Профессиональные стандарты Волошина Ирина Александровна Национальное агентство развития квалификаций РСПП www.nark-rspp.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Advertisements

Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
Разработка профессионального стандарта ВОЛОШИНА Ирина Александровна НИИ труда и социального страхования.
Л.А. Максимова, Директор Института психологии УрГПУ.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
О разработке профессионального стандарта для вида экономической деятельности «Образование» Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н. зав. сектором территориальных.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Транксрипт:

Профессиональные стандарты Волошина Ирина Александровна Национальное агентство развития квалификаций РСПП

Профессиональный стандарт Профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции, выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого компетенциям 2

Учет требований работодателей при разработке образовательных стандартов и программ Общероссийские классификаторы: Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) Предназначены «для регулирования трудовых отношений, обеспечения эффективной системы управления персоналом в организациях различных отраслей экономики». При составлении квалификационных характеристик не предполагалось их использование при формировании программ профессионального образования. Это отразилось на содержании разделов, характеризующих деятельность («Должностные обязанности»), необходимые знания («Должен знать») и уровень квалификации («Требования к квалификации»). Представленная в справочнике информация является обобщенной, требования к уровню квалификации определяют не уровень компетентности, а опыт работы. Обновление квалификационных характеристик происходит не часто, поэтому они, как правило, не дают полного описания современных видов профессиональной деятельности. 3

Содержание профессионального стандарта 1.общие сведения о содержании данного вида трудовой деятельности (в рамках ВЭД) 2.требования к профессиональному образованию и опыту работы, наличие особых условий допуска к работе 3.вертикально интегрированная отраслевая рамка квалификаций 4.описание трудовых функций по квалификационным уровням 5.требования к компетентности работника по каждой трудовой функции 6.виды сертификатов, выдаваемые на основе данного профессионального стандарта 4

Зачем нужны национальные профессиональные стандарты? Для достижения качества рабочей силы, необходимого для реализации государственной политики инновационного развития экономики и обеспечения ее конкурентоспособности в условиях присоединения к ВТО. Для повышения эффективности профессионального образования за счет обеспечения большего соответствия ФГОС и образовательных программ, разрабатываемых на основе ПС, требованиям, предъявляемым работодателями к знаниям, умениям и навыкам работников. Работодателю Работнику Государству Для повышения производительности труда, ускорения и сокращения издержек внедрения новых технологий, освоения производства новой продукции за счет достижения большего соответствия квалификации работников требованиям рабочих мест. Для сокращения издержек по дополнительной профессиональной подготовке работников. Для идентификации квалификации работников требованиям рабочих мест при приеме на работу. Для профессиональной ориентации и выбора программ профессиональной подготовки при поступлении в образовательные учреждения. Для повышения конкурентоспособности на рынке труда и трудовой мобильности. 5

Область применения профессиональных стандартов Решение широкого круга задач в области управления персоналом (рекрутинг, разработка должностных инструкций, тарификация должностей, грейдирование, формирование мотивационных схем, разработка стандартов предприятий, отбор кадрового резерва и планирование карьеры, пр.) Оценка квалификации, сертификация работников и выпускников учреждений профессионального образования Формирование государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования Проведение процедур стандартизации и унификации в рамках вида экономической деятельности 6

Основные пользователи профессиональных стандартов Отраслевые объединения работодателей Руководители организаций Кадровые службы Работники Образовательные учреждения Органы управления образованием 7

Создание системы национальных профессиональных стандартов (результаты деятельности бизнес - сообщества) Создание системы национальных профессиональных стандартов (результаты деятельности бизнес - сообщества) В условиях ослабления централизованного государственного регулирования процессов создания профессиональных стандартов, в формировании соответствующей рыночной экономике системы национальных профессиональных стандартов активное участие принял РСПП. В 2006 г. РСПП учредил Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), призванное осуществлять экспертно-методическую поддержку и координацию действий организаций, представляющих бизнес-сообщество, а также взаимодействие бизнеса и государственных органов в процессе формирования национальной системы квалификаций. В 2008 г. в составе рабочих органов РСПП была создана Комиссия по профессиональным стандартам. Силами этих структур, с участием Минобрнауки РФ и Минздравсоцразвития РФ к настоящему времени: разработано нормативно- методическое обеспечение создания профессиональных стандартов, независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций; организована разработка, экспертиза и утверждение ряда профессиональных стандартов по рабочим профессиям, получивших статус национальных профессиональных стандартов. 7

Развитие системы профессиональных стандартов (ПС) 9

Процедура разработки профессиональных стандартов Подготовительный этап Разработка методических материалов (анкет и инструкций) для проведения опроса по каждой проф. деятельности Определение консультантов и назначение кураторов Обучение консультантов (при необходимости) Формирование экспертной группы по каждому виду проф. деятельности из числа специалистов и руководителей (численность каждой группы чел.) Уведомление НАРК о начале разработки проф.стандарта 10

Процедура разработки профессиональных стандартов Этап разработки первой версии проф.стандарта Проведение интервью и групповых обсуждений с экспертами Сбор информации о проф.деятельности из дополнительных источников Обработка анкет и при необходимости уточнение информации Подготовка первой версии профессионального стандарта 11

Процедура разработки профессиональных стандартов Этап апробации первой версии проф.стандарта Проведение индивидуальной и групповой работы с экспертами по обсуждению первой версии Анализ полученной информации Подготовка второй версии - проекта профессионального стандарта 12

Процедура разработки профессиональных стандартов Этап верификации и согласования проекта проф.стандарта Проведение внутренней экспертизы проекта Согласование проекта в подразделениях организации Проведение общественного обсуждения проекта При необходимости корректировка текста проекта 13

Шкала оценки частоты выполнения трудовых функций 14

1. Психологическое просвещение 1.1.Знакомит педагогов с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста 1.2.Знакомит педагогов, родителей с основными условиями благоприятного психического развития ребенка в ходе консультирования, педагогических советов, родительских собраний 1.3. Ведет просветительскую работу с родителями (лицами, их заменяющими) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в т.ч., одаренности ребенка 1.4. Способствует формированию психологической культуры школьников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) Обеспечивает преподавателей (классных руководителей) необходимым диагностическим инструментарием для изучения личности школьника 15

16 2. Психологическая профилактика 2.1 Выявляет условия, затрудняющие становление и развитие личности школьников 2.2 Осуществляет психопрофилактическую работу с одаренными детьми 2.3 Осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации 2.4 Участвует в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни 2.5 Разрабатывает рекомендации будущим первоклассниками и их родителям по вопросам психологической готовности ребенка к школе

17 3. Психологическое консультирование 3.1Консультирует школьников по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам и пр. 3.2Консультирует преподавателей, персонал школы по проблемам взаимоотношений со школьниками, взаимоотношениям в трудовом коллективе и пр. профессиональным проблемам 3.3Консультирует преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения детей с отклонениями от нормы в развитии, ограниченными возможностями здоровья и пр. 3.4Консультирует родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам взаимоотношений с детьми, их профессионального самоопределения и пр.

18 4. Психологическая коррекция 4.1Разрабатывает и реализует программы для школьников, направленные на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, разрешение внутренних психологических конфликтов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения 4.2Организует и осуществляет совместно со специалистами психолого-педагогическую коррекцию отклонений в психическом развитии школьников, нарушений социализации 4.3Способствует созданию для одаренных детей образовательной среды, удовлетворяющей их интересы 4.4 Выявляет и осуществляет коррекцию негативных психо-эмоциональных состояний (тревожность, страхи, агрессивные психологические защиты и пр.) Другое