ГИПЕРАКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА (синдром дефицита внимания с гиперактивностью): клинико-психологическая сущность и ориентиры психолого-педагогического сопровождения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: Педагог-психолог МДОУ «Ц.р.р-д/с 113» Калинина О.В.
Advertisements

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возрасте. По данным.
Патопсихологическое исследование ребенка дошкольного возраста Сюзева Наталья Анатольевна Педагог-психолог высшей квалификационной категории муниципального.
Наши невнимательные гиперактивные детки. … ТАКОЙ БАЛАМУТ ЕСТЬ В КАЖДОМ КЛАССЕ. ЕРЗАЕТ, БОЛТАЕТ, ВСЕМ МЕШАЕТ. "ЭТО КАТАСТРОФА",- ВЗДЫХАЮТ УЧИТЕЛЯ. "ЭТО.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
(синдром дефицита внимания) – нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Система работы с детьми «группы риска» Три существенных признака, составляющих содержание понятия «дети группы риска». Первым признаком является - наличие.
Гиперактивные дети Особенности гиперактивных детей Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный,
Психологическое сопровождение образовательного процесса.
« Гиперактивный ребёнок». «Активный»- значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» - превышение нормы.
Гиперактивный ребенок - он вихрь, ураган, пожар… «Отойдите! Я – машина! И внутри меня пружина! И с утра всегда она На весь день заведена. Я несусь по коридору,
ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ УЧЕНИКОВ Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют.
Неуправляемый ребенок Психолого-педагогическое взаимодействие с семьей гиперактивного ребенка.
Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог 1 кв.категории Маркина Н.В.
Модель комплексного медико- психолого-педагогического сопровождения ребенка с проблемой гиперактивности и нарушения внимания в Центре ПМСС 5 «Сознание»
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. синдрома гиперактивности с дефицитом внимания - состояние, при котором болезненно повышена активность ребёнка,
Синдром Дефицита Внимания или Гиперактивные дети. Лазарева Виктория Александровна Педагог – психолог МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Средняя общеобразовательная школа 2 г. Пятигорска Выступление на заседании педагогического совета.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Транксрипт:

ГИПЕРАКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА (синдром дефицита внимания с гиперактивностью): клинико-психологическая сущность и ориентиры психолого-педагогического сопровождения Славова Екатерина Павловна педагог-психолог высшей квалификационной категории

Цель: ознакомление с основными клинико- психологическими особенностями СДВГ и ориентирами в организации и содержании психолого-педагогического сопровождения гиперактивных детей ознакомление с основными клинико- психологическими особенностями СДВГ и ориентирами в организации и содержании психолого-педагогического сопровождения гиперактивных детей

Впервые описание гиперкинетического синдрома дал Х. Хоффманн (1854). Активное исследование синдрома началось во второй половине XX века, когда в качестве его наиболее вероятной причины была признана минимальная мозговая дисфункция. В отечественной науке гиперкинетический синдром обычно рассматривается шире, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это связано с тем, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.

Распространенность СДВГ варьирует от 5 до 17 % среди детей. Столь существенный разброс связан преимущественно с разными критериями диагностики и особенностями проявлений в разные периоды развития ребенка. Частота встречаемости у мальчиков выше.

Гиперактивность - повышенная активность, которая выражается в неконтролируемом, чрезмерно, даже лихорадочно активном поведении (Д. Добсон). Гиперкинетические расстройства – это группа, которая характеризуется: ранним началом; сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства при выполнении задач; тем, что эти поведенческие характеристики проявляются во всех ситуациях и обнаруживают постоянство во времени (МКБ-10).

Согласно МКБ-10, гиперкинетические расстройства включены в раздел «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте»: F90. Гиперкинетические расстройства: F90.0 Нарушение активности и внимания F90.1. Гиперкинетическое расстройство поведения F90.8. Другие гиперкинетические расстройства F90.9. Гиперкинетическое расстройство неуточненное

В причинах возникновения СДВГ наибольшую роль играют три группы факторов, которые могут проявляться во взаимодействии: 1) генетический фактор; 2) морфо-функциональное повреждение головного мозга в перинатальном периоде развития (связанное с недоношенностью, хронической внутриутробной гипоксией плода, гипоксически-ишемической перинатальной энцефалопатией и т.д.); 3) психосоциальные факторы (недостаточное взаимопонимание между родителями, агрессивные отношения, частые конфликты в семье, неадекватные подходы к воспитанию).

Указанные особенности приводят к низкой успеваемости, несмотря на наличие даже высокого интеллекта. Подростки с СДВГ, данные о психологических характеристиках которых противоречивы, входят в группу риска по развитию патологических зависимостей (преимущественно, химических – от табака, алкоголя, наркотиков). В % случаев ряд симптомов СДВГ может сохраняться и при переходе во взрослый возраст.

Наиболее часто СДВГ диагностируется в возрасте 3-4 или 7-8 лет. Однако, описаны случаи появления его признаков уже на первом году жизни. Ранние проявления (неспецифичны !!!): чрезмерная чувствительность к раздражителям (свету, шуму, микроклиматических факторам), чрезмерно громкий плач, нарушения сна, тремор.

В дошкольном возрасте основными проявлениями являются: статико-моторная недостаточность, диспраксия, чрезвычайная подвижность, беспокойство. В эмоциональной сфере - неуравновешенность, вспыльчивость, сниженная самооценка. В более старшем возрасте может начать доминировать импульсивность, в ряде случаев сочетающаяся с агрессивностью. Возможно наличие тревожно-депрессивной симптоматики.

Клинико-психологические проявления определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью; гиперактивностью; импульсивностью.

От чего зависит выраженность проявлений? нарушения внимания менее выражены при субъективно интересных занятиях; нарушения внимания менее выражены при субъективно интересных занятиях; нарушения познавательных процессов часто связаны с расстройствами слухового гнозиса; нарушения познавательных процессов часто связаны с расстройствами слухового гнозиса; правильная организация материала, делающая его индивидуально понятным, способствует компенсации недостаточности памяти; правильная организация материала, делающая его индивидуально понятным, способствует компенсации недостаточности памяти; произвольная интеллектуальная деятельность продуктивна 5-15 минут, затем 3-7 минут необходимо для восстановления энергии мозга; произвольная интеллектуальная деятельность продуктивна 5-15 минут, затем 3-7 минут необходимо для восстановления энергии мозга; занижена самооценка, повышена тревожность; занижена самооценка, повышена тревожность; дефицит внимания часто сосуществует со способностью к планированию дефицит внимания часто сосуществует со способностью к планированию

Ориентиры психолого-педагогической коррекции: 1. Создание положительной мотивации, ситуации успеха : каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь; каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь; усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются; усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются; в конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами; в конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами; при достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает обещанное вознаграждение. при достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает обещанное вознаграждение.

2. Коррекция негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии. 3. Развитие дефицитарных функций (особенно, внимания). 4. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 5. Помощь специалистов родителям гиперактивного ребенка.

Основные ошибки в воспитании: недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом; недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом; недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка; недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка; неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

УСПЕХОВ ВАМ ! Славова Екатерина Павловна