованные компоненты психологического сопровождения - на этапе предпрофильной подготовки - на этапе профильного обучения. Психологическая служба работает в 23 образовательных учреждениях из 33 экспериментальных Подробнее… © Ефимова Н.Н. 2006

Публикации по апробации Модели 1. Ефимова Н.Н. Деятельность психологической службы в условиях модернизации образования в Чувашской Республике// Психологическое сопровождение модернизации образования Чувашской Республики. Материалы Первой республиканской науч.- пр.конфет. Под общ.ред. Н.Н.Ефимовой. Чебоксары, ЧРИО,2004. С Андреева Н.Н. Изучение гуманистической ориентации педагогов Чувашской Республики на начальном этапе эксперимента по профилизации обучения в старших классах// Психологическое сопровождение модернизации образования Чувашской Республики. Материалы Первой республиканской науч.-пр.конфет. Под общ.ред. Н.Н.Ефимовой. Чебоксары, ЧРИО, Ефимова Н.Н. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов: эксперимент в школах Чувашии// Народная школа, 2006, 1. С Корепанова Н.В. Профессиональное самоопределение учащихся // Народная школа, 2006, 1. С Михайлова Ю.С. Как помочь школьникам выбрать профессию // Народная школа, 2006, 1. С © Ефимова Н.Н. 2006