Раннехристианские храмы ©Михайловская Н.А.. Начало строительства храмов После Миланского эдикта 313 года христианство было официально признано и вскоре.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мировая художественная культура Урок 17 «Архитектура Византии»
Advertisements

Происхождение внешнего вида христианского храма. Катакомбы Катакомбы (лат. -подземная гробница) - подземные ходы и пещеры искусственного (где добывали.
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА. Византийская империя Особенности византийской культуры Синтез западных и восточных элементов при главенстве греко- римских традиций.
БАЗИЛИКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ СОЗДАВАЛИСЬ НА ОСНОВЕ СТАРЫХ РИМСКИХ БАЗИЛИК. ОНИ ИМЕЛИ ТРИ ИЛИ ПЯТЬ ПРОДОЛЬНЫХ НЕФА, ОТДЕЛЕННЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА КОЛОННАМИ. ВХОД РАСПОЛАГАЛСЯ.
Каноны византийской архитектуры. Согласно Апостольским Постановлениям, храм должен быть продолговатым, как корабль, обращенным на восток (в сторону Иерусалима,
Искусство 8 класс Учитель Изобразительного искусства и черчения Якушева Резеда Шагидулловна МОУ Новорождественская СОШ Цель урока: ознакомиться с разнообразием.
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ. Эпиграф урока: «В начале было слово. Слово было Бог»
На месте существующего храма в первой половине V века располагалась раннехристианская пятискатная базилика, посвящённая святому Марку. Вместе с другими.
Особенности византийской культуры. Синтез западных и восточных элементов при главенстве греко- римских традиций Сохранение традиций античной цивилизации,
Храм Святой Софии Ученика 6 а класса Романова Алексея.
Общая характеристика Западноевропейского Средневековья. Презентация к уроку по МХК (10 класс).
Раннемосковское зодчество. Собор спаса Нерукотворного Спасо- Андронникова монастыря Составила учитель ГБОУ СОШ 1138 Халилова О.В.
Автор Скворцова Т. Н., учитель МХК МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области.
Архитектурный облик Древней Руси IX-XII века. «Музыка, застывшая в камне» БАЗИЛИКА (от греч. basilike царский дом), вытянутое, прямоугольное в плане здание,
Романский стиль в архитектуре и скульптуре Архиреева Ирина Владимировна Учитель изобразительного искусства и МХК МОУсош1 г.Кинешмы Ивановской области.
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА Романский стиль средневекового западноевропейского искусства X-XII веков (в ряде стран также XIII в.). Старчёнков Ярослав 6 класс.
Архитектурный облик Древней Руси IX-XII века Презентацию выполнила Ученица 10 класса Даллакян Ани.
Выполнила: ученица 11 класса МКОУ «СОШ 24» ст. Филимоновской Ставропольского края Трофименко Юлия.
Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества.
Транксрипт:

Раннехристианские храмы ©Михайловская Н.А.

Начало строительства храмов После Миланского эдикта 313 года христианство было официально признано и вскоре стало государственной религией империи. Новый статус Церкви потребовал создания больших храмов, приспособленных для усложнившейся литургии и вмещающих много посетителей. Уже во времена императора Константина началось строительство церквей – Латеранской базилики Сан Джованни и церкви св.Петра в Риме, церкви Рождества в Вифлееме, церкви Гроба Господня в Иерусалиме, храмов св.Софии и св.Апостолов в Константинополе.

В 4 веке складываются 2 типа церковных зданий, получивших развитие в эпоху Средневековья: базилика центрический храм

Базилика Форма античного храма не подходила для строительства христианской церкви, в силу глубоких религиозных противоречий. В отличие от языческого храма, считавшегося жилищем божества, церковь – молитвенный дом, где собирается много людей. Базилика – старинное название общественных зданий. В Древних Афинах так называли стоявший на рыночной площади дом базилевса. Римляне перенесли это наименование на помещавшиеся на форумах большие строения, где происходили общественные собрания, судебные разбирательства и совершались торговые сделки. Базилика оказалась удобной для христиан благодаря вместительности.

Базилика Максенция Реконструкция интерьера базилики Максенция

Первая базилика, построенная в Риме и долгое время имевшая статус кафедрального собора - Латеранская [

Структура христианской базилики Вытянутое прямоугольное здание, разделенное в продольном направлении на три или пять частей, называемых нефами или кораблями. Средний неф шире и выше боковых. Верхний его ярус прорезан окнами для освещения. Нефы разделялись не глухой стеной, а аркадой. Центральный неф заканчивается полукруглым выступом – апсидой, где размещается алтарь. Апсиду ориентировали на восток, на Гроб Господен.

Планы раннехристианских базилик

В отличие от базилик на римских форумах, здесь не применяли сводчатых перекрытий. Они увенчаны двускатной кровлей, опиравшейся на деревянные балки и стропила. Сводом перекрывалась лишь апсида (ее свод назывался конхой). Апсида была невелика, поэтому между нею и продольными нефами возводили поперечный неф (трансепт), равный по высоте центральному. Он придавал зданию символическую форму креста.

Перед входом в базилику находился двор, обнесенный стеной с открытой галереей (атриум).В центре находился водоем, дающим воду для святого очищения (омовения перед входом в храм). При отсутствии двора преддверием храма служило отгороженное от нефов с запада помещение (нартекс), предназначенное для кающихся или оглашенных. Наружный облик помещения нарочито скромен. Внутри – ослепительная роскошь.

Возле базилики ставилась башня, служившая колокольней. Рядом с епископскими церквями строили небольшие центрические здания для крещения – баптистерии.

Базилика св.Петра в Риме Согласно преданию, апостол Петр был казнен во времена императора Нерона между 64 и 67 годами. Его могила стала местом паломничества. Петр в глазах христиан был главой Католической церкви благодаря словам Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мат. 16,18) Петр считался первым римским епископом, основателем престола, который позднее стали называть папским.

Реконструкция базилики св.Петра

Реконструкция базилики св.Петра. Разрез

1. Некрополь. 2. Базилика Константина. 3. Ватиканские гроты. 4. Современная базилика

Базилика св.Петра гг. Пятинефная базилика. Апсида была поставлена над могилой апостола, которая, как полагали, находилась близ цирка Нерона у Ватиканского холма. Над алтарем была сень, опиравшаяся на 4 витые колонны, привезенные из Греции по приказу Константина. Длина храма с атриумом – 220 метров, высота центрального нефа – 25 метров. Стены были расписаны фресками, на триумфальной арке и конхе апсиды сверкали мозаики.

В течение всего Средневековья базилика св.Петра являлась главной католической церковью, папским собором, и служила образцом для многих построек. Снесена в 16 веке, когда ее заменил огромный купольный собор.

Собор св.Петра Эпохи Возрождения

Центрический храм

Центрические постройки этого периода представляют собой сооружения мемориального характера, или мартирии. Они возникают из распространенного в Древнем Риме типа мавзолея – усыпальницы. Кроме того за образец свода и замкнутого статичного пространство берется Пантеон. Разные плановые решения: круглые сооружения, восьмигранники или шестигранники, любые многогранники, вписанные в квадраты, равноконечный крест.

Мавзолей Адриана. 2 век.

Мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге

Мавзолей Констанцы (дочери императора Константина) в Риме. 330 год

Мавзолей Теодориха в Равенне. 519 год

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. 5 век

Задание 1: сравнительный анализ римской языческой и христианской базилики 1. Сходства: 2. Различия: Базилика Максенция Базилика св.Петра

Задание 2: Выпишите в словарик все выделенные слова и запомните их значение.