Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине ЛУНИНА Инна Александровна Теория и практика налоговых реформ
2 Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине 1-7 июля 2013 г. Теория и практика налоговых реформ Негативные последствия финансово-экономического кризиса гг. для государственного долга и бюджетов стран выдвинули на повестку дня финансовой политики вопросы оздоровления государственных финансов, в частности, путем реформирования налоговых систем. Приоритет – социально справедливого повышения доходов государства: увеличение максимальных ставок налога на доходы физических лиц; введение налогов на имущество (включая финансовые акутивы), которые благодаря высоким свободным от налогообложения суммам должны затрагивать наиболее состоятельные слои населения.
3 Теория и практика налоговых реформ Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине 1-7 июля 2013 г. Внимание разных стран к вопросам повышения налоговой нагрузки на богатых связано с: ростом дифференциации доходов населения; увеличением доходов от имущества и предпринимательской деятельности; ростом концентрации имущества и имущественного расслоения населения.
4 Теория и практика налоговых реформ Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине 1-7 июля 2013 г. Концентрация богатства ведет к: социальной нестабильности, неэффективному использованию ресурсов национальной экономики (вследствие снижения спроса домохозяйств и финансированию потребления за счет чрезмерного роста их долгов); увеличению спекулятивных рисков, которые – на слабо регулируемых рынках – приводят к финансовому кризису. Владельцы большых состояний (финансовых активов) больше других слоев населения выиграли от государственной антикризисной поддержки, которая привела к росту государственных долгов.
5 Теория и практика налоговых реформ Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине 1-7 июля 2013 г. Согласно теоретическим концепциям формирования налоговых систем справедливое налогообложение должно базироваться на двух основных принципах: эквивалентности; платежеспособности. В соответствии с принципом эквивалентности (выгоды, полезности) распределение налогов должно отвечать той выгоде, какую налогоплательщик получает от государства. В соответствии с принципом платежеспособности (или экономических возможностей) каждый должен отдавать государству часть своих доходов, которая отвечает его способности платить. ( Ф. Нитти – принцип налогоплатежной способности – уплата налогов соответственно своему доходу и благосостоянию).
6 Теория и практика налоговых реформ Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине 1-7 июля 2013 г. Индикаторы платежеспособности (экономических возможностей) – доход, имущество, потребление. Возможности удовлетворения индивидуальных потребностей в условиях рыночной экономики тесно связаны с получаемыми доходами. Достоинства потребления как индикатора платежеспособности: отсутствие проблем с оценкой дохода; исключение сбережений из налогообложения (стимул к накоплению и росту производительности, а следовательно к увеличению потребления в будущем).
7 Теория и практика налоговых реформ Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине 1-7 июля 2013 г. Аргументы в пользу применения имущества как индикатора финансовых возможностей: особые свойства имущества, которое может обеспечивать получение дополнительного дохода. Всегда более платежеспособными являются лица, обладающие имуществом, которое... само по себе составляет основание для образования дохода, независимо от личных качеств и трудоспособности его владельца (Соболев М.Н, 1925 г.); особый налоговый потенциал имущества, который связан с такими функциями имущества как надежность и обеспечение экономической самостоятельности, независимо от текущего дохода; увеличение имущества способствует увеличению социального влияния, престижа и власти.
8 Теория и практика налоговых реформ Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине 1-7 июля 2013 г. Достоинства налогов на имущество: могут служить дополнением к налогу на доход, закрывая возможные пробелы в налогообложении доходов; увеличивают налоговое бремя на более богатых граждан, реализуя идею социальной справедливости; позволяют уменьшить несправедливость налогообложения, вызванную такими явлениями как избегание налогообложения и минимизации налогового бремени. отвечают не только принципу платежеспособности, но и принципу эквивалентности – разные виды собственности находятся под защитой государства (недвижимость, вклады, ценные бумаги); стоимость недвижимости зависит от развития инфраструктуры, благоустройства населенного пункта по месту ее расположения. не оказывают непосредственного отрицательного влияния на предложение рабочей силы и инвестиции в человеческий капитал.
9 Теория и практика налоговых реформ Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине 1-7 июля 2013 г. Исходя из классификации ОЭСР можно выделить несколько основных групп налогов на имущество, которые при условии использования сравнительно высоких минимальных показателях базы налогообложения, фактически становятся налогами на богатство: налоги на недвижимое имущество; налоги на чистое богатство; налоги на наследство и дарение; налоги на финансовые и капитальные трансакции.
10 Теория и практика налоговых реформ Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине 1-7 июля 2013 г. Подходы к определению базы налогообложения недвижимого имущества: оценочная стоимость земли и зданий (Греция, Дания, Корея, Норвегия); расчетная величина арендной платы (Франция); кадастровая оценка недвижимости (Испания, Мексика); площадь первого этажа здания (Польша, Словения, Чехия). Бюджетные доходы от налогов на недвижимое имущество в странах ОЭСР колеблются от приблизительно 3,5-3,0% ВВП (США, Великобритания) до 0,1% ВВП (Швейцария, Люксембург).
11 Теория и практика налоговых реформ Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине 1-7 июля 2013 г. Налоги на чистую стоимость имущества (чистое богатство), которые взимаются с накопленного имущества (богатства) определенного лица (недвижимости, ценных бумаг, банковских депозитов и сбережений, инвестиций в реальный капитал частных предприятий и корпораций), исходя из чистой стоимости его активов (за вычетом долгов). В странах ЕС только Франция (с частных лиц) и Люксембург (с обществ с привлекаемым капиталом) взимают налог на чистую стоимость имущества. Франция использует классическую модель такого налога (с 1981 г.).
12 Теория и практика налоговых реформ Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине 1-7 июля 2013 г. К налогооблагаемым активам относятся: недвижимое имущество, автомобили и другие транспортные средства; мебель (кроме предметов старины и антиквариата), кони, ювелирные изделия, акции и облигации, стоимость сертификатов страхования жизни. Не облагаются налогами: активы, необходимые для ведения бизнеса; произведения искусства; памятники старины старше чем 100 лет; сбережения в пенсионных фондах; портфельные инвестиции и денежная наличность нерезидентов.
13 Теория и практика налоговых реформ Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине 1-7 июля 2013 г. Налоги на наследство и дарения важны с точки зрения соблюдения общих принципов справедливого налогообложения – налоги позволяют перераспределять доходы с целью предупреждения социального неравенства. Налог на дарения также важен с точки зрения предупреждения случаев уклонения от налога на наследство. Обычная практика многих стран – полное или частичное освобождение от налога на наследство супругов и родственников. Бюджетные поступления от налогов на наследство колеблются от 0,01% ВВП (Австрия) до 0,7% ВВП (Бельгия).
14 Теория и практика налоговых реформ Международный опыт повышения справедливости налогообложения и возможности его применения в Украине 1-7 июля 2013 г. Для повышения социальной справедливости налоговой системы Украины, учитывая высокий уровень теневой экономики, целесообразно: ввести налог на накопленное чистое имущество (недвижимое имущество, водный и воздушный транспорт, мощные автомобили, ценные бумаги, банковские депозиты и сбережения, инвестиции в реальный капитал) с использованием высокой минимальной стоимости таких активов, освобождаемых от налога, и невысокой налоговой ставки (0,5-1,0; пересмотреть подходы к налогообложению наследства и дарения (повысить ставки налога на наследство (как для наследников первой степени родства, так и наследников, которые не являются членами семьи наследодателя первой степени родства), предусмотреть освобождения от таких налогов имущества, стоимость которого не превышает определенную величину.
14