Ирина Андреевна Федосова 1827 - 1899. Художники и фотографы – современники И.А. Федосовой – оставили несколько её портретов. С белого листа бумаги смотрит.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федосова Ирина Андреевна 1827 – 1899гг « Вспомнишь изумительную кудесницу, маленькую безграмотную Олонецкую старушку, которая знала на память все былины.
Advertisements

Ирина Андреевна Федосова. «Ирина Андреевна Федосова – заонежская сказительница, имя которой вошло в энциклопедии, классические издания русского фольклора».
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
Николай Алексеевич Некрасов 1821 – Имение Некрасовых Грешнёво Родовое поместье состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял.
Н.А. Некрасова Работу выполнила ученица 10 класса: Змеева Кристина.
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – ЗНАМЕНИТАЯ РОССИЙСКАЯ ПОЭТЕССА 20 ВЕКА, ПИСАТЕЛЬНИЦА, ПЕРЕВОДЧИК, КРИТИК И ЛИТЕРАТУРОВЕД. АВТОР ИЗВЕСТНОЙ ПОЭМЫ.
Н. А. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов провёл своё детство в селе Грешнёво, недалеко от города Ярославля. Дом стоял в старом саду, за.
Собиратели и сказители былин Группа фольклористов.
Музыка моего народа Подготовила учитель музыки МОУ « Орловская СОШ» учитель музыки МОУ « Орловская СОШ» Людмила Ивановна Федотов а.
Мое восприятие творчества Марины Цветаевой. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
«Прасол Кольцов, не умевший писать грамотно, был гораздо цельнее, умнее и образованнее всех современных молодых поэтов, взятых вместе». А. П. Чехов «Прасол.
Константин Васильевич Иванов.
Горбачёв Анатолий Иванович. Анатолий Иванович родился 5 марта 1929 года в поселке Вьюн Сергачского района Нижегородской области в семье крестьян. Анатолий.
Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. Н.А.Некрасов – целое Н.А.Некрасов – целоепоэтическое государство, живущее по своим законам. Р.Гамзатов. Р.Гамзатов.
7 уроков Александра Яшина. Александр Яшин «Отходная» О, как мне трудно будет умирать, На полном вздохе оборвать дыханье! Не уходить жалею – покидать,
Детство ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ. Родился Габдулла Тукай 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Мингерской волости, бывшей Казанской губернии, ныне Арский район.
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
Родился 7 января (19 н.с.) в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать.
«МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА» 1 класс. Страница Книги СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ О себе… Я хочу посвятить свою Книгу… Кем я хочу стать…
Транксрипт:

Ирина Андреевна Федосова

Художники и фотографы – современники И.А. Федосовой – оставили несколько её портретов. С белого листа бумаги смотрит живая, умная и одновременно лукавая старушка. На коленях спокойно лежат большие натруженные крестьянские руки. Лицо избороздили морщины. Она похожа на мать или бабушку, к которой хочется поехать в гости, посидеть с ней в тихий летний вечер на крыльце и поговорить обо всём, что случилось в жизни в последние годы. Мы живём другой, суетной городской жизнью, которой она не знала, но она обязательно поняла бы нас.

Детство Типичное детство севернорусской крестьянской девочки того времени. Семья родителей была велика – 22 души. Отец – Андрей Ефимович, мать – Елена Петровна Юлины. Кроме Ирины – две дочери и один сын. Чтобы накормить такую семью, приходилось напрягать все силы. Дети сызмальства втягивались в общий труд. Федосова приучалась и к мальчишечьей работе, говорила о себе: «Шести год на ухож (пастьба, в том числе ночное) лошадь гоняла и с ухожа домой пригоняла», «восьми год знала, на каку полосу сколько сиять», «…по крестьянству – куды какая: колотила, молотила, веяла и убирала». Выделялась умением и сноровкой.

Девичество Для Федосовой девичья жизнь была нелёгкой – в детстве она упала с лошади и осталась хрома на всю жизнь. Отец был строг и неохотно отпускал дочерей на деревенские гулянки, даже на «прядимую беседу». Федосова умела добиваться своего. «Раз в неделю, - рассказывала она, - молча уходила», т.е. не спросясь у отца. Среди вырозерской молодёжи она тоже умела себя поставить: «Приду – место сделают у свитца» (приспособление для лучины, освещавшей избу), т.е. на прядимых беседах ей отводили самое почётное место. «Имя мне было с изотчиной (с отчеством), грубого слова не слыхала: бедный сказать не смел, богатого сама обожгу». Она очень рано прославилась как песенница и знаток причитаний: с лет Ирина Федосова начала «подголосничать» на свадьбах.

Дарование На свадьбах она выступала в роли подголосницы, женщины, выводящей невесту к столу и причитывающей от её имени. Приплакивать по рекрутам или покойникам было для Федосовой общественным долгом и внутренней потребностью. Она испытывала ясную потребность в той художественной работе, которую представляло для неё составление и исполнение плачей. На похороны не приглашали, ходила по доброй воле. Воля к творчеству е неё была необыкновенно сильна. Её отличало и исполнительское, и поэтическое дарование. «Ещё в молодости, по её рассказам, как девушкам, её подругам, надоедали старые песни. Они, зная её способность, просили её заводить новую песню и дивились. Откуда только у неё берётся. Песни её запоминались и входили в оборот в её деревне… она складывала для девушек свои песни».

Федосова хорошо знала традиционные песни, её поэтику, обладала даром импровизатора. Ирина Андреевна признавалась, что с младости ей честь и место в большом углу, что на свадьбах ли песнь запоёт – старики запляшут, на похоронах ли завопит – каменный заплачет: голос был такой вольный и нежный.

Первое замужество В 1850 году Ирина Андреевна вышла замуж за Петра Трифоновича Новожилова, крестьянина д. Сидорово, Кузарандского общества. Решаясь выйти замуж за 60-летнего вдовца, когда ей самой было только 19 лет (по представлениям того времени она «засиделась в девках»), она поставила условие – не мешать ей ходить по свадьбам и похоронам. Первое её замужество было счастливым, поэтическая её деятельность не встречала никаких препятствий, В 1863 году Пётр Трифонович Новожилов умер.

Второе замужество В 1864 году вышла замуж за Якова Ивановича Федосова, крестьянина д. Лисицино, Кузарандского общества. В семье Федосовых она попала в довольно трудную ситуацию. Яков Иванович был значительно моложе её, и в новой семье она была встречена недружелюбно. Весной 1865 года Я.И. Федосов отправился на заработки к Соловкам. Жизнь в федосовской семье без мужа оказалась совсем невыносимой, кроме того, Яков Иванович попивал. Всё это заставило Ирину Федосову настоять на том, чтобы на следующий год он поехал плотничать в Петрозаводск и взял её с собой. Начался петрозаводский период её жизни, длившийся 20 лет. В Петрозаводске Федосовы устроились основательно. Через три года у Я.И. Федосова была уже своя столярная мастерская и даже какое- то число подмастерьев. Детей у Федосовых не было (двое родившихся детей умерли малолетними), усыновили сына брата Якова Ивановича – Тимофея. Звали его Иваном. В 1884 году Ирина Андреевна овдовела вторично.

Открытие Барсова Елпидифор Васильевич Барсов – молодой преподаватель Олонецкой Духовной семинарии. Е.В. Барсову удалось открыть русской и мировой науке: - неизвестный жанр северорусского фольклора - причитание; - одну из его исполнительниц – Ирину Андреевну Федосову – и записать причитания в чрезвычайно талантливом исполнении. В годах выходит трёхтомный сборник Е.В. Барсова «Причитания Северного края», состоявший главным образом из записей от Федосовой. Сборник был снабжён биографией Федосовой, рассказанной ею самой.

1867 – первая встреча с Е.В. Барсовым. Запись былин, исторических песен, баллад и духовных стихов. Первая публикация текстов в «Олонецких губернских ведомостях». Работа собирателей фольклора

Великий поэт русского крестьянства, автор «Орины, матери солдатской», «Мороза, Красного Носа», «Несжатой полосы», «В полном разгаре страда деревенская» и других проникновенных стихотворений о бабьей доле, Н.А. Некрасов горячо воспринял книгу народной поэтессы «Причитания Северного края». Он перечитывал её много раз, делал выписки из неё. Н.А. Некрасов и творчество Федосовой Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова кисти И.Н. Крамского

. В 1873 году Н.А. Некрасов опубликовал главу «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Глава была написана под свежим впечатлением от чтения сборника Федосовой и построена во многом на материале её плачей. Плач Матрёны Тимофеевны по Дёмушке, как сказано в примечании самого поэта к этим строкам, «взят почти буквально из народного причитания». Некрасов имел в виду один из плачей Федосовой Схожесть жизненных судеб крестьянских женщин того времени позволила Некрасову использовать и поэтические строки федосовских причитаний, и рассказ Федосовой о себе и своей жизни. В записях от Федосовой действительность рисовалась преображённой поэтической традицией причитаний, поэтическим стоном поверженной горем крестьянской женщины. Ни в одном фольклорном жанре мы не встретим столь крайнего напряжения чувств.

В Кольцове Осень Ирина Андреевна поселяется в тверском имении Агреневых- Славянских Кольцове. Ольга Христофоровна Агренева была женой известного певца и организатора первого в России хора народной песни Дмитрия Славянского. Агренева-Славянская записывает от Федосовой свадебный обряд, причитания, былины, песни, пословицы, духовные стихи и величальные экспромты – выход в свет трёх томов «Описания русской крестьянской свадьбы» О.Х. Агреневой-Славянской. Большинство текстов и напевов записано от Федосовой.

Годы бедствий 1888 – возвращение в Кузаранду, в «мужнин угол». Жизнь её в чужой семье была тяжела. Федосова не могла рассчитывать на помощь родственников. Продажа мастерской не поправила дела, сбережений не оказалось. Начались многолетние бедствия. «Хлеб добывала она корзиной (т.е. подаянием), и обедала, и ужинала за своим столом. Большуха не давала даже воды: «Принеси де на своих плечах, а мы тебе не кормильцы и не поильцы». К концу 80-х годов Федосова нищенствовала, временами нанималась в няньки, ходила по свадьбам, когда позовут. Соседи и односельчане считали своей обязанностью помогать ей. Мир кормил её.

1894 год - новый этап в жизни Федосовой. Это и последний период её жизни, и годы наивысшей её славы, когда известия о ней не сходили со страниц местных (олонецких) и столичных (московских и петербургских) газет. Годы славы Публичные выступления Москва, Петербург, Нижний Новгород, Казань, Петрозаводск. Заседания учёных обществ, учёные учреждения, школы, частные дома, публичные залы. Награды - две серебряные медали; - дипломы. Запись на фонограф.

8 и 10 января 1895 года на вечера в Соляном городке приходил великий композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков и, живо заинтересовавшись исполнительницей, сделал запись девяти её мелодий. Они были использованы в операх «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китиже». Н.А. Римский- Корсаков и творчество Федосовой Портрет Николая Андреевича Римского- Корсакова кисти Валентина Серова

Ф.И. Шаляпин высоко оценил исполнительское мастерство Федосовой: «Я слышал много рассказов, старых песен и былин и до встречи с Федосовой, но только в её изумительной передаче мне вдруг стала понятна глубокая прелесть народного творчества… сама Федосова была чудесна, как сказка». Ф.И. Шаляпин о творчестве И.А. Федосовой К.А. Коровин Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина

Впечатления Ф.И. Шаляпина Ф.И. Шаляпин, слушавший Федосову на Нижегородской выставке, оставил восторженное описание ее выступлений: «С эстрады публике в пояс кланяется старушка низенького роста, кривобокая, вся седая, повязанная белым ситцевым платком, в красной ситцевой кофте, в коричневой юбке, на ногах тяжелые грубые башмаки. Лицо - все в морщинах, коричневое... Но глаза - удивительные! Серые, ясные, живые - они так и блещут умом, усмешкой... В зале носится веяние древности... И публика разражается громом аплодисментов в честь полумертвого человека, воскрешающего последней своей энергией нашу умершую старую поэзию». Федосова вся пропитана русским стоном, около семидесяти лет она жила им, выпевая горе своей жизни в старых русских песнях.

Максим Горький о Федосовой Горький написал о Федосовой два замечательных очерка. Впечатления Горького от внешности Федосовой «Маленькая, хромая, вся в морщинах, с серебряной головой, она как-то выкатилась, а не вышла на эстраду, и выставочная публика, привыкшая видеть перед собой артистов, корректно одетых, с элегантными жестами, импозантных, с эффектами шика во всей фигуре, от причёски до конца ботинок, - публика была изумлена, видя перед собой эту хромую старушку в ситцевом платье и белом ситцевом платке на голове». И в конце очерка: «Она сидит задумчивая, тусклая; вне своей старины, среди блеска и всякой вычурности костюмов и зданий, так далёких от истинно русского – ей очевидно неловко, не по себе».

Впечатления Горького от пения Федосовой «Но этот возглас так оригинален, так не похож на всё кафе- кабацкое, что из года в год слушает эта публика, … что её как-то подавляет этот задушевных голос неграмотной старухи». «А вопли, - вопли русской женщины, плачущей о своей тяжёлой доле, - всё рвутся и возбуждают в душе такую острую тоску, такую боль, так близка сердцу каждая нота этих мотивов, истинно русских, небогатых рисунком, не отличающихся разнообразием вариаций – да! - но полных чувства, искренности, силы – и всего того, чего не встретишь в поэзии ремесленников искусства и теоретиков его, что не даст… никто из людей, дающих звуки без содержания». «В зале раздался задушевный голос, говоривший старинную народную былину о Добрыне… На публику повеяло седой стариной, поэзией русского народа, простой, но могучей, такой тоскливой и удалой… Федосова подчёркивает сильные места диалога жестами, вдохновляется, вся горит, желая внятнее и ярче рассказать ей о старине, полной кипучих сил и богатырской удали, полной любви к свободе, искания подвигов».

Последние годы жизни Федосова помогала родным, бедным односельчанам, жертвовала на строительство в Кузаранде школы для крестьянских детей и на покупку книг для этой школы. Сборы от публичных выступлений позволяли это сделать. Помогла вернуть односельчанам право рубить лес на Пудожском берегу Онежского озера. Весной 1899 года И.А. Федосова почувствовала себя нездоровой и решила вернуться из Петербурга в деревню Лисицыно Кузарандской волости, к родным. Здесь она разболелась ещё сильнее и 10 июля 1899 года умерла. Её похоронили на кладбище при Кузарандской церкви у деревни Юсова гора на берегу Онежского озера.

Память о народной поэтессе В 1981 году на кладбище деревни Юсова Гора установлен гранитный памятник-стела. Надпись на памятнике гласит: «Здесь покоится прах великой народной поэтессы Федосовой Ирины Андреевны » Имя И.А. Федосовой присвоено Медвежьегорской центральной районной библиотеке. На здании бывшей женской гимназии на площади Кирова в Петрозаводске установлена мемориальная доска. В этом здании 6 марта 1896 года выступала поэтесса. Одна из улиц города Петрозаводска носит имя Ирины Андреевны Федосовой.

Что такое причитание Причитание – поэтическое искусство, порождённое трагическими бытовыми обстоятельствами. Причитывать – это сочинять стихи в процессе их произнесения. Вопленицы – исполнительницы причитаний – воссоздавали текст заново, а не повторяли заученный текст. Это была подготовленная импровизация, готовыми были мелодия, ритмическая схема речитатива, запас формул, накопленный веками сотнями и тысячами воплениц. Например, при похоронах – это изображение примет приближающейся смерти, потом самой смерти, горя вдовы (осиротевшей дочери и т.п.), всей семьи, скотины, избы, поля и леса, изображение того, как вносят гроб в избу, дороги на кладбище, будущего, которое ожидает вдову и её детей, напрасного ожидания пахаря предстоящей весной, заклинания ветра, солнца, земли оживить покойника и т.д. Всё это повторялось каждый раз.

«Плач о старосте» Причитания Федосовой имели живую связь с современностью. В плаче рассказывается о конкретном событии, произошедшем в её родной заонежской деревне в середине 60-х годов. Плач записан в страшный 1867 год, когда олонецкий губернатор отмечает в отчёте, что 297 крестьян было подвергнуто наказаниям за недоимки. В деревню приезжает мировой посредник. Он лютует, требуя немедленно согнать крестьян на сходку, неистово ругает старосту за то, что тот потакает недоимщикам. Староста от имени крестьян решительно утихомиривает посредника. Столкновение заканчивается тем, что староста попадает в тюрьму, заболевает там и по дороге домой умирает. Его и оплакивает Федосова от имени вдовы. В причитании постоянно слышится не только голос овдовевшей, но всего крестьянского «мира» (т.е. общины), за который вступился староста. Причитание заканчивается известным проклятиям «судьям неправосудным», которое было целиком использовано Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо».