Технология развития критического мышления через письмо и чтение на уроках русского языка и литературы Пржиалковская Н.В., учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование на уроках в начальной школе приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Совместное.
Advertisements

Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Технология развития критического мышления Разработчики технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» – американцы Чарльз Темпл, Курт.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Т ЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ и русского языка Выполнила: Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо » на уроках русского языка и литературы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Севостьянова Ольга Викторовна. «Метод проектов» «Портфолио» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» «Дебаты» «Сообщество»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Технология развития критического мышления. Критическое мышление- -это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся для формирования мыслительной.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма Дерябина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Зеленокумска»
Отчёт о работе методического объединения учителей иностранного языка уч. г. Руководитель МО: Демидова Е. А.
Технология развития критического мышления Творческая группа учителей под руководством Ибятовой Л.З. МБОУ СОШ 32 г.о. Самара.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Транксрипт:

Технология развития критического мышления через письмо и чтение на уроках русского языка и литературы Пржиалковская Н.В., учитель русского языка и литературы Дактуйской МСОШ 2011 год

2 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях. В России она появилась в 1997 году. Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии. Международный журнал «Перемена» о развитии критического мышления.

Критическое мышление - направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата

Особенности развитого критического мышления (КМ) Оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, стремление к разносторонней осведомленности, поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований), склонность к применению навыков критического мышления в жизни.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, к которому у нас относят программы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова в начальной школе. А вот в среднем звене господствует традиционная методика преподавания в массовой школе, не предполагающая диалога, а нацеленная на знания, умения, навыки.

6 Образовательные результаты РКМЧП: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

В процессе применения технологии развития критического мышления: происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; появляется возможность объединения отдельных дисциплин; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В технологии КМ выделяют три стадии: I.Стадию вызова. II.Стадию осмысления новой информации. III.Стадию рефлексии. Перерабатываем предшествующий опыт, ощущаем недостаточность информации, знакомимся с новым, сопоставляя с тем, что известно, присваиваем информацию, запоминаем – это базовая модель восприятия любой информации

СтадияФункция ВызовМотивационная Информационная Коммуникационная Осмысление содержания Информационная Систематизационная Мотивационная РефлексияКоммуникационная Информационная Мотивационная Оценочная

Вызов (актуализация знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учениками собственных целей) Ученик «вспоминает», что ему известно по данному вопросу, делает предположения, систематизирует информацию, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответы Приёмы, методы: Приём «Верные и неверные утверждения; Приём «Составления кластеров, таблиц»; Приём «Толстые и тонкие вопросы»; Приём «Отсроченная отгадка»; Метод «Мозговой штурм» Помните! На первой стадии делаем не вызов вообще, а вызов именно той информации, заключенной в тексте, который будет использоваться на стадии осмысления.

Стадия вызова Тип урока: работа с информационным текстом Урок русского языка в 8 классе по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Осмысление содержания (получение новой информации; корректировка учеником целей обучения) Ученик читает, делает пометки по мере осмысления информации Приёмы: Инсерт Кластер Фишбоун Таблица Чтение с остановками (данные приёмы помогают направить восприятие информации) Помните! Каждая стадия урока не должна существовать сама по себе и для себя – они должны логически, последовательно вытекать одна из другой.

Стадия осмысления Тип урока: работа с информационным текстом Урок русского языка в 8 классе по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Рефлексия (размышление, логическое завершение предыдущих действий, присвоение нового) Соотношение «новой» информации со старой Осмысление материала Приёмы, методы: Установление причинно – следственных связей Возвращение к кластеру Осмысление ключевых слов, эпиграфа, проблемы Устные и письменные беседы, экспресс – опросы Дискуссии Творческая работа Важно, чтобы происходило переосмысление предыдущих действий, проверка их на правильность!

Стадия рефлексии Тип урока: работа с информационным текстом Урок русского языка в 8 классе по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Технология РКМЧП – надпредметная, всепроникающая, она применима в любых программе и предмете. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Технология РКМЧ разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы он получил и удовольствие, а не ради чего-то новенького в работе учителя. Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, активно осмысливают, анализируют… Технология РКМЧП не отрицает полезное старое. Она даёт возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное - создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное.

Практическая работа Какие стадии выделяются в базовой модели технологии развития критического мышления? Попробуйте составить кластер этой лекции. Запишите мысли, которые пришли вам в голову по окончании работы над лекцией.

Литература Козырь Е. А. Характеристика приемов технологии РКМЧ // Русский язык, 07/1999. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо // Русский язык, 18-19/2005. Вишнякова Е. Е. Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // Русский язык, 15/2004. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» Фестиваль педагогических идей =9 Газета «Первое сентября» 0