Презентация по литературе. 10 класс. Подготовил учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2090 ( филиал 899) Бирюкова Мария Викторовна. Николай Семенович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Николай Семёнович Лесков Н.С.Лесков Н.С.Лесков (1831 – 1895) (1831 – 1895) Лесков - писатель Лесков - писатель будущего, будущего, и его жизнь и его жизнь.
Advertisements

Творчество Н.С.Лескова. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. Повесть – эпическое произведение, раскрывающее ряд эпизодов из жизни ведущего героя,
Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохове, Орловской губернии, в семье небогатого судейского служащего.
Н.С.Лесков Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники.
«Лесков - писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна.» Л.Н.Толстой.
«Очарованный странник» Цель урока - проанализировать повесть «Очарованный странник». Основные задачи: рассмотреть историю создания повести, определить.
Николай Семенович Лесков( ) Николай Семенович Лесков( )
«Лесков-писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна.» Л.Н.Толстой.
Гуркина Кристина 6А класс.. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по.
Лесков - бытописатель, знаток углов, бесхитростный рассказчик анекдотов. И он же мастер витой речи, виртуоз тайнописи, словесный маг, ничего не говорящий.
( ) – выдающийся писатель, тонкий знаток русского быта, замечательный мастер слова.
И творчество Н.Лескова Подготовила Русинова О., 7 «Б» класс.
Николай Семенович Лесков Николай Семенович Лесков ( г.р. ) Подготовили:Кирпиченко,Каролина и Наджафова Александра.
Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникла у Лескова в 70 – е годы 19 века после спора с писателем Писемским. Писемский.
Н.С. Лесков. Он родился в первой половине 18 столетия в 1831 году, 5 февраля.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
Лесков Николай Семёнович Лесков родился в семье мелкого чиновника, происходившего из духовного сословия, но воспитывался в основном в доме богатых.
( ). "Род наш... происходит из духовенства..." Родился в Орловской губ.; внук священника, сын юриста. "Я ведь вполне самоучка..." Уже с 1846г.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
Транксрипт:

Презентация по литературе. 10 класс. Подготовил учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2090 ( филиал 899) Бирюкова Мария Викторовна. Николай Семенович Лесков. Путь от биографии к повести «Очарованный странник».

Биография Н.С. Лескова 1831, 4(16) февраля родился в селе Горохове Орловского уезда Орловской губернии проходит обучение в Орловской губернской гимназии. Дважды не сдав выпускного экзамена за третий класс, прекращает обучение в гимназии служит в Орловской палате уголовного суда в должности канцелярского служителя 2-го разряда переезжает в Киев, работает в Киевской казенной палате помощником столоначальника возвращается в Киев, работает в канцелярии генерал-губернатора, начинает публицистическую деятельность. 1861, февраль апрель работает корреспондентом московского журнала Евгении Тур «Русская речь». Пишет для журналов «Отечественные записки»и «Время». 1862, январь июнь является постоянным сотрудником петербургской газеты «Северная пчела». Поддерживает правительственные реформы, участвует в полемике с «Современником» создает цикл произведений о русских женщинах: «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница»(1866), «Расточитель» (1867).

Биография Н.С. Лескова публикует памфлетный очерк «Загадочный человек» о революционном движении 1860-х годов, роман «политического характера» «На ножах» (1870). Отходит от полемики с нигилистами. Пишет сатирическую повесть «Смех и горе» завершает работу и публикует роман-хронику«Соборяне» публикует в 1 «Русского вестника» М.Н. Каткова повесть «Запечатленный ангел».Октябрьноябрь публикует в газете «Русский мир» рассказ«Очарованный странник» создает серию рассказов о «русских антиках» праведнический цикл: «Однодум» (1879), «Левша» (1881),«Инженеры-бессребреники» (1887), «Кадетский монастырь» (1889), «Томление духа» (1890) публикует иронические очерки и рассказы о церковных иерархах: «Мелочи архиерейской жизни» (1878), «Епархиальный суд» (1880), «Бродяги духовного чина» (1882). Из-за чего уволен с государственной службы осуществляет издание собрания избранных сочинений в 10 томах пишет мемуарную повесть «Юдоль» выходит в свет 11-й том сочинений. (12-й том был напечатан после смерти писателя.) 1894 публикует последние публицистические произведения«Заячий ремиз» и «Зимний день» февраля (5 марта) Николай Семенович Лесков умер. Похоронен в Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Путь к повести «Очарованный странник» "Мысль о создании цикла рассказов, посвященных праведникам земли русской, возникла у Лескова в 70 –е годы 19 века после спора с писателем Писемским. Писемский писал Лескову о том, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно. Такое признание друга и собрата по перу поразило Лескова: «Как, неужели, в самом деле, не видать ничего, кроме дряни?» Так возникают очерки и рассказы, в которых Лесков опровергает утверждение Писемского. Это такие произведения, как «Левша», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник». В рассказах и очерках Лескова описаны благородные люди с неповторимыми судьбами. Поистине, Лесковские герои – праведники. Они говорят правду и несут в свет правду.

История создания и публикация повести «Очарованный странник» К началу семидесятых годов, после «неудачного»романа «На ножах», Н. С. Лесков оставляет этот жанр и стремится утвердить права того литературного рода, который стихийно складывался в его творчестве. С этим периодом совпал и заметный перелом в мировоззрении Лескова. Он оказался на распутье: еще не порвана связь с церковью, но в то же время писатель не только с болью критикует положение и состояние православной церкви, но уже становится на путь, который приводит его в конце жизни к принятию нравственного учения Л. Н. Толстого. Летом 1872 года Лесков совершил путешествие по Ладожскому озеру, во время которого посетил остров Валаам. «В незыблемой твердыне русского иночества, пребывающего здесь во всей чистоте древней христианской общины», зарождался замысел рассказа о русском страннике. Результатом поездки явились очерк «Монашеские острова на Ладожском озере» и рассказ «Черноземный Телемак» (первоначальное название повести «Очарованный странник»).

История создания и публикация повести «Очарованный странник» Первоначальное название "Русский Телемак» подчеркивало национальный характер героя и трудность его судьбы. Известно, что Телемак сын Одиссея. Вторым названием повести стало "Черноземный Телемак". Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека "от земли", крепостного. Но и это название было изменено. Окончательный его вариант "Очарованный странник" делает акцент сразу на два слова: "странник" и "очарованный. И очерк, и рассказ были посланы в Москву в редакцию «Русского вестника». С «Монашескими островами...» дело затянулось, и печатание очерка было отложено, а о рассказе сотрудник редакции журнала Н. А. Любимов писал автору: «Многоуважаемый Николай Семенович, Михаил Никифорович(М. Н. Катков главный редактор журнала «Русский вестник» ) прочел «Черноземного Телемака» и после колебаний пришел к заключению, что печатать эту вещь будет неудобно. Он советует вам подождать печатать эту вещь». Отказ в публикации рассказа огорчил Лескова. Разрыв писателя с М.Н. Катковым и его журналом становился неизбежным. Впервые повесть была опубликована в газете«Русский мир», где она и прошла с 15 октября по 23 ноября 1873 года под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». Посвящение повести С.Е. Кушелеву имело свое объяснение: «дебют» повести Лескова в свете состоялся именно в кушелевком доме.

Древнерусские традиции в повести « Очарованный странник» -Композиционное и смысловое значение мотива пути, странничества, дороги в повести Лескова; внешняя ориентация повести на древнерусский жанр хождений героя по неизведанным землям: повествование от первого лица, достоверность изображения, рассказ о чужих землях, о нравах и обычаях иноверов; переосмысление Лесковым жанра «хождения»: значимо не передвижение героя в пространстве, но история его жизни и духовных странствий; интерес сосредоточен на психологической природе поступков персонажа; следование композиционному канону житийной литературы; разработка Лесковым параллели «жизнь житие», принципиальное отступление от традиции изображения праведных; для писателя важен не факт путь искупления греха; решение проблемы греха и его искупления в древнерусской литературе и повести «Очарованный странник»; интерпретация Лесковым сюжетного мотива паломничества к святым местам и духовного подвига героя.

Художественные особенности Повествовательная организация повести представляет собой сказ воспроизведение устной речи, имитацию рассказа. Причем воспроизводится не только манера речи рассказчика, Ивана Флягина, но и речевые особенности тех персонажей, о которых он рассказывает. Повесть делится на 20 глав, первая представляет собой своеобразную экспозицию, пролог, остальные повествуют о жизни героя и являются отдельными почти законченными историями. Логика повествования определяется не хронологией событий, а воспоминаниями и ассоциациями рассказчика («что вспомню, то, извольте, могу рассказать»). Повесть обнаруживает сходство с каноном жития: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями. Среди разнообразных приключений Ивана два эпизода являются основными: плен у киргизов и история цыганки Груши и любви к ней Ивана. В этих эпизодах Лесков воскрешает темы и образы русской романтической литературы х годов. Такое «воскрешение» романтики было характерным явлением в литературе начала 1870-х годов. Романтическая тема «плена» изображена реалистически, дана в восприятии героя и рассказана его языком. При этом она проникнута истинной поэзией (описание степи, воспоминания о родной деревне. Такая художественная перекличка Лескова с Лермонтовым, Тургеневым и Толстым – свидетельство того, что Лесков как художник чувствовал себя в силах браться за разработку тем, уже затронутых его великими предшественниками и современниками.

Художественные особенности. Жанр произведения нельзя определить однозначно. Прежде всего, это повесть. Но в ней присутствуют черты авантюрного романа и житийной литературы. Сама фигура странника связана с традициями русского фольклора, а образ его ассоциируется с образом скитальца, праведника, есть общее в повести с жанром «хождения» древнерусской литературы. «Очарованный странник» разбивается на микро сюжеты чтобы лучше показать формирование характера главного героя. Все микро сюжеты повести связывает главный герой – Иван Северьянович. Одна из основных тем произведения – ТЕМА БОГАТЫРСТВА. Русский сказочный, былинный, реальный странник рано или поздно оказывается на распутье. С темой Богатырства тесно связана ТЕМА РОДИНЫ. Произведение пропитано фольклорными мотивами. В них звучат лирические, обрядовые песни, пословицы, заговоры, поговорки. Русский язык в произведении звучит завораживающей музыкой, произведение – это житие русского народа, эта книга хранит в себе загадку русской души. «Знойный вид, жестокий; простор – краю нет; травы, буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море волнуется, и по ветерку запах несёт; овцой пахнет, а солнце обливает, жжёт, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится и тут глубине тоски дна нет …. Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмётся, обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещённую землю и заплачешь».

Смысл названия повести Название «Очарованный странник» многозначно. Материнской волею обещан, Иван Северьянович Флягин Богу. В повести выведен человек со сложным характером, не всегда умеющий отделить добро от зла и недобрые чары управляют судьбой героя. Осознание этого является важнейшим началом в общем понимании произведения. Чувство прекрасного, очарованность миром, желание овладеть красотой ещё одна важная составляющая образа. Первоначально автор хотел назвать своё произведение «Чернозёмный Телемак». Телемак сын Одиссея. Античное предание гласит о том, что он отправился на поиски отца в сопровождении своего воспитателя Ментора. Этот сюжет послужил основой романа Фенелона «Приключения Телемака». Своеобразный воспитательный роман был призван научить молодого герцога управлять страной на благо своих подданных. Смысл слова «Странник» на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире. Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души и душ других людей. Вся жизнь человека – это большое путешествие от начала и до конца, от рождения и до смерти. Автор ведет своего героя от события к событию и доводит его «до последней житейской пристани – до монастыря»...

Смысл названия повести Слово «очарованный» также имеет широкий смысл. Его значение связано с глаголом "очаровываться". Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши. Прилагательное "очарованный" можно также связать со словами "околдованный", "оцепенение". Действительно, главный герой совершает неосознанные поступки (убийство монаха, спасение графа, воровство лошадей и т.д.) Наконец, "очарованный" можно сравнить со словом "чары". Главный герой считал, что рок, судьба, родительское предначертание - причины всего происшедшего с ним: "...я многое даже не своею волею делал...» Итак, Очарованный странник – это человек, призванный пройти по жизни, принимая ее такой, какая она есть, находясь под ее очарованием, выполняющий все, что ему предназначено.

Взгляд критиков А. Волынский :«На что бы ни посмотрел религиозный человек из простого народа, все приобретает для него чудесное значение. Он видит Бога в явлениях и эти явления кажутся ему одною воздушною цепью, которая связывает его с последним убежищем духа. Совершая свою житейскую дорогу, он проливает на нее свет своей младенческой веры, не сомневаясь, что дорога ведет его к Богу. Эта мысль проходит через весь рассказ Лескова «Очарованный странник». Подробности его поражают своей оригинальностью, и местами, сквозь густые краски бытового описания, чувствуется натура писателя, с ее разнообразными, явными и тайными страстями. Дикие и нежные образы чередуются в вихре бытовых и романтических происшествий. Но под внешними событиями рассказа струится тихая религиозная стихия, неразлучная с душой Лескова. Герой рассказа назван очарованным странником, и в этом названии выступает целое мировоззрение писателя. Очарование это мудрая и благостная судьба, которая, подобно чудесной иконе в «Запечатленном Ангеле»,сама ставит человеку разные искушения.

Г. Гунн :Очарованный странник» это тип «русского скитальца» (говоря словами Достоевского). Конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими «лишними людьми» Онегиным, но он тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирен и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться. Но покою ему нет. В жизни он не участник, а только странник. Похождения «странника» сказочны не менее, чем история Левши. У этого героя есть реальный прототип великий землепроходец и мореход, тверской купец Афанасий Никитин, который молится, любит Родину, он в чужой земле «исстрадался по вере», и, хотя бояре русской земли « не добры », а нет ее лучше... Художественное новаторство Лескова в «Очарованном страннике» не было оценено критикой: повесть осталась незамеченной, а то, что было в ней своеобразного, вызвало только удивление. В этом смысле характерна позднейшая статья Н. К. Михайловского («Литература и жизнь» «Русское богатство», 1897, 6, стр. 104): «В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку». Взгляд критиков

Заключение В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского праведника», которому дорог христианский идеал деятельного добра как верный путь к будущему спасению и вечной жизни. Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят добро для самого добра. Внешний облик героя напоминает русского богатыря Илью Муромца, а неуемная жизненная сила Флягина, требующая выхода, наталкивает читателя на сравнение со Святогором. Он так же, как и богатыри, несет в мир доброту. Таким образом, в образе Флягина происходит развитие фольклорных традиций былин. Вся жизнь Флягина прошла в дороге, его жизненный путь - путь к вере, к тому миропониманию и душевному состоянию, в котором мы видим героя на последних страницах повести: «мне за народ очень помереть хочется». В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл; именно на дорогах жизни «очарованный странник» вступает в контакт с другими людьми, открывает новые жизненные горизонты. Флягин- вечный странник. Читатель встречает его в пути и расстается с ним в преддверии новых дорог. Повесть заканчивается на ноте исканий.