Презентация к уроку по биологии на тему: Вид, его критерии и структура Подготовила: учитель географии и биологии Базулева Евгения Игоревна
ПЛАН УРОКА II Изложение нового материала 1. Историческая справка 2. Формулировка понятий «вид» и «эволюция» 3. Структура вида 4. Критерии вида 5. Видообразование III Закрепление изученного 1. Практическая работа «Критерии вида» 2. Влияние человека на виды 3. Игровая часть 4. Подведение итога
Человек будущего
- изучить понятие вида, его критерии и структуру; - показать проблемность и актуальность изучения вида и его структуры; Цель урока: - продолжить формирование умений и навыков работы с источниками информации; делать выводы; - патриотическое воспитание.
«Виды неизменимы и созданы творцом» Карл Линней
Жан Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк «Виды изменчивы, поэтому вида нет, и нет эволюции»
Чарльз Дарвин «Вид устойчив и реален»
Шмальгаузен Иван Иванович « Эволюционный процесс – происходящий при смене поколений организмов процесс приспособления биологических систем к условиям окружающей среды»
Вид – совокупность особей, занимающих определённую область распространения, сходных по строению, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство
Критерии вида:
1. морфологический
2. Физиологический 3. Биохимический
4. Основу генетического критерия вида составляет характерный набор хромосом и состав ДНК, определяющие генотип и фенотип организма.
Влияние изоляции
Экологическая изоляция лесной конёк луговой конёк
Вьюрки 5. Экологический критерий вида составляет его специализация в сообществе и место, которое он в нем занимает.
Роза морщинистая шиповник
Дивергенция
Аллопатрическое видообразование
Симпатрическое видообразование
Практическое задание:
1. составить морфологическую, экологическую характеристики для данных организмов; 2. Сравнить их и сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различия. Можно ли на основании полученных данных сделать вывод о видовой принадлежности? Почему? Результаты занести в таблицу Критерии вида (с примером) Показатели для объекта 1 Показатели для объекта 2 Показатели для объекта 3 Морфологический А)Окраска соцветия Б) Форма листовой пластинки Эколого-географический А) характер стебля Б) размер листовой пластинки Вывод:______________________________
1. Хохлатка Плотная 2. Хохлатка Маршала 3. Хохлатка Полая
Решите задачу В 1850 году в Северной Америке выдающийся орнитолог А. Уилсон наблюдал, как одна перелётная стая странствующих голубей более чем на 4 часа закрыла небо. Он подсчитал численность стаи. Она составила более 2 млрд птиц. Блюдо, приготовленное из этой птички, считалось деликатесом. Сосчитайте, через сколько лет стая перестала существовать, если в среднем по всей Северной Америке съедали порций за один день, по 2 птички на порцию
Сравните Осина Тополь
1. морфологический 2. физиологический 3. биохимический 4. генетический 5. географический 6. Экологогический
ПЛАН УРОКА I Проверка домашнего задания II Изложение нового материала 1. Историческая справка 2. Формулировка понятий «вид» и «эволюция» 3. Структура вида 4. Критерии вида 5. Видообразование III Закрепление изученного 1. Практическая работа «Критерии вида» 2. Влияние человека на виды 3. Игровая часть 4. Подведение итога IV Домашнее задание ВОПРОСЫ АНКЕТЫ Какие вопросы изучаемой темы вам показались наиболее интересными и познавательными? Какие вопросы вызвали затруднение? По каким вопросам хотелось бы получить дополнительную информацию? какой этап урока понравился больше, почему? Как вы оцениваете этот урок?