Север России как объект регионального управления Лекция по дисциплине «Региональное управление»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-декабре 2009.
Advertisements

Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, в январе-декабре 2009 года.
Министерство регионального развития Российской Федерации 17 февраля 2006 года О проекте Концепции устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-ноябре 2009.
1 Особенности социально-экономической ситуации в Иркутской области и актуальные задачи органов местного самоуправления муниципальных образований в современных.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Позитивные и негативные тенденции по основным направлениям и показателям социально-экономического развития Республики Адыгея В Р Псельскохозяйственное.
Показатели экономического развития Ставропольского края.
Параметры областного бюджета Тверской области на 2010 год.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- июне 2011 года.
Текущее состояние лицензирования в Ненецком автономном округе и результаты геолого-разведочных работ в 2010 году. Управление по недропользованию по Ненецкому.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо- Западного федерального округа, в январе-декабре.
Природные ресурсы и динамика экономического роста регионов Сибири и Дальнего Востока Забелина И.А. Научный руководитель: Глазырина И. П. ИНСТИТУТ ПРИРОДНЫХ.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, в январе-июне 2009 года.
Территориальная организация экономики Дальнего Востока на перспективу Д.э.н., проф. Леонов С.Н. ИЭИ ДВО РАН, Хабаровск.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- августе 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в январе-июне 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-октябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе 2012 года.
Транксрипт:

Север России как объект регионального управления Лекция по дисциплине «Региональное управление»

Сущность северных регионов Север - высокоширотная часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Источник: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 78-ФЗ от 19 июня 1996 года «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в настоящее время не действует) Север – это макрорегион, в состав которого входят территории высоких широт, обладающие общесистемным свойством "стрессом холода", испытываемым как человеком, так и техническими системами. Степень "стресса холода" пропорциональна географической широте и оценивается биоклиматическим индексом суровости метеорежима (БИСМ). Источник: Лузин Г.П., Лазарев Е.Е, Селин В.С. и др. Методология районирования территорий для управления формированием трудовых ресурсов в северных регионах. Апатиты: Кольский научный центр, 1996.

Состав северных регионов России Субъекты РФ, полностью отнесенные к северным районам Субъекты РФ, частично отнесенные к северным районам Республика КарелияРеспублика Алтай Республика КомиРеспублика Бурятия Республика Саха (Якутия)Красноярский край Республика ТываПриморский край Архангельская обл.Хабаровский край Камчатский крайАмурская обл. Магаданская обл.Иркутская обл. Мурманская обл.Томская обл. Ненецкий АОТюменская обл. Сахалинская обл.Читинская обл. Ханты-Мансийский АОПермский край Чукотский АО Ямало-Ненецкий АОВсего = 24 региона

Карта районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей

Северные субъекты Российской Федерации занимают около 70% территории страны, в них проживает более 25,3 млн. человек или 17,8% населения России.

Роль Севера в экономике России Северные регионы России – это свыше 60% ее территории и 8% населения 93% природного газа 75% нефти 100% алмазов, кобальта, платиноидов и апатитового концентрата 90% меди и никеля 66% золота 50% рыбной продукции

Наиболее активно и эффективно Север осваивался в советский период. С 1925 по 1990 годы население Севера и Дальнего Востока выросло с 4,7 миллиона до 27,9 миллиона человек. Причём темпы роста северного населения были значительно выше среднероссийских: в 1925–1939 годах 87 процентов, в 1970–1980-е 30 процентов. Население же Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов за это время выросло в 4–6 раз, против 13 процентов в целом по России. В течение х гг. если в целом по России после переписи 1989 года население сократилось на 1,8 процента, то на Севере на 16 процентов. С 1990-х годов количество выехавших с Севера в 1,4 раза превысило число прибывших. В итоге Север потерял 1,3 миллиона человек. Источник: Олейник Г. Северная политика России // Родина, 9, 2008.

В мае 2009 года Комиссия ООН по границам континентального шельфа должна приступить к рассмотрению заявок прибрежных государств и определить внешние рубежи территории континентального шельфа, на которую может претендовать каждая страна, ратифицировавшая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.

Сырьевые ресурсы Арктической зоны России Площадь Арктической зоны составляет 18% территории РФ – 3,1 млн.кв.км. 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентально шельфа Российской Федерации (из них 70% - на шельфе Баренцева и Карского морей); Добыча 91% природного газа; Прогнозируемые запасы углеводородов в глубоководной части Северного Ледовитого океана составляют млрд.т. усл. топлива; Общая стоимость разведанных запасов минерального сырья недр Арктики составляет 1,5-2 триллионов долларов.

Арктические районы содержат запасы: апатитового концентрата (более 90% запасов - Кольский полуостров, Таймыр, Якутия, Чукотка); никеля (85% запасов - Норильск, остальное – Кольский полуостров); меди (около 60% запасов - Норильск, Кольский полуостров); вольфрама (более 50% запасов - север Якутии, Чукотский АО); редкоземельных элементов (более 95% - Таймыр, Кольский полуостров, север Якутии); платиноидов (свыше 98% запасов, Норильск, Кольский полуостров); олова (более 75% разведанных запасов и 50% прогнозных - Северо-Янское месторождение); ртути (основные разведанные запасы - в пределах Яно- Чукотской провинции, крупные месторождения на полуострове Таймыр); золота, серебра (около 90% запасов на Севере, значительная часть – в Арктике – Чукотка, Таймыр, Кольский полуостров); алмазов (более 99% запасов – Якутия, Архангельская область, Таймырский АО).

По официальным оценкам, на Баренцево и Карское моря приходится около 80% начальных потенциальных ресурсов углеводородов всего континентального шельфа России, потенциальные запасы которого составляют 90 млрд. тонн условного топлива (13 млрд. т нефти и 52 трлн. кубометров газа).

В настоящее время ледокольное сопровождение грузоперевозок в Арктике обеспечивают 6 атомных и 5 дизель - электрических ледоколов. Оценочный расчет в потребности ледоколов показывает, что к годам необходимо построить 4 универсальных атомных ледокола, 12 линейных дизельных ледоколов, 9 вспомогательных и 11 портовых дизельных ледоколов. На строительство атомного ледокола нового поколения требуется 7–10 лет.

РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРА РОССИИ ПО КРИТЕРИЯМ ДИСКОМФОРТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (Методика разработана специалистами Института экономических исследований КНЦ РАН, Института географии РАН и НИИ труда) Определение факторов природной дискомфортности Разделение факторов природной дискомфортности на зональные и азональные Подбор показателей для каждого фактора Вычисление интегрального показателя природной дискомфортности Определение градаций интегральных показателей, соответствующих различным зонам дискомфортности Построение карты природной дискомфортности

Классификация факторов природной дискомфортности К зональным факторам отнесены: астрономический, радиационный, холодовой, мерзлотный, тепловой, увлажнения, ветровой, колебаний внутрисуточного атмосферного давления. К азональным факторам относятся горный, заболоченность, стихийные явления. Итого: 8 зональных факторов с 11 показателями и 3 азональных фактора с 7 показателями.

Характеристика зон природной дискомфортности Название зоныХарактеристика 1чрезвычайно неблагоприятная (дискомфортная) Исключено длительное проживание населения средней полосы 2очень неблагоприятная (дискомфортная) Длительное проживание населения из средней полосы приводит к ущербу для здоровья, не восстанавливаемому адаптацией 3умеренно неблагоприятная (дискомфортная) Возможна адаптация населения из средней полосы; но требуются дополнительные вложения в поддержание жизни 4относительно благоприятнаяУсловно относится средняя полоса Европейской части России 5умеренно благоприятнаяВероятность природных стрессов мала 6 благоприятнаяИмеются условия для оздоровления населения средней полосы

По итогам 2007 г. в в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: добыча полезных ископаемых = 60,9%; продукция обрабатывающих производств = 8,7%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды = 12,6% от общероссийского.

Индекс промышленного производства в северных регионах в 2007 г., %

Динамика добывающего производства в северных регионах России, %*

Структура объема добычи полезных ископаемых по регионам Крайнего Севера, % к итогу, 2007 г.

Динамика объемов продукции обрабатывающих производств, %

Структура объема продукции обрабатывающего производства по регионам Крайнего Севера, 2007 г., % к итогу,

Индексы производства по ВЭД «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», %

Структура объема продукции ВЭД «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», 2007 г., % к итогу

По итогам 2007 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: На северные регионы приходится 28,0% всех инвестиций в основной капитал по России и 18,1% поступлений в страну иностранных инвестиций. В 2007 году в северных субъектах Российской Федерации введено 12% жилья, работали 21,4% общеобразовательных учреждений, 20,7% объектов здравоохранения, оборот розничной торговли составил 17,1%, а объем платных услуг – 17,5% от соответствующих общероссийских показателей. Источник: ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к северным районам, в 2007 году. – М.: Федеральное собрание РФ, 2008.

Инвестиции в основной капитал, 2007 г., % к итогу

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, % к итогу, 2007 г.

Структура привлеченных иностранных инвестиций в северные регионы, 2007 г., % к итогу

Структура иностранных инвестиций в северные регионы по видам, 2007 г. % к итогу

Среднесписочная численность работников на средних и крупных предприятиях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в 2006 г. составляла 3704 тыс. чел. (примерно 5,5% от общероссийской)

Структура среднесписочной численности предприятий Северных районов РФ, % к итогу

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по крупным и средним организациям, руб. в 2007 г.

Стоимость жилищного строительства на Севере Российской Федерации в 2003 году, в разах к Московской области

Структура ввода жилья по северным регионам России, 2007 г., % к итогу

Темп роста ввода жилья в северных регионах, 2007 г., % к 2006 г.

Из северных территорий поступило 29,0% всех налогов и сборов в консолидированный бюджет страны и 37,6% - в федеральный бюджет. Более 21,7% сальдированной прибыли предприятий и организаций России приходится на северные регионы.

Доля убыточных предприятий в северных регионах, % к общему количеству в 2007 г.

Из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в консолидированный бюджет поступило 1841 млрд. рублей, что составляет 29,0% всех поступлений по стране (в 2006году – 35,4 %) Из них в федеральный бюджет поступило 1145 млрд. рублей или 37,6% налоговых доходов федерального бюджета (в 2006 году – 47,0%). Наибольшие поступления были из Ханты - Мансийского автономного округа – Югры – 13,1% всех поступлений по стране в консолидированный бюджет и 21,9% - в федеральный бюджет, Ямало- Ненецкого автономного округа – 4,1 и 6,5%. В целом по северным регионам в федеральный бюджет поступило 62,2% собранных на их территориях налогов и сборов (в 2006 году – 65,4%), притом, что в целом по России в федеральный бюджет поступило 48,2% собранных на территориях всех субъектов Российской Федерации налогов и сборов.

Структура доходов консолидированных бюджетов северных регионов, 2007 г., %

Доли основных налогов и сборов в общем объеме налоговых доходов консолидированных бюджетов северных регионов и РФ в 2007 году (в %) Северные регионыРФ

У 10 северных регионов объемы поступлений налогов и сборов с их территорий в федеральный бюджет превысили объемы поступлений в их бюджеты из федерального бюджета. Если из сумм поступлений из федерального бюджета исключить средства Фонда компенсаций, которые предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию федеральных полномочий, то число таких регионов увеличивается до 12. Таким образом, эти данные показывают, что 12 северных субъектов Российской Федерации из 25 являются фактическими «донорами» федерального бюджета, а Север в целом не является затратным для федерального бюджета.

Соотношение между объемами поступлений из северных регионов налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет и поступлений в бюджеты северных субъектов РФ из федерального бюджета в 2007 году, раз

Структура средств, поступивших в бюджетную систему из северных регионов, 2007 г., % к итогу

Принципы государственного регулирования регионов Севера в 1990-е гг. и в начале 2000-х гг. государственный протекционизм (поддержка), направленный на создание на Севере для населения и отраслей хозяйства льготного режима развития; селективность государственной поддержки производства на Севере: оказание помощи в первую очередь организациям, обеспечивающим государственные нужды, а также участвующим в решении социальных задач; создание условий для гармоничного развития производства, социальной сферы, населения и сохранения окружающей природной среды; регулирование промышленного освоения Севера в целях бережного использования его природных ресурсов, сохранения окружающей природной среды; опережающее развитие объектов инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта, включая Северный морской путь; сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера; оптимизация численности населения на Севере.

Основные принципы неолиберальной модели северной политики (сформулированы в «Программе развития России до 2010 г.» в области политики расселения всемерный переход на вахтовый метод освоения природных ресурсов Севера; в области недропользования централизация природной ренты в федеральном и региональных бюджетах субъектов Федерации; минимальный уровень государственного протекционизма на Севере, значительное сокращение федеральных обязательств в сфере возмещения удорожания функционирования систем жизнеобеспечения, производственной и транспортной инфраструктуры Севера; постепенный отказ от субсидирования завоза грузов из федерального бюджета; в области социальной политики снижение государственных социальных льгот и сохранение их только в бюджетной сфере и в Арктической зоне; привлечение финансовых ресурсов компаний и корпораций операторов на Севере к решению проблем развития инфраструктуры, жизнеобеспечения населения, реализации программ переселения из районов Севера; дальнейшая регионализация государственной поддержки за счет бюджетов субъектов Федерации.

Основные направления федеральной поддержки развития северных территорий РФ реализация Федеральной программы социально- экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока развитие инфраструктуры, гидрологических исследований Арктики, оборонного комплекса Севера и пограничной службы в арктических районах; финансирование программы переселения из бесперспективных поселений Севера

Проблемы реформирования социальной сферы северных регионов Не сохраняются северные надбавки к пенсии, если пенсионер выезжает в благоприятные для проживания регионы страны, где региональные коэффициенты отсутствуют либо ниже северных; В условиях растущей централизации бюджетных доходов в федеральном бюджете консолидированные бюджеты северных регионов самостоятельно не могут выполнять новые расходные полномочия по северным компенсациям и монетизации льгот, обеспечению функционирования социальной сферы. Как следствие, возрастает дотационность северных регионов; С 2005 года на региональный уровень передано кредитование северного завоза. Вследствие этого возрастают финансовые риски кредитования завоза в связи с неустойчивостью доходной базы региональных бюджетов; В последние годы обозначилась значительная дискриминация вахтового персонала в оплате труда и исчислении страхового пенсионного стажа в сравнении с персоналом, работающим в стационарном режиме. В страховой стаж включается не календарный период работы в вахтово- экспедиционном режиме, а лишь время непосредственного пребывания на вахте на Севере.

Приоритетные направления развития экономики северных регионов интенсивное формирование Северного широтного индустриального пояса экономического развития всей страны в глубинных регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, крупномасштабное освоение новых нефтяных и газовых месторождений, европейского и сибирского Севера уже в ближайшее десятилетие, а после 2015 годаарктических шельфов западной Арктики и Дальнего Востока; диверсификация выходов на внешние рынки путем строительства новых трубопроводов в Северном, Восточном и Южном транспортных коридорах; реализация крупных проектов развития высокоэффективной транспортной инфраструктуры, связывающей Север России с индустриально развитыми регионами России и мировыми рынками. Источник: Пространственный аспект стратегии развития Азиатской части России: формирование северного широтного пояса экономического развития страны. Новосибирск: ИЭОПП, 2004.