Тема 8. Правовое регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для банковского рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Антимонопольный контроль. Понятие, основания, объекты антимонопольного контроля. Критерии антимонопольного контроля.
Тема 4. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Теория отраслевых рынков. Антимонопольное законодательство
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности Финансовое и банковское право. Тема 7.
Банкротство финансовых организаций. Под финансовыми организациями понимаются: кредитные организации; кредитные организации; страховые организации; страховые.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЗАЩИТА ПРОТИВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ О.В. Новосельцев, к.т.н., к.ю.н., патентный поверенный РФ, президент Компании.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
ЦЕЛЬ ЦЕНТРА: ИЗУЧЕНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ, А ТАКЖЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Государственных органов и органов местного самоуправления, их.
Транксрипт:

Тема 8. Правовое регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг

Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, регулируются следующими законодательными актами:

Законодательные акты Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г., с которым мы подробно познакомились на прошлом занятии

Законодательные акты Законом «О естественных монополиях» от 19 июля 1995г.

Законодательные акты Указанные два закона применяются в том случае, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках

Законодательные акты Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст.31)

Законодательные акты Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (ст.32)

Законодательные акты Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах» (ст.10, п.2)

Законодательные акты Федеральным законом РФ «О рынке ценных бумаг» (ст.30, ст.51 п.7) и др.

Законодательные акты Основополагающим законом является Федеральный закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый Государственной Думой РФ 4 июня 1999 г.

«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» Этот закон регулируюет отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг, на рынке иных финансовых услуг и отношения, связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг

«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» В законе даны определения следующих понятий: * финансовая услуга * финансовая организация * рынок финансовых услуг * конкуренция на рынке финансовых услуг * недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг * доминирующее положение финансовой организации * концентрация капитала на рынке финансовых услуг

«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» финансовая услуга деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц, причем в качестве финансовых услуг рассматриваются осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров доверительного управления денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера

«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» финансовая организация юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг

«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» Положения Закона в отношении финансовой организации распространяются и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг

«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» рынок финансовых услуг сфера деятельности финансовых организаций на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям

«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке

«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям конкурентам на рынке, либо нанести ущерб их деловой репутации

«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» доминирующее положение финансовой организации объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими финансовыми организациями) на рынке, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке или затруднить доступ на рынок другим финансовым организациям

«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» концентрация капитала на рынке финансовых услуг слияние, присоединение финансовых организаций, приобретение ими активов или акций (долей в уставном капитале) друг друга, а также приобретение третьими лицами активов или акций (долей в уставном капитале) финансовой организации и др.

«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» В Законе определены также формы недобросовестной конкуренции, а именно: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации; некорректное сравнение финансовой организацией предоставляемых ею услуг с услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями; получение, использование и разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством РФ

«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» При этом под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями понимаются действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключение соглашений или ведение согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству РФ и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям конкурентам либо нанесли ущерб их деловой репутации

«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» Государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в случаях:

Критерии госконтроля за финансовыми организациями приобретение в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20% акций (долей в уставном капитале) финансовой организации

Критерии госконтроля за финансовыми организациями приобретение в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц) активов финансовой организации, величина которых превышает величину активов финансовой организации, установленную Правительством РФ

Критерии госконтроля за финансовыми организациями приобретение юридическим и физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения либо иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа

Критерии госконтроля за финансовыми организациями создание финансовой организации и изменение уставного капитала финансовой организации

Критерии госконтроля за финансовыми организациями слияние, присоединение финансовых организаций

Задачи МАП и ЦБ Федеральный антимонопольный орган по защите конкуренции на рынке финансовых услуг совместно с Центральным банком РФ решает следующие задачи:

Задачи МАП и ЦБ содействуют развитию конкуренции на рынке финансовых услуг

Задачи МАП и ЦБ предупреждают, ограничивают и пресекают недобросовестную конкуренцию и пресекает злоупотребления, связанные с доминирующим положением финансовой организации на рынке

Задачи МАП и ЦБ МАП осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг

Функции МАП направление в Правительство РФ предложений по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг и практике их применения, а также заключений на проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам функционирования рынка финансовых услуг и развития конкуренции на нем

Функции МАП выдача рекомендаций Центральному банку РФ, федераль­ным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на развитие конкурен­ ции на рынке финансовых услуг

Функции МАП контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг при заключении соглашений и ведении согласованных действий финансовых организаций

Функции МАП контроль за слиянием, присоединением финансовых организаций и приобретением прав, активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций

Функции МАП установление фактов нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Полномочия МАП давать финансовым организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг и/или об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, о заключении договоров с другим лицом, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Полномочия МАП направлять в Правительство РФ, ЦБ РФ предложения об отмене принятых федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком РФ нормативных и иных правовых актов или о приостановлении их действия, а также о расторжении или об изменении заключенных ими соглашений либо согласованных действий, противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Полномочия МАП направлять в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предписания об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, а также о расторжении или об изменении заключенных ими соглашений либо согласованных действий, противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Полномочия МАП вносить в органы, выдающие лицензии на осуществление деятельности на рынке финансовых услуг, представления об аннулировании лицензий у финансовых организаций, нарушающих антимонопольное законодательство и иные нормативные акты о защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Полномочия МАП принимать решения о наложении штрафов на финансовые организации и административных взысканий на руководителей этих организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Полномочия МАП обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе о признании полностью или частично недействительными договоров, противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, об обязательном заключении договора с другим лицом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Полномочия МАП направлять в правоохранительные органы заявления о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, а также материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Полномочия МАП устанавливать наличие доминирующего положения финансовых организаций на рынке финансовых услуг

Полномочия МАП устанавливать факты злоупотреблений финансовыми организациями доминирующим положением, нарушений запретов на соглашения и согласованные действия, недобросовестной конкуренции, а также квалифицировать действия финансовых организаций как нарушающие антимонопольное законодательство и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Полномочия МАП издавать, в том числе совместно с Центральным банком РФ, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, нормативные акты, рекомендации и указания по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе по отдельным видам финансовых организаций

Полномочия МАП давать, в том числе совместно с Центральным банком РФ, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Полномочия МАП осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ

Полномочия МАП обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе о признании полностью или частично недействительными договоров, противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, об обязательном заключении договора с другим лицом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Предписания МАП В случае нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (их должностные лица), финансовые организации (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны в соответствии с решениями и предписаниями федерального антимонопольного органа прекратить нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим лицом, отменить акт, не соответствующий антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, выполнить иные действия, предусмотренные решениями и предписаниями федерального антимонопольного органа.

Санкции МАП В случае нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг федеральный антимонопольный орган вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с законодательством РФ

Ответственность За противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, финансовые организации (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную, уголовную либо иную ответственность в соответствии с законодательством РФ

Уголовная ответственность Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 УК РФ («Монополистические действия и ограничение конкуренции»). В соответствии с данной статьей (п.1) установление монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет

The end Спасибо за внимание!