Методологические аспекты и методы экологии. Исходя из принципа эмерджентности, нет необходимости изучать досконально все составляющие биологической системы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Бобряшова Ирина Александровна, учитель биологии ГОУ СОШ 329.
Advertisements

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО. ЖИЗНЬ … «... способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей.
Хворостухина Олеся МОУ «Лицей 10», г. Пермь. Сущность жизни Жизнь СубстратСовокупность (белок) специфических физико - химических процессов, характерных.
9 класс Куликова Л.А Учитель биологии МОУ школа 166 г. Самара.
Сущность жизни и свойства живого Биология 9 класс УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МОУ СОШ 9 ЛЕВОКУМСКОГО РАЙОНА ГУЛАЙ ГАЛИНА ИВАНОВНА.
Биология 10 классОкружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру.
1 вариант Клеточное строение важный признак живого характерен для 1) бактериофагов 2) вирусов 3) кристаллов 4) бактерий Живое от неживого отличается способностью.
Биология 10 класс. Окружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру.
Уровни организации живой материи. Окружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую.
Метаболизм 2 Цели урока: 1.Формирование общих представлений о клеточном метаболизме и его биологическом значении. 2.Развитие навыков самостоятельной работы.
Сущность жизни и свойства живого Молекулярный уровень: общая характеристика.
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. … Уровни организации живой материи иерархически соподчиненные уровни организации биосистем, отражающие уровни их усложнения.
Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Уровни организации живой материи
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Давлятшина Люция Группа ИЗ Экология ( от др. греч ο κος обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος понятие, учение, наука ) наука о взаимодействиях.
Ф УНКЦИИ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА В БИОСФЕРЕ. Ч ТО ТАКОЕ ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО ? Живое вещество-это уникальное явление биосферы. Живым веществом В.И. Вернадский именует.
Уровни организации живой материи. Биосферный уровень организации жизни Биосфера оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими.
Компьютерная лекция 1 Дисциплина «Биология» Специальность «Сестринское дело, Лабораторная диагностика, Фармация» Компьютерная лекция 1 Тема: Многообразие.
Экология как наука предмет, задачи и структура экологии
Синергетика (от греч. συν «совместно» и греч. εργος «действующий») междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение.
Транксрипт:

Методологические аспекты и методы экологии

Исходя из принципа эмерджентности, нет необходимости изучать досконально все составляющие биологической системы (популяции, сообщества и т. д), так как нельзя предсказать некоторые свойства (эмерджентные) этой системы. Исходя из свойств частей целого можно судить только о совокупных свойствах. Каждый уровень биосистемы характеризуется собственными, присущими только ему свойствами, а, кроме того, обладает суммой свойств входящих в него подсистем- компонентов.

Принцип несводимости свойств целого к сумме свойств его частей должен служить первой рабочей заповедью экологов (Ю.Одум). Такой подход в науке является холистическим. Другой подход – редукционистский, преобладал в науке со времен Исаака Ньютона. Так, исследования на генетическом, клеточном и молекулярном уровнях создают прочную основу для решения в будущем проблем на уровне организма (например, проблемы рака).

Однако, проводя исследования только на клеточном уровне, мы не получим ответов на вопросы, связанные с благополучием или сохранением цивилизации (рост народонаселения, социальные беспорядки, загрязнение среды и т. п.); для этого необходимо понять высшие уровни организации (Ю. Одум).

Холистический и редукционистский подходы следует использовать вместе, не противопоставляя их друг другу

Экология стремится к синтезу (холистический подход), а не к разделению. Поэтому принципы экологии рассматриваются на уровне экосистемы. Экологическая система - единый природный или природно- антропогенный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и косные экологические компоненты соединены между собой причинно-следственными связями, обменом веществ и распределением потока энергии.

Т. о. методологической основой экологии является системный подход, ориентированный на изучение интегрированных объектов и интегральных зависимостей и взаимодействий. Системный подход изучения экосистем реализуется тремя группами методов исследования: 1)полевые методы исследования, 2)лабораторные методы исследования, 3)моделирование.

Аутэкология (экология особей) широко использует физиологические методы исследования. При этом, используя физиологические методы аутэкология рассматривает реакции организмов на совместные воздействия факторов. Основное внимание при изучении экологии особей уделяется биохимическим реакциям, интенсивности газообмена, водного обмена и другим физиологическим процессам, которые определяют состояние организма.

Причем, применение физиологических методов в экологии предполагает строгий учет сезонной цикличности жизнедеятельности организма и внутрипопуляционной разнородности. При аутэкологических исследованиях широко используются сравнительные методы, а также изучается влияние на организм факторов, обусловленных деятельностью человека.

В популяционной экологии используются и полевые и лабораторные методы. Полевые методы позволяют установить результат влияния на популяцию определенного комплекса факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности вида в конкретных условиях. В популяционной экологии, наряду с методами наблюдения и описания, используются методы математической статистики.

В синэкологии также широко используются химические и физиологические методы Например, химическими методами устанавливают накопление тех или иных минеральных и органических веществ в отдельных организмах сообщества, также изучается круговорот элементов питания в экосистеме.

На более высоких уровнях организации систем требуется более сложный методологический подход (холистический – требующий решения крупномасштабных проблем).

В последние десятилетия успехи техники позволили на количественном уровне изучать более сложные системы, такие, как экосистемы. Метод меченых атомов, новые физико-химические методы (спектрометрия, колориметрия, хроматография), дистанционные методы зондирования, автоматический мониторинг, математическое моделирование, компьютерная техника послужили необходимыми для этого инструментами.

Учет организмов, как специфический метод экологии рассмотреть самостоятельно (Н.К. Христофорова, 1999). Самостоятельно изучить показатели: встречаемость, численность, биомасса, индекс плотности, продукция, удельная продукция.

Моделирование основано на создании модели (подобие оригиналу), более простой, легко поддающейся изучению и достаточно сходной с биологической системой.

Модель – это абстрактное описание того или иного явления реального мира, позволяющее делать предсказания относительно этого явления. В своей простейшей форме модель может быть словесной или графической (неформализованной). Однако если мы хотим получить достаточно надежные количественные прогнозы, то модель должна быть статистической и строго математический (формализованной).

Начало глобальному моделированию в экологии положил Джей Форрестер, который применил разработанный им ранее метод «системной динамики» для исследования мировых тенденций экономического развития.

Концепция взаимодействия организма и среды

Фундаментальные свойства биологических систем

«Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем, с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка» Ф. Энгельс

жизнь – это активное, идущее с затратой энергии поддержание и воспроизведение упорядоченной специфической структуры С позиций достижений современной науки жизнь – это активное, идущее с затратой энергии поддержание и воспроизведение упорядоченной специфической структуры

Под выражением «активное воспроизведение упорядоченной специфической структуры» мы должны понимать такой процесс, когда система сама воспроизводит себя и поддерживает свою целостность, используя для этого элементы окружающей среды с более низкой упорядоченностью.

Причем, пассивный процесс такого рода не является признаком жизни

В определении подчеркивается, что поддержание и воспроизведение структуры должны идти с затратой энергии. Именно это отличает живые существа от других самовоспроизводящих структур, например, кристаллов

Кристаллу тоже присуща своя специфическая структура

Листу папоротника, также свойственна специфическая структура

Несмотря на то. что эти структуры внешне сходны, процессы их возникновения энергетически диаметрально противоположны. Кристалл – это система с минимумом свободной энергии. При кристаллизации выделяется тепло. Для разрушения структуры кристалла требуется затратить энергию. Листья папоротника, наоборот, при своем возникновении поглощают энергию солнечных лучей, и разрушая эту структуру, мы можем получить энергию обратно.

Почему же такое внешнее сходство? И листья папоротника и морозные узоры обладают максимальной площадью поверхности при данном объеме.

Для папоротника (и любого другого растения) это необходимо, так как дыхание и поглощение углекислого газа идут через поверхность листьев. В тех случаях, когда нужно снизить расходы воды на испарение, растения, например, кактусы обретают шарообразную форму с минимальной площадью поверхности. Но платить за это нужно снижением темпов ассимиляции углекислого газа и соответственно замедлением роста.

Водяные пары, кристаллизуясь на холодном стекле, также образуют структуру с максимальной поверхностью – потому что скорость потери энергии при этом максимальна.

Для поддержания и воспроизведения специфической структуры организма в следующем поколении организм должен поглощать энергию в виде квантов света или неокисленных органических соединений, то есть простые вещества, и выделять окисленные продукты жизнедеятельности.

Любой организм отвергает чужую упорядоченность Для того, чтобы построить собственную структуру, необходимо разрушить чужую до структурных элементов

Пример: Ca, Mg, Na, H 2 O

Каждый организм характерен именно неповторимой, присущей только ему комбинацией белковых молекул. А уже на этой базе возникает комплекс всех признаков организма – на уровне клеток, тканей, и органов.

Организмы берут извне не упорядоченность, а свободную энергию: растения – в виде квантов света, животные – в виде мало окисленных соединений, которые можно сжечь в процессе дыхания. За счет этой энергии, они строят свою упорядоченность. Все биологические системы на разных уровнях организации – упорядоченные самоподдерживающиеся структуры, основой которых является обмен веществом и энергией.