София Константинопольская ©Михайловская Н.А.. Купол С 6 века в Византии базилики почти исчезают. Константинопольскому мышлению больше подходит центрическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Храм Святой Софии Ученика 6 а класса Романова Алексея.
Advertisements

На месте существующего храма в первой половине V века располагалась раннехристианская пятискатная базилика, посвящённая святому Марку. Вместе с другими.
Собор святой Софии в Константинополе. Айя-София. О. Мандельштам. 1912г. Айя-София здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по.
Каноны византийской архитектуры. Согласно Апостольским Постановлениям, храм должен быть продолговатым, как корабль, обращенным на восток (в сторону Иерусалима,
БАЗИЛИКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ СОЗДАВАЛИСЬ НА ОСНОВЕ СТАРЫХ РИМСКИХ БАЗИЛИК. ОНИ ИМЕЛИ ТРИ ИЛИ ПЯТЬ ПРОДОЛЬНЫХ НЕФА, ОТДЕЛЕННЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА КОЛОННАМИ. ВХОД РАСПОЛАГАЛСЯ.
Храм Святой Софии.. Искусство Византии следует рассматривать как художественную культуру Византийской империи, первоначально рабовладельческой, далее.
МХК Приготовила ученица 10 «А» класса Дубовая Виктория Учитель: Лукьяненко Н.Н.
ЗАПАДНАЯ - СТОЛИЦА РАВЕННА ВОСТОЧНАЯ -СТОЛИЦА КОНСТАНТИНОПОЛЬ Античное наследие явилось основой византийского стиля.
Софийские соборы. Храм Святой Софии в Константинополе В 532 г. византийской император Юстиниан I повелел построить в Константинополе храм Святой Софии.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. тип христианского храма, впервые появившийся в Византии. Тип крестово - купольного храма получил широкое.
Художественная культура Византии. Новый тип церковного здания – крестово- купольный храм ( сочетание элементов античного и восточного зодчества )
Культура Киевской Руси Выполнила: Ю.Ю.Алехина учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ51 Магнитогорск 2007г.
Выполнил: Пинясов Андрей. В период поздней Римской империи была усовершенствована техника зодчества и разработаны новые строительные конструкции. Опираясь.
Тема урока « Культура Византии » Средние века 6 класс.
Собор Святой Софии был построен в XI в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого был построен в XI в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого.
Мировая художественная культура Урок 17 «Архитектура Византии»
Мозаики и фрески Киевской Софии. 1. Краткие сведения о соборе. 2. Мозаики и фрески собора.
Муниципальное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 11 Калиниченко Наталья Егоровна, учитель МХК Бердск
Тема « Культура Византии » Каплуновой Ксении 6 д.
Автор Скворцова Т. Н., учитель МХК МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области.
Транксрипт:

София Константинопольская ©Михайловская Н.А.

Купол С 6 века в Византии базилики почти исчезают. Константинопольскому мышлению больше подходит центрическая архитектура. Византия любит круг – идеальную фигуру. Свод сопоставлен с небом. Подкупольное пространство – постоянное пребывание в себе вечных форм. Верующему не надо двигаться – он в покое, лишь взгляд его скользит.

София ( гг.) Главный храм империи и всего христианского мира. Первые основания его были заложены императором Константином Великим, но во время народных смут при императоре Аркадии храм сгорел. Его восстанавливает Феодосий, но через 90 лет во время возмущений партий цирка он опять разрушен. Юстиниан решает построить небывалый храм, превосходящий все прежнее величием и красотой.

Храм строился 5 лет – годы. Мастера Анфимий из Тралл, Исидор из Милета. Юстиниан собирает дань отовсюду. Привозят помимо золота и серебра, аспида и мрамора, остатки храма Артемиды Эфесской. На строительстве занято 10 тысяч человек. Сюда ушли все доходы империи за пять лет. Купол на высоте 55 метров, диаметр его 31 метр.

Смысл названия Притчи Соломоновы: «Господь имел меня (Софию) началом пути Своего, прежде созданий своих, искони. Когда он уготовлял небеса, я была там… Тогда я была при нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь перед лицем Его во все время.» (Притчи 8:22-24, 27-31) Царь Соломон София – образ красоты и гармонии, это образ Христа, которого апостол Павел называет «Божией Премудростью».

Структура храма 1.Колоссальный купол возведен на четыре столбах при помощи треугольных изогнутых сводов – парусов. Паруса символизировали небесную обитель Бога, а столбы-опоры – соединение неба и земли. 2.Барабан центрального купола был прорезан 40 окнами, как бы отрезающими купол от арок. 3.К центральному куполу были приставлены два полукупола с окнами ниже окон барабана.

4. С наружными стенами собор был соединен восемью столбами, являющимися контрфорсами.* *Контрфорс - вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор свода. фр.Contre-force – противодействие. 5. По своему типу София является купольной базиликой. Изначально было стремление поставить купол Пантеона на базилику Максенция.

6. Нефа разделялись столбами и арками на колоннах. 7. Есть обходная галерея на верхнем ярусе – хоры. 8. В поперечной галерее – нартексе – находилось 9 бронзовых дверей, одна из который была настолько грандиозна, что предназначалась только для самого Бога или его наместника на земле – императора.

Современный вид Софии. Она очень сильно пострадала от многочисленных землетрясений. В процессе реставрации немного осела, были утяжеленены контрфорсы. Османские правители, превратившие храм в мечеть, добавили четыре минарета.

Центральный неф.Подкупольное пространство. «Храм весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот блеск» (летописец Прокопий Кесарийский)

Вид на подкупольное пространство из бокового нефа. Акварель 19 века.

Вид внутреннего нартекса. Свод разделен на квадратные секции, каждая из которых имеет по четыре опоры. Такой свод называется крестовым.

Вид с хоров – галерей второго яруса.

Столбы, облицованные разноцветным мрамором. Сначала хотели покрыть все золотом, но побоялись искушать будущих правителей. В строительстве было много необычного: известь готовили на ячменной воде, а в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола изобрели новый материал – в расплавленное золото кидали ониксы, топазы, жемчуг, аметист.

Купол. Образован 40 радиальными арками, между ними окна. Эффект парения. Купол сложен из глиняных горшков, сделанных из белой пористой родосской глины. Вес 12 горшков был равен весу 1 кирпича.

«Кажется, что он (купол) покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой цепи» (Прокопий Кесарийский)

Мозаики Софии После завершения строительства в 537 году все раки, своды, полукупола и главный купол были покрыты мозаиками. Известно, что в центре купола находился большой крест. Эти изображения не сохранились, т.к. были уничтожены в период иконоборчества по приказу императора Льва III ( ). Все дошедшие до нас мозаики были сделаны после 842 года. После завоевания Константинополя турками, София была превращена в мечеть и все мозаики были покрыты слоем штукатурки. Только в 1932 году мозаики были расчищены.

Конха апсиды

Богоматерь с младенцем Христом. Конха апсиды. 9 век.

Архангел Гавриил. 9 век

Деисус. Южная галерея. 12 век

Христос из Деисуса.

Иоанн Креститель из Деисуса. Фрагмент мозаики.

Император Юстиниан I Мозаика из Равенны