Организация контроля качества образования в современном вузе компетентностный подход.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель и предмет индикатор показатели Источник получения данных Что измерять? Чем измерять? Как рассчитать? Откуда взять?
Advertisements

КОНСТРУКТ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ. Типы задач на Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы Выступление на семинаре учителя ГБОУ СШ 19 Смирновой Александры Михайловны 18 февраля.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Реализация плана урока. Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
1 Кафедра иностранных языков «Разработка методик использования инновационных технологий обучения, активных и интерактивных форм проведения занятий» Исполнитель.
Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Свистунов А.А. Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕШЕНИИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» Елена Константиновна ПАВЛЕНКО.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЯ О. А. Смоляк, доцент кафедры культурологии Пермского государственного института.
Работа с текстом на уроке физики Автор презентации : Учитель физики ГОУ СОШ367 Санкт-Петербурга Лыкова Марина Лазаревна.
Транксрипт:

Организация контроля качества образования в современном вузе компетентностный подход

Основные задачи в формировании новой системы средств оценки качества подготовки выпускников ориентация учебного процесса на результаты образования – четкое определение того, что именно будет знать и уметь выпускник, чтобы по окончании вуза он был востребованным на рынке труда; изменение формы представления результатов обучения: вместо традиционного их описания в формулировках знаний, умений и навыков (ЗУНов) – характеристика приобретаемых выпускником компетенций (выработанных у студента интегративных поведенческих моделей профессиональной и социальной активности); непрерывный и многоаспектный контроль над процессом обучения – создание методологии и методик оценки качества образования.

Вопросы, на которые надо найти ответы Оценивать или не оценивать? Зачем проводить оценку? Что (кого) оценивать? Когда оценивать?Как оценивать? Есть ли необходимые для оценки данные и насколько они точны? Какие ресурсы потребует оценка и имеет ли она все еще смысл?

Требования к контролю качества обучения в вузе формирование компетенций, соответствующих определенному уровню образования и квалификации Требования к результатам освоения основных образовательных программ(ООП) активные и интерактивные формы проведения занятий организация встреч с представителями работодателей мастер-классы экспертов и специалистов Требования к условиям реализации ООП разработка объективных процедур оценки уровня знаний, умений, компетенций создание условия для максимального приближения программ контроля успеваемости к условиям их будущей профессиональной деятельности, привлечение в качестве внешних экспертов работодателей, преподавателей смежных дисциплин Требования к оценке качества освоения ООП

Оценка эффективности обучения оценка процесса обучения (по степени достижения целей – Б. Блум, А. Хэмблин, Р. Тайлер, Ю.И. Иванов, И.Я. Конфедератов и др., Б.А Душков; Ф. Соле Пареллада, М. Мирабет Вальонеста). Критерии оценки могут быть разные – важна направленность оценки оценка результатов обучения (по соотношению результатов и затрат – В.А. Жамин; С.Л Костанян, В.В.Кошкин) комплексная оценка процесса и результатов обучения (по 4 уровням – реакция участников, процесс обучения, изменение поведения участников, результаты – Д. Киркпатрик; (CIPP) – по контексту; оценивание на входе; оценка процесса; оценка продукта – Стафлебим, по 5 уровням – реакция участников, процесс обучения, изменение поведения участников, результаты, возврат на инвестиции – Д. Филипс ).

Зарубежные системы оценки качества образования уровневая модель Д. Кирпатрика (Donald L. Kirkpatricks training evaluation model ) целевой подход Тайлера (Tylers Objectives Approach) модель Скривенса (Scrivens Focus On Outcomes) модель Стафлебима (Stufflebeam) CIPP; схема CIRO натуралистический подход Губа (Gubas Naturalistic Approach) модель Брюса ААРОНА (Bruce Aarons Model) модель Джека ФИЛИПСА ROI (Return on Investment).

Модель Стафлебима CIPP (Stufflebeam) Расшифровывается следующим образом: Context evaluation (Контекстное оценивание) Input evaluation (Оценивание на входе), Process evaluation (Оценивание процесса) Product evaluation (Оценивание продукта).

Структура модели Контекст – определяется цель, преследуемая аудиторией, а также определяются потребности, которые должны быть удовлетворены. Продукт – оцениваются полученные результаты, проверяется, были ли достигнуты цели, вносятся поправки: как следует разрабатывать план в следующий раз. Вход – определяются ресурсы, возможные альтернативные стратегии, а также определяется самый простой способ удовлетворить потребности, установленные выше. Процесс – оценивается, насколько хорошо выполняется разработанный план. Модель Стафлебима

Модель учета составляющих результата образования (по таксономии Б. Блума) Когнитивная сфера Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Аффективная сфера Восприятие Реагирование Ценностные ориентации Организация Психомоторная сфера Имитация Управление Точность Сочленение Натурализация

ОзнакомлениеПониманиеПрименениеАнализСинтезОценка 1.Назовите основные части… 8.Объясните причины того, что… 15. Изобразите информацию графически 22.Раскройте особенности… 29. Предложите новый (иной вариант…) 36. Ранжируйте… и обоснуйте… 2. Сгруппируйте вместе все… 9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16.Предложите способ, позволяющий… 23.Проанализируйт е структуру… с точки зрения… 30. Разработайте план, позволя- ющий (препятст- вующий)… 37. Определите, какое из решений является опти- мальным для… 3.Составьте список понятий, касающихся… 10.Покажите связи, которые, наваш взгляд, существуют между… 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… 24.Составьте перечень основных свойств характе- ризующих с точки зрения… 31.Найдитенеобыч ный способ, позволяющий… 38.Оцените значимость… для... 4.Расположите в определён-ном порядке… 11.Постройте прогноз развития… 18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… 25.Постройте классификацию на основании… 32. Придумайте игру, которая… 39.Определите возможные кри- терии оценки… 5.Изложите в форме текста… 12. Прокомментируйте положение о том, что… 19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий 26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)то, что… 33. Предложите новую(свою) классификацию… 40. Выскажите критические суждения о… 6.Вспомните и напишите… 13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… 20.Проведите презентацию… 27.Сравните точки зрения… и … на… 34.Напишите возможный сценарий развития… 41.Оцените возможности…для… 7.Прочитайте самостоятельно… 14.Приведите пример того, что (как, где)… 21.Рассчитайте на основании данных о… 28.Выявите принципы, лежащие в основе… 35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… 42. Проведите экспертизу состояния… Примеры формулировок профессиональных задач по таксономии Б. Блума

Учет структуры понятия «компетенция», принятом в общеевропейском проекте «TUNING » «ЗНАНИЕ КАК БЫТЬ» ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими в социальном контексте «ЗНАНИЕ КАК ДЕЙСТВОВАТЬ» практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации «ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ» знание академической области, способность знать и понимать

Пример: структура компетенции «готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям» с указанием составляющих действий А1 – представляет культуру как ценностно-смысловое единство и имманентные закономерности ее развития; А2 – понимает особенности развития отечественной культуры; А3 – знает исторические этапы появления основных видов искусства, их роль и место в культурном процессе; А4 – имеет представление об основных религиозных конфессиях и истории развития религиозных представлений. В области знания и понимания (А): В1 – ориентируется в формах культуры, их возникновении и развитии, знает культурные нормы, ценности, механизмы сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта; В2 – анализирует исторические и региональные типы культур, их динамику; В3 – ориентируется в традициях свободомыслия в духовной культуре В4 – способен к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; В области интеллектуальных навыков (В):

Пример: структура компетенции «готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям» С1 – использует полученные знания для экспертной оценки явлений культуры и произведений искусства; классифицирует ценности; С2 – имеет навыки поисков социального и культурного взаимодействия, религиозной терпимости, толерантности; С3 – грамотно и логично излагает учебный материал, ведет дискуссию, формулирует свое отношение к проблеме; С4 – самостоятельно работает с учебной литературой и источниками в сети Интернет, обрабатывает ее для подготовки к выступлениям на семинарах и подготовке творческих работ; С5 – использует свои знания в области информационных технологий для создания презентаций выступлений и творческих работ. В области практических навыков (С): Д1 – корректно участвует в дискуссиях со смежными специалистами в области гуманитарного знания; Д2 – доказывает обоснованность своих суждений в области культуры В области переносимых навыков (Д)

Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза В качестве проверочного ориентира используют: Дублинские дескрипторы (европейские отличительные признаки) Европейскую рамку квалификации Национальную рамку квалификаций УровниПороговыйПродвинутыйВысокий

Особенности реализации компетентностного подхода в организации контроля качества образования в современном вузе Компетенция - интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но, в значительной степени, самой образовательной средой вуза и используемыми образовательными технологиями – соответственно и данные параметры должны проходить процедуру оценки. Оценка компетенций – новая для вузовской системы задача, которую невозможно решить лишь с помощью традиционных методов контроля и инструментов оценки. Оценка компетенций является составной частью образовательной системы и выполняет две основные функции: функцию контроля за получением образовательного результата – сформированности компетенций в процессе освоения ООП; функцию подтверждения уровня квалификации (присвоение диплома) по завершению освоения ООП.

Источники Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов.–М.:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, – 52 с pdf pdf Девять основных моделей оценки эффективности обучения Оценка эффективности обучения learn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6 0: &catid=12:biblioteka- online&Itemid=17 learn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6 0: &catid=12:biblioteka- online&Itemid=17