Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями Головацкая Елена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Advertisements

Нормативно - правовая база в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
Программа коррекционной работы общеобразовательного учреждения в логике стандартов второго поколения.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Нормативно-правовое обеспечение ППМС сопровождения детей в образовательном пространстве Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учитель-логопед ТПМПК Кислинг Л.Р.
МБОУ Березовская СОШ 10. Всего обучающихся 189 человек, 63 дошкольника. 24 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальное общее образование.
Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Семинар Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Анискова С.П., зам.директора по УВР МОУ 78.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности ПМПК и ПМПк Головина С. Г., к. псх. н., и.о. директора Нормативно-правовое обеспечение деятельности ПМПК и.
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в дошкольных образовательных учреждениях Старооскольского городского.
Транксрипт:

Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями Головацкая Елена Сергеевна, заместитель директора по ОМР МБОУ «Центр диагностики и консультирования» г.

Инклюзивное образование Инклюзивное образование – совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений

ИНТЕГРАЦИЯ И ИНКЛЮЗИЯ ИНТЕГРАЦИЯ – выборочное помещение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные группы, классы ИНКЛЮЗИЯ – глубокое погружение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в адаптационную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг

Дети с особыми образовательными потребностями Дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с отклонениями в умственном развитии) Дети с психопатическими формами Дети с астеническими состояниями Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями Дети с девиантным поведением (преступность, алкоголизм, наркомания, суицид) Дети с отклоняющимся поведением (страхи навязчивости, двигательная расторможенность, бродяжничество, побеги из дома, патологическое фантазирование, страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия), патологические увлечения (хобби-реакции))

Структура детского контингента Дети – инвалиды - 5% Дети с ОВЗ, не имеющие официального статуса инвалидов – 10% Дети «группы риска» – 35% Дети с нормативным развитием – 50%

Соотношение детей с ОВЗ и детей-инвалидов Детей с ограниченными возможностями здоровья в 2 раза больше, чем детей- инвалидов 40% детей-инвалидов не обучаются На дому обучаются, в основном, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пограничными состояниями

ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИИ Отказ от медицинской модели Право на инклюзивного образование Разноуровневая поддержка ПМПк – сердцевина интеграции ПМПК и ПМПк – важная связка в инклюзивном образовании

Международные документы «Государства-участники признают право инвалидов на образование. … стремясь при этом: а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человеческого многообразия; б) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в полном объеме; с) к наделению инвалидов эффективно участвовать в жизни свободного общества». (Конвенция ООН о правах инвалидов, 2006 год), ратифицирована Россией (3 мая 2012 г. N 46-ФЗ), Статья 24

Федеральные документы Главным федеральным актом России является Конституция РФ 1993 г. Статья 43 Конституции: «Каждый имеет право на образование»

Федеральные документы Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N ( с дополнениями и изменениями) Ст.5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования 1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. 6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов

Федеральные документы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениямиО социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)

Ведомственные документы «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) (Письмо Министерства образования Российской Федерации от /901-6) В целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует… ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов

УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей с ОВЗ и детей – инвалидов на инклюзивное образование; Изменение условий материально-технической базы образовательных учреждений, которые посещают дети с ОВЗ и дети – инвалиды; Обеспечение детям с ОВЗ и детям- инвалидам качественной психологической и коррекционно- педагогической помощи в образовательных учреждениях

Федеральные документы О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ (ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ АФ-150/06) Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать человек.

Федеральные документы «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 октября 2011 г. N 2562 (опубликован в Российской газете 26 января 2012 года) В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Изменение материально –технических условий сопровождения детей с ОВЗ Приобретение учебно-наглядных пособий, ТСО, игр, игрушек, расходных материалов, наличие транспорта и т.д.

Обеспечение качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Обеспечение качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи В учреждениях г.Москвы, реализующих инклюзивное образование при наличии в нем не менее 6 детей с ОВЗ могут быть введены дополнительные должности: - Методист (координатор по инклюзии) – 0,5 единица. - Учитель – дефектолог - 1 ед. - Педагог – психолог - 0, 5 ед. - Тьютор - 1 ед.

Ведомственные документы Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Приказ Минздравсоцразвития России 593 от 14 августа 2009 г. Тьютор. Должностные обязанности. Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

Формы работы с детьми, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья ЛЕКОТЕКИ СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ЦЕНТРЫ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ЦЕНТРЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ПУНКТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНКЛЮЗИИ Стратегия повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года (постановление Правительства Москвы 115-ПП от 17 февраля 2009г) «Оценки показывают, что вполне реально к 2020 году дать возможность практически всем московским детям-инвалидам, родители которых изъявят желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!