«Разговор с учащимися» и критерии его оценки Каргина Наталия Геннадиевна, старший преподаватель кафедры педагогики СарИПКиПРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Современный» классный час. Классный час это одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими словами, это время, когда по-настоящему.
Advertisements

Формы и методы проведения классного часа. Выполнила: учитель географии Ковалёва Л.В.
Формы внеклассной работы. Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В. П. Созонов)
Методические рекомендации классным руководителям СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЧАСА Подготовила заместитель.
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО ЧАСА Классный час- это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной.
Классный час как основной элемент системы работы классного руководителя КЛАССНЫЙ ЧАС И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ.
Технология подготовки и проведения классного часа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО проведению ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ часов.
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года -2015» Конкурсное мероприятие РАЗГОВОР С УЧАЩИМИСЯ.
Технология подготовки и проведения классного часа.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
От конфликта к культуре педагогического общения. Конфликт столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь С. И. Ожегова); столкновение, серьезное разногласие,
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает.
Особенности проведения классного часа в рамках реализации ФГОС Подготовила классный руководитель 1 класса Теняева Л.П г.
«Педагогическое мероприятие с родителями» демонстрирует практический опыт взаимодействия с родителями. Форма проведения – родительское собрание.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Современные воспитательные технологии «Мало обладать выдающимися качествами, необходимо уметь ими пользоваться» Ларошфуко.
Тема педсовета «Классный час в системе воспитательной работы»
Транксрипт:

«Разговор с учащимися» и критерии его оценки Каргина Наталия Геннадиевна, старший преподаватель кафедры педагогики СарИПКиПРО

Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятия педагогических решений; организация учебной деятельности.

Классный час – это … Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками (В.П. Созонов) Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н.Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич) Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя…(Л.И. Маленкова)

Воспитательные функции классного часа: просветительская функция - позволяет расширить у учащихся круг знаний, которые не отражены в учебных программах (сведения о событиях в стране и за ее пределами, интересных людях и проблемах, т.е. обо всем, что волнует ребят, заставляет их задуматься и переживать)

Воспитательные функции классного часа: ориентирующая функция классного часа - формирование у детей и подростков определенных отношений к объектам окружающего мира и выработке у них системы ценностей ( т.е. помогает оценивать окружающий мир).

Воспитательные функции классного часа: направляющая функция - переводит обсуждение того или иного явления в практический опыт учащихся. Ознакомление и оценивание мира должно завершиться взаимодействием с ним. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается, знания не переходят в убеждения, и тогда создается благоприятная обстановка для проявления скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности.

Воспитательные функции классного часа: формирующая функция - формирование у школьников потребности в самооценке, выработке умений вести диалог, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение. Правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе.

В чем преимущества перед другими формами воспитательной работы? общение с учащимися в рамках классного часа дает возможность общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение, наблюдать за реакцией на обсуждаемые вопросы; результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного или группы учащихся, так как для подростков мнение сверстников зачастую бывает важнее мнения взрослого; классный руководитель с помощью классного часа может создать определенные условия и спрогнозировать результативность воспитательной работы.

Основные компоненты классного часа: целевой; содержательный; организационно-деятельностный; оценочно-аналитический.

Структура классного часа вступительная часть: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

Структура классного часа цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Структура классного часа заключительная часть: стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

Чему посвящена тематика классных часов? морально-этическим проблемам (формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.); проблемам науки и познания (вырабатывается правильное отношение к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности); эстетическим проблемам (ознакомление с основными положениями эстетики, формирование эстетического отношения к жизни, искусству, труду, себе, развитие творческого потенциала);

Чему посвящена тематика классных часов? вопросам государства и права (развивать интерес к политическим событиям, происходящим в мире; учить воспитанников видеть суть государственной политики и т.п.); вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

Чему посвящена тематика классных часов? психологическим проблемам (стимулирование процесса самовоспитания и организация элементарного психологического просвещения); проблемам экологии (формирование ответственного отношения к природе); общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Формы проведения классного часа этическая беседа диспут (дискуссия) тренинг общения встреча с интересным человеком сюжетно-ролевая игра социально-культурные проекты интеллектуальные игры ситуационный классный час

Подготовка к классному часу определение темы классного часа, формулировку его цели исходя из задач воспитательной работы с коллективом; тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность); составление плана подготовки и проведения классного часа; активизация детей - использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;

Подготовка к классному часу подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание благоприятной психологической атмосферы; определение целесообразности участия в классном часе гостей или специалистов по обсуждаемой теме; определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа; выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.

Организация дискурсивной деятельности как ключевого элемента классного часа Дискурсия - групповое размышление над каким-либо вопросом жизни, через эмоции и разум обретение личностного смысла, определяющего образ жизни.

Формы организации дискурсивной деятельности детей Просветительский классный час Диалогический классный час Тренинговый классный час Диагностический классный час Консультативный классный час Знаковый классный час Событийный классный час

Классный час может принимать форму письменных размышлений о жизни.

Плакатная методика – «Зеркало» Когда к тебе обращаются, не называя твоего имени или вовсе никак тебя не называя, как ты себя чувствуешь? Когда ты говоришь, а тебя перебивают, как ты себя чувствуешь? Когда ты слышишь сквернословие из уст человека рядом с тобой, как ты себя чувствуешь и как при этом выглядит этот человек? Когда ты обращаешься к человеку, никак его не называя, как он, по-твоему, чувствует себя? Когда кто-то говорит, а ты перебиваешь его речь, как он, по-твоему, себя чувствует? Когда ты вдруг начинаешь произносить грубые слова и ругательства, как ты полагаешь, каково другим людям и как ты выглядишь в их глазах?

Этапы дискурсивного классного часа «пролог» - этап психологического настроя и готовности к духовной работе: проявляется забота об удобстве расположения каждого ученика; предлагается тема занятий; очерчивается цель занятий как ожидаемый результат, мотивация данной деятельности; намечается в его вариациях личностный смысл, который может обрести каждый участник в ходе работы; определяется объем и время работы, роль всех участников в совместной деятельности.

Этапы дискурсивного классного часа «этюд» - наглядная демонстрация объекта осмысления: предоставляется для просматривания (всматривания!) - прослушивание, рисунок, репродукция, ролевая игра как сценическое отражение эпизода жизни, песня, стихи, воспоминания о событиях, а также графическое отражение, схема и т.д.

Этапы дискурсивного классного часа «экспликация» - разворачивается мысль о предмете обсуждения на уровне понятия: начинается с точного определения основного понятия, осмысливаются роль и место присутствия его в жизни человека, способы взаимодействия человека с миром, когда такое явление ему знакомо, характер жизни человека, если данное явление он признает для себя ценностным, мера влияния ценности на счастье человека.

Этапы дискурсивного классного часа «практикум» - упражнения для формирования соответствующих умений, которые позволяют человеку, приняв ценность, внедрить ее в практическую жизнь: организуется ролевая игра, проводится тренинг, предлагается задание жизненного плана, разыгрывается проблемная ситуация, проводится договор об изменении традиций школьной жизни, записываются памятки и инструкции, организуется практическое дело «здесь и сейчас» или намечается срок его исполнения…

Этапы дискурсивного классного часа «рефлексия»: участники рассуждают о пользе проведенного группового дела; отмечают интересное, главное, полезное, сомнительное; высказывают родившиеся суждения, подводят итоги, предлагают выводы, проецируют будущие изменения в своей жизни.

В чем преимущества дискурсивного классного часа? Научает детей отношению к миру людей, вещей, умственного труда, обстоятельствам жизни, к миру истины, красоты, добра, к миру социальных явлений. При опоре на психологические механизмы, такие, как восприятие, представление и понятие, обобщение, установка, привычка, личностный смысл, педагогу удается предотвратить формалистичность занятий, классный час проецирует практические социально-ценностные новообразования в личностной системе ребенка.

Практическое занятие «Критерии оценивания классного часа»

Барьеры межличностных коммуникаций: 1. Барьер восприятия: первое впечатление предубеждение в отношении себя и других стереотипы эффект проекций эффект порядка 2. Семантический барьер - информационный барьер, обусловленный несовпадением толкований одних и тех же слов, терминов и символов разными людьми.

Барьеры межличностных коммуникаций: 3. Невербальные барьеры: визуальные барьеры акустические барьеры тактильная чувствительность ольфакторные барьеры 4. Некачественная обратная связь.

Нужна ли при выступлении лектору жестикуляция? Советы Д. Карнеги: не повторяйте один и тот же жест, чтобы он не стал монотонным; не повторяйте один и тот же жест, чтобы он не стал монотонным; не делайте порывистых, резких движений; не делайте порывистых, резких движений; делайте только такие движения, которые выглядят естественно; делайте только такие движения, которые выглядят естественно; если необходимо, заставьте себя пользоваться жестами, и вскоре они станут возникать естественно. если необходимо, заставьте себя пользоваться жестами, и вскоре они станут возникать естественно.

Невербальные средства общения Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Тщательно выбирайте выражения: ПЛОХОЛУЧШЕ Я считаю...Вы не находите, что... Я могу это доказать...Сейчас вы сможете убедиться, что... Вы, конечно, еще об этом не знаете Вам, конечно известно, что... Вы поймете позже, что... Согласны ли вы с тем, что... Мы вам поможем…Вы сможете добиться... Все же вы должны признать, что... Не думаете ли вы, что...

Приемы привлечения внимания аудитории 1. Обращение с вопросом, особенно с неожиданным. 2. Пауза. 3. Вопросно-ответный прием, когда оратор ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает. 4. Пословицы, афоризмы. 5. Элементы юмора.

Основные приемы проблематизации содержания воспитательной работы «волнующие вопросы» поддержка реплики, высказывания использование парадоксальных ситуаций использование яркой информации, впечатляющих примеров, убедительных данных столкновение альтернатив демонстрация собственных заблуждений изложение педагогом ложных суждений с последующим опровержением их ребятами

Приемы введения в дискуссию предъявление проблемной ситуации постановка проблемных вопросов демонстрация видеосюжета ролевое проигрывание проблемной ситуации анализ противоречивых высказываний альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы)

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения уточняющие вопросы (Что Вы имеете в виду, когда говорите..? Как Вы докажете, что это верно?) парафраз – повторение высказываний выступающих (Вы говорите, что…; Правильно ли я поняла, что…?) демонстрация непонимания (Я не совсем понимаю, что Вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста) выражение сомнения (Так ли это? Вы уверены в том, что утверждаете?) приведение альтернативной точки зрения «доведение до абсурда» - ведущий соглашается с утверждением, а потом делает из него абсурдные выводы «задевающее утверждение»

Понимание достигается путем использования продуктивных способов активного слушания Перефразирование (эхотехника) это мысль, сказанная иначе. Сущность - вы возвращаете собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами. Перефразирование можно начинать такими вводными фразами: «Как я вас понял...», «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...», «Если я вас правильно понял, то...», «Вы поправите меня, если я ошибусь, но...». Главная цель эхотехники уточнение информации, показ собеседнику, что он услышан, подача звукового сигнала «я такой же, как ты».

Продуктивные способы активного слушания Резюмирование это подведение итогов, выделение главной мысли, воспроизведение слов партнера в сокращенном виде. Основное назначение - показать, что слушающий уловил сообщение говорящего целиком, а не какую-либо часть. Информация об этом передается с помощью определенного набора фраз. Например: «Вашими основными возражениями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное вами, то...», «Таким образом...», «Итак, вы предполагаете, что...», «Обобщая то, что вы сказали...».

Продуктивные способы активного слушания Развитие идеи дает возможность уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться вперед в беседе, получить информацию без прямых вопросов. Не просто перефразируется или резюмируется высказывание собеседника, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного. Однако следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки и мягкие тона.

Продуктивные способы активного слушания Нерефлексивное слушание, т. е. внимательное молчание. Главный принцип - «Меньше ответов!». Подача собеседнику сигналов, полное внимание к нему осуществляется: репликами: «Да-да», «Понимаю вас», «Это точно подмечено», «Да, продолжайте, пожалуйста»; буферными фразами: «Вас что-нибудь беспокоит?», «Вы, наверное, хотите поделиться своими новостями?»; уточнениями: «Поясните, пожалуйста», «Не трудно ли будет повторить?», «Не могли бы вы привести пример?» и т. д.; активной позой - слушание происходит с выразительной мимикой, жестикуляцией, ясным липом, а не в вольготной позе, с пренебрежительной гримасой и т. п.; «зеркальным отражением чувств собеседника».

Продуктивные способы активного слушания Выяснение - обращение к говорящему за некоторым уточнением. Оно начинается с элементарных (проясняющих) вопросов. Начинаются проясняющие вопросы со слов «где», «когда», «как» и т. д. Например: «О ком вы говорите?», «Что вы имеете в виду?», «Когда это случилось?», «Где?», «Как это произошло?». С помощью вопросов воздействуют на ситуацию так, чтобы она развивалась в нужном вам направлении. Так в разговоре можно выявить ложь и ее подоплеку, не вызывая со стороны собеседника враждебности. Следует использовать ключевые вопросы типа: «Не повторите ли еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?». Нельзя задавать вопросы, требующие односложных ответов. Вместо формулировки: «Это что, было трудно сделать?» - правильнее сказать: «Насколько трудно это было сделать?».

Рефлексия: «Версты» Познава- Интересно Полезно Научно тельно (100 %) (100 %) (0) (0) (0) (0)