Прекрасный наш язык… А.С.Пушкин. Великие русские писатели о русском языке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виктор Владимирович Виноградов ( ) русский филолог, академик, ученик А. А. Шахматова и Л. В. Щербы. Создал фундаментальные труды по истории русского.
Advertisements

Прекрасный наш язык… А.С.Пушкин. Великие русские писатели о русском языке.
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную.
Дмитрий Ушаков - русский филолог, лингвист, член-корреспондент АН СССР. Родился 24 января 1873 года. Дмитрий Ушаков являлся редактором и соавтором одного.
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
Заседание круглого стола «Русские лингвисты». В.Г.Белинский Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
Презентация Соболевой Т.С. «РУССКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛИНГВИСТЫ».
Наука о языке родилась из филологии- науки о текстах. В древности именно изучение священных или просто очень важных текстов и необходимость толковать их,
«…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин Зарисовки о русских лингвистах Проект выполнили учащиеся 8 класса Белоногова.
Выполнила : ученица 8 « Б » класса МОУ « Судогодская основная общеобразовательная школа » Мишулина Мария. Г. Судогда, 2011 год.
Толковые словари и их создатели. Первым большим толковым словарём русского языка, в котором объясняются значения слов, был « Словарь Академии Российской.
1.Какой частью речи – числительными или существительными являются слова ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД? Почему? 2.Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется.
Содержание 1. Даль Владимир Иванович Даль Владимир Иванович Даль Владимир Иванович 2. М.В.Ломоносов М.В.Ломоносов 3. «Мы эту книгу просим Вас открыть…»
Из истории русского языкознания: выдающиеся лингвисты Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей 1560 Лихачева Т. В.
Толко́вый слова́р- словарь, содержащий в себе слова, стоящие в алфавитном порядке, и краткое описание того, что эти слова.
Выдающиеся учёные- русисты. Ломоносов М.В., Востоков А.Х., Даль В.И., Ушаков Д.Н., Щерба Л.В., Виноградов В.В., Ожегов С.И., Максимов Л.Ю. – известные.
Щерба Лев Владимирович (20 февраля (3 марта) 1880) 26 декабря 1944) российский и советский языковед, академик АН СССР, внёсший большой вклад в развитие.
Выполнили: Бечвая Мате, Бечвая Тамта, Жуманазарова Зульфия, ученики 10 Б класса.
Наука о языке Русистика Лингвистика Филология языкознание.
Транксрипт:

Прекрасный наш язык… А.С.Пушкин

Великие русские писатели о русском языке

Как материал словесности, язык славяно- русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. А.С.Пушкин

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. Л.Н.Толстой

Перед Вами громада русский язык! Обращаться со словами нужно честно. Н.В. Гоголь

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С. Тургенев

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… С русским языком можно творить чудеса! К.Г. Паустовский

Учёные в области русского языка

М.В. Ломоносов ( ) – первый русский ученый-естествоиспытатель, языковед и литературовед, выдающийся деятель российского просвещения. Ученый создал первую подлинно научную грамматику русского языка (она вышла в 1757 г. и называлась "Российская грамматика"). Исследуя функционирование русского языка, Ломоносов сумел определить и зафиксировать произносительные и грамматические нормы, которые были не искусственно навязаны языку, а проистекали из самой языковой практики. М.В. Ломоносов разработал теорию трех стилей речи: высокого, посредственного и низкого и определил языковые правила для каждого из них. В "Риторике" (1748 г.) и в "Письме о правилах российского стихотворства" (1739 г.) ученый разрабатывал теорию русской риторики, заложил основы теории русского стихосложения. Ломоносов придавал большое значение объединяющей роли русского языка, который мог послужить цементирующей основой для населения столь большой территории, которую занимала в то время Россия.

Владимир Иванович Даль ( ) был необыкновенно одаренной личностью. Пятьдесят три года из семи десятилетий своей жизни отдал работе над составлением "Толкового словаря живого великорусского языка"(1863–1866 гг.), за который был удостоен Ломоносовской премии Российской академии наук, а в 1863 г. звания почетного академика. Словарь содержит свыше 200 тысяч слов и отражает словарный состав разговорного и литературного русского языка середины XIX в., а также русских говоров. Большое место в словаре занимают фразеология, пословицы, поговорки, сравнения, значения слов раскрываются через синонимы, описательные и энциклопедические толкования и синонимические словосочетания. Именно Даль ввел термин «толковый» применительно к словарю. Он хотел показать источники и механизмы обновления русской литературной речи, пути освобождения от чуже- родных заимствований, раскрыть для общества "неисчерпаемый родник живого языка русского". Итогом другой титанической работы В.И. Даля – собирания пословиц, поговорок, прибауток в разных областях России – явился труд "Пословицы русского народа ", в котором опубликованы более 30 тысяч пословиц из этого собрания.

Фортунатов Филипп Фёдорович ( ) - выдающийся русский языковед, академик Петербургской академии наук (с 1902 г.), профессор Московского университета. Им было сформулировано учение о грамматической форме слова, которую Фортунатов понимал как его морфологическую членимость. Это положение вызвало в лингвистике взрыв плодотворных идей, многие из которых разрабатываются и в наши дни. В трудах по сравнительно-историческому языкознанию Ф.Ф. Фортунатов пересмотрел и обновил трактовку ряда сложных идей, касающихся сути древнейших процессов в индоевропейских языках. Фортунатов много занимался также теорией правописания. Он внес большой вклад в подготовку реформы русской орфографии, которая была осуществлена уже после его смерти. Идеи Ф.Ф. Фортунатова продолжили развивать его ученики – М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский, Д.Н. Ушаков и др. (первое поколение московской лингвистической школы) и ученики его учеников – Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский, П.С. Кузнецов, Г.О. Винокур и др.

Дмитрий Николаевич Ушаков ( ) – ученик Ф.Ф. Фортунатова, больше всего известен как один из авторов и главный редактор знаменитого "Толкового словаря русского языка", четыре тома которого увидели свет в 1935–1940 гг. (том 1 – 1935 г., том 2 – 1938 г., том 3 – 1939 г., том 4 – 1940г.). В этом словаре содержится более 85 тысяч слов. Он дал богатый материал для изучения изменений, которые произошли в языке в первой половине XX в., при этом особенно ценны его нормативные указания: стилистические, грамматические, орфографические и орфоэпические. Пометы о стилевой принадлежности того или иного слова, связанная с ним фразеология делают словарь полезным руководством к правильному употреблению слов в речи. Его перу принадлежат работы по общему языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, истории русского языка. Д.Н. Ушаков был активным участником составления проекта орфографической реформы гг. Всю жизнь он изучал, пропагандировал, защищал живое русское слово – и диалектное, и просторечное, и литературное.

Ожегов Сергей Иванович (1900–1964) вошел в историю русского языкознания прежде всего как выдающийся теоретик и практик лексикографии, один из основоположников и теоретиков научной нормализации русского языка, один из составителей "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова, автор известнейшего однотомного "Словаря русского языка", первое издание которого вышло в 1949 г. С.И.Ожегову принадлежат работы по лексикологии, лексикографии, социолингвистике, теории и практике культуры речи, истории русского литературного языка, языку отдельных писателей. С.И. Ожегов редактировал такие словари-справочники, как "Русское литературное произношение и ударение" (1955 г.), "Орфографический словарь русского языка" (1956 г.) и др.

Шахматов Алексей Александрович (1864–1920) - теоретик и историк русского языка, ученик Ф.Ф. Фортунатова, Вместе со своим учителем Шахматов участвовал в работе Комиссии по выработке проекта реформы орфографии, утвержденного в 1918г. Уже в студенческие годы А.А. Шахматов занимался исследованиями древнерусских рукописей, их научным описанием и подготовкой к публикации. А.А. Шахматову принадлежит немало научных открытий в области истории и диалектологии русского и других славянских языков. В своих работах "Исследование в области русской фонетики" (1894 г.), "К истории звуков русского языка" (1898 г.), "Очерк древнейшего периода истории русского языка" (1915 г.) он решал задачу реконструкции древнейших славянской и русской языковых систем, изучал их фонетические особенности. А.А. Шахматов - основоположник текстологии как науки. Последние годы жизни он посвятил построению общей синтаксической теории. Его курс «Синтаксис русского языка» оказал огромное влияние на всё последующее развитие синтаксической теории в России.

Пешковский Алексей Матвеевич ( ) – выдающийся лингвист, ученик Ф.Ф.Фортунатова. Основной труд ученого – "Русский синтаксис в научном освещении" – переиздавался более 10 раз (1-е издание в 1914 г.) и не потерял своей научной значимости до сих пор. В книге А.М. Пешковский разработал учение о грамматических средствах языка, о типах значения. Учение о предложении и его главном признаке – предикативности, сказуемости – выступает основой Синтаксической теории ученого. А.М. Пешковский всегда занимал активную жизненную позицию: он считал, что лингвист должен "активной проповедью" вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику преподавания русского языка в школе, поскольку только сознательное владение грамматикой делает человека по- настоящему грамотным, помогает ему культурно и ясно говорить.

Умницы и умники

Красная дорожка-1 1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки: Покраше_ый пол, краше_ый пол, неокраше_ые стены, пр_быть (во) время, о_дыхать (во) время к_никул, смотреть (в) даль, уходить (в) даль моря, (н_) где (не) найти, (н_) когда (не) опаздывать, печё_ые в духовке яблоки.

Проверьте: Покрашенный пол, крашеный пол, неокрашенные стены, прибыть вовремя, отдыхать во время каникул, смотреть вдаль, уходить в даль моря, нигде не найти, никогда не опаздывать. Красная дорожка-1

Жёлтая дорожка-1 1. Угадайте фразеологизмы:

Зелёная дорожка-1 1.Разберите по составу выделенные слова: - Расточка деталей. - Из земли показалось три росточка.

Проверьте: Рас-точ-к-а деталей Три рост-оч-к-а

1.Замените заимствованные слова русскими синонимами: Традиция – Атеист – Триумф – Консолидация – Шеф – Презент – Белая дорожка-1

Красная дорожка-2 2. Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах брат, среда, короткий? Почему?

Жёлтая дорожка-2 2. Какое местоимение может быть суффиксом?

Зелёная дорожка-2 Угадайте фразеологизм по рисунку

Белая дорожка-2 2. Как называются пары слов: -телефонировать и телефонизировать, -усвоить и освоить, -сыскать и снискать, -заблудиться и заблуждаться, -поглотить и проглотить? Образуйте со словами двух пар словосочетания.

Жёлтая дорожка-3 3. Объясните смысл крылатых слов : ахиллесова пята вавилонское столпотворение дамоклов меч

Зелёная дорожка-3 3. Объясните лексическое значение слов: Пилигрим Оранжерея Интенсивный Гуманный Оптимист

Белая дорожка-3 Назовите фразеологизм, проиллюстрирован- ный здесь, и объясните его значение.

Жёлтая дорожка-4 4. Произнесите слова правильно выделяя ударный слог: Торты, комбайнер, начал, ждала, звонит, баловать, красивее, мельком, черпая.

Зелёная дорожка-4 4. Верно ли пояснение: «Зодчий, по-русски, значит архитектор»?

Белая дорожка-4 4. Найдите в реплике Чацкого слово, которое в древнерусском языке обозначало число Когда в делах – я от веселий прячусь, Когда дурачится – дурачусь, А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа.

Зелёная дорожка-5 5. В каком предложении сказуемое – составное глагольное? а) Ты будешь решать, кого послать вперёд. б) Мальчики решили ползти по одному. в) Отступать от правил игры считалось недопустимым нарушением. г) Дворец казался островом печальным.

Белая дорожка-5 5. В каком из словосочетаний связь – примыкание? -третий участник, -один из желающих, -пятый в строю, -желание запеть, -налево от нас.

Белая дорожка-6 6. В каких словах количество звуков и букв не совпадает? Почему? Аллея, зайчик, веер, праздник, восстановление, юла, подъезд, сельдь.

Берегите русский язык и изучайте его!