Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Рефлексы Зрительно-вегетативные функции Острота зрения Перцептивные действия Оперативная зрительная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глаз Более 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения.
Advertisements

Глаза — орган зрения. Зрительный анализатор.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 89 «Крепыш» Рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения.
Строение и функции зрительного анализатора. Рассмотрим внешнее строение глаза. Бровь Веко Ресницы Рассмотрим внешнее строение глаза.
Зрительный анализатор человека обеспечивает бинокулярное зрение, то есть зрение двумя глазами с единым зрительным восприятием. Основным рефлекторным механизмом.
Зрительный анализатор. Орган зрения Орган зрения.
Презентация к уроку биологии Анализаторы (органы чувств), их строения и функции, зрительный анализатор Презентация к уроку биологии Анализаторы (органы.
Развитие и использование остаточного зрения Бражаева Ольга Вячеславовна.
Глаз как оптическая система. Строение глаза: Изображение в глазе: Теперь рассмотрим глаз, как оптическую систему. Она включает в себя роговицу, хрусталик,
«Глаза – зеркало души» В. Гюго Посмотри мне в глаза, – просим мы. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.
Нормальное и патологическое развитие в раннем возрасте КафедраКПРД Лекция 1 Нормальное и патологическоеразвитие большой моторики Лекция 1 Нормальное и.
Организация коррекционной работы с детьми раннего возраста с нарушениями зрения в условиях детского сада компенсирующего вида.
Презентация по физике. Выполнила учащаяся 11 класса МОУ СОШ 15 Комарова Анастасия. Учитель: Касерес Марина Олеговна Глаз, зрение, аккомодация, очки.
Строение и функции глаза таблица. *Белочная оболочка (склера) *Сосудистая оболочка *Хрусталик *Стекловидное тело *Белочная оболочка (склера) *Сосудистая.
Глаз как оптический инструмент. Урок физики в 11 классе.
Образовательная среда для слабовидящих детей. Что надо знать учителю.
Строение глаза Выполнила: Рытикова Татьяна Проверила: Баштанник Наталья Евгеньевна.
Выберите ответы на вопросы I.Три части зрительного анализатора (последовательно) II. Воспринимает зрительные раздражение 1. Хрусталик 2 Сетчатка 3 Рецептор.
Заболевания органа зрения Заболевания Борисова Елена Борисовна, заместитель директора по коррекционной работе, педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК «Давыдково»
1. Глаз человека от пыли и соринок защищен 1) хрусталиком 2) бровями 3) веками и ресницами 4) радужной оболочкой.
Транксрипт:

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Рефлексы Зрительно-вегетативные функции Острота зрения Перцептивные действия Оперативная зрительная память Зрительный гнозис Зрительная регуляция общих движений Зрительное регуляция тонкой моторики Зрительные ассоциации – РефлексОписаниеВозраст ориентировочныйповорот глаз и головы к источнику света с 40 недель гестации зрачковыйсужение зрачка при ярком освещении, расширение – при слабом с недели гестации защитныйзажмуривание, отворачивание при внезапном, чрезмерно ярком свете с рождения

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Рефлексы Зрительно-вегетативные функции Острота зрения Перцептивные действия Оперативная зрительная память Зрительный гнозис Зрительная регуляция общих движений Зрительное регуляция тонкой моторики Зрительные ассоциации ФункцияОписаниеВозраст регуляция активностиформирование суточного ритма сна – бодрствования с 2-4 месяцев засыпание при ритмической световой стимуляции низкой интенсивности с 1-2 месяцев активация при действии зрительных стимулов С 1-2 месяцев

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Рефлексы Зрительно-вегетативные функции Острота зрения Перцептивные действия Оперативная зрительная память Зрительный гнозис Зрительная регуляция общих движений Зрительное регуляция тонкой моторики Зрительные ассоциации Острота зрения определяется: 1.рефракцией (четкостью фокусировки проекции изображения на сетчатке) 2.зрелостью и состоянием сетчатки 3.состоянием прозрачных сред глаза (хрусталика, стекловидного тела, внутриглазной жидкости 4. размером зрачка (зависит от освещения, оптимально 2.5 мм) 5. Состоянием зрительных нервов и развитием зрительной коры) Способы измерения: - различительный (расстояние между двумя перепадами контраста – используются черно-белые решетки, оптотипы ЛЕА) - метод обнаружения – ребенок реагирует на пятно (крошку)

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Рефлексы Зрительно-вегетативные функции Острота зрения Перцептивные действия Оперативная зрительная память Зрительный гнозис Зрительная регуляция общих движений Зрительное регуляция тонкой моторики Зрительные ассоциации ВозрастОстрота зрения (ед.) Размер видимых пятен в мм. на расстоянии см. новорожденный месяца месяцев1.0 8 месяцев месяцев месяца0.1 взрослый (1 угловая минута) Способы измерения: - различительный (расстояние между двумя перепадами контраста – используются черно-белые решетки, оптотипы ЛЕА) - метод обнаружения – ребенок реагирует на пятно (крошка)

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Рефлексы Зрительно-вегетативные функции Острота зрения Перцептивные действия Оперативная зрительная память Зрительный гнозис Зрительная регуляция общих движений Зрительное регуляция тонкой моторики Зрительные ассоциации ВозрастРасстояние от фиксируемого предмета до глаз (см) Новорожденный месяц100 2 месяца200 3 месяца300 4 месяца400 5 месяцев500 1.Фиксация: смотрит на объект, хрусталик может изменять форму (наводка на резкость) 2. Прослеживание взглядом за предметом: - в глубину - в разных направлениях на фиксированном расстоянии от глаз

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Рефлексы Зрительно-вегетативные функции Острота зрения Перцептивные действия Оперативная зрительная память Зрительный гнозис Зрительная регуляция общих движений Зрительное регуляция тонкой моторики Зрительные ассоциации 3. Рассматривание - перевод взгляда с одной точки фиксации ( перепады контраста, пересечения линий) на другую - перевод взгляда с одного объекта на другой - рассматривание лица взрослого, предмета == с месяцев 4. Функциональное поле зрения (перевод взгляда на объект, появляющийся на периферии поля зрения) возрастФПЗ в угловых градусах 1 месяц месяца месяца месяцев месяцев80-90

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Рефлексы Зрительно-вегетативные функции Острота зрения Перцептивные действия Оперативная зрительная память Зрительный гнозис Зрительная регуляция общих движений Зрительное регуляция тонкой моторики Зрительные ассоциации 5. Бинокулярная фиксация – зависит от четкости видения и слияния изображения на уровне коры - до 3-х месяцев может наблюдаться непостоянное косоглазие К 3 месяцам происходит слияние изображений с 2-х глаз на уровне зрительной коры. Если этот процесс затруднен возникает амблиопия (снижение зрения) на 1 глаз, затем – косоглазие

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Рефлексы Зрительно-вегетативные функции Острота зрения Перцептивные действия Оперативная зрительная память Зрительный гнозис Зрительная регуляция общих движений Зрительное регуляция тонкой моторики Зрительные ассоциации ОЗП в канале регистрации движений - антиципация перемещения объекта, скрывшегося за препятствием на 2-3 с, у 80% детей к 7 месяцам ОЗП в канале регистрации пространственного расположения объектов - поиск спрятанного объекта под 1 колпачком – у 80% детей к мес. под 1 из 2-х – у 70% к 12 мес., под 1 из 3-х – у 40% к 12 мес., под 1 из 5 – у 90% детей к 18 мес. ОЗП в канале регистрации формы Реакция удивления на подмену формы у 85% детей формируется к 7-8 мес. ОЗП в канале регистрации величины (углового размера) Реакция удивления на подмену величины у 85% детей формируется к 4 –5 мес. ОЗП в канале регистрации цвета Реакция удивления на подмену цвета у 80% детей формируется: синий- желтый (более древний) – в 5-6 мес., красный-зеленый: к 8-9 мес.

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Рефлексы Зрительно-вегетативные функции Острота зрения Перцептивные действия Оперативная зрительная память Зрительный гнозис Зрительная регуляция общих движений Зрительное регуляция тонкой моторики Зрительные ассоциации Зрительные образы и перцептивные категории: конкретные, различной степени обобщения. Долговременная память формируется постепенно, сначала она нестойкая, требует подкрепления. Первые нестираемые, детские впечатления обычно относятся к возрасту лет. В канале форм (нижневисочная область) Память на объекты: узнавание груди/бутылочки – с 4 мес. Память на лица: узнавание матери - с 8 мес. (страх незнакомца). Память на выражение лица: узнавание выражения лица взрослого – 7-9 мес. В канале пространственных отношений (Нижнетеменная область) Взаиморасположение объектов - c 18 мес. В канале движений (средняя височная область, средняя верхне-височная области) Узнавание различных движений и действий – с 6-12 мес. В канале цветов Узнавание цвета к 18 месяцам Узнавание текстуры к 18 месяцам

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Рефлексы Зрительно-вегетативные функции Острота зрения Перцептивные действия Оперативная зрительная память Зрительный гнозис Зрительная регуляция общих движений Зрительное регуляция тонкой моторики Зрительные ассоциации Зрительная коррекция общих движений Защитные реакции – с 5-6 мес. Распознавание края («провала») – к 7 мес. Зрительное управление движениями рук Управление дотягиванием – 4 мес. Предвосхищение захвата – 5-6 мес.

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Рефлексы Зрительно-вегетативные функции Острота зрения Перцептивные действия Оперативная зрительная память Зрительный гнозис Зрительная регуляция общих движений Зрительное регуляция тонкой моторики Зрительные ассоциации Формирование зрительных ассоциаций зависит от развития зрительного гнозиса, слухо-вербальной памяти и миелинизации соответствующих ассоциативных связей 1) вербально-зрительные Находит взглядом предметы по просьбе – с 8-11 мес. 2) зрительно-вербальные Называет увиденный объект с мес. 3) зрительно-тактильные Находит наощупь увиденный объект с 20 мес 4) зрительно-эмоциональные Реакция на своих - с 5-7 мес. 5) зрительно-зрительные Межканальные: цвет, форма, текстура предмета (лимон…) – после года. обстановочные связи: домашняя обстановка - с 7-10 мес., эпизодические связи – последовательности событий, – начиная с 18 мес., зрительно-моторные: имитация знакомых движений– 7-8 мес.

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Патология, сопровождающаяся нарушениями зрения в раннем возрасте Клиника нарушения зрения Ранние признаки нарушения зрения Патология глаз и зрительных нервов Корковые расстройства зрения (наиболее частая причина постоянных тяжелых нарушений зрения) Результат нарушения мозгового кровообращения у новорожденных, менингита, врожденные аномалии, осложнения при шунтированной гидроцефалии. - не выглядят слепыми, когда передвигаются, - но у них короткое зрительное внимание, - зрительные возможности колеблются, - цветовое зрение довольно хорошее (их тянет к ярким цветам), их тянет к свету, к контрастам, - чаще поворачивают голову при рассматривании (не смотрят прямо), бывает тунельное зрение, - часто вертят руки перед глазами и пристально смотрят на источник света Задержка зрительного созревания (разные типы динамики)

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Патология, сопровождающаяся нарушениями зрения в раннем возрасте Клиника нарушения зрения Ранние признаки нарушения зрения Группа 1Глаза выглядят необычно при простом осмотре Катаракта (помутнение хрусталика) Помутнение роговицы Микрофтальмия (последствия инфекций, генетические причины) Глаукома (роговица более 12 мм) интенсивные боли и светобоязнь Альбинизм (1:10000) Врожденный нистагм (семейный) Необычные движения глаз (признак тяжелых повреждений путей, контролирующих движения глаз, при болезнях накопления)

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Патология, сопровождающаяся нарушениями зрения в раннем возрасте Клиника нарушения зрения Ранние признаки нарушения зрения Группа 2 «Масса за хрусталиком» Ретинопатия недоношенных Ретинобластома (25%-семейная форма, при делеции 13 хромосомы…) Группа 3 Зрительное поведение ребенка аномально, но глаза внешне выглядят нормально Ошибки рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) Болезни сетчатки (семейные формы, ахроматопсия…) Атрофия зрительных нервов Гипоплазия зрительных нервов Врожденные инфекции глаз

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Патология, сопровождающаяся нарушениями зрения в раннем возрасте Клиника нарушения зрения Ранние признаки нарушения зрения Корковые расстройства зрения (наиболее частая причина постоянных тяжелых нарушений зрения) Результат нарушения мозгового кровообращения у новорожденных, менингита, врожденные аномалии, осложнения при шунтированной гидроцефалии. - не выглядят слепыми, когда передвигаются, - но у них короткое зрительное внимание, - зрительные возможности колеблются, - цветовое зрение довольно хорошее (их тянет к ярким цветам), их тянет к свету, к контрастам, - чаще поворачивают голову при рассматривании (не смотрят прямо), бывает тунельное зрение, - часто вертят руки перед глазами и пристально смотрят на источник света Задержка зрительного созревания (разные типы динамики)

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Патология, сопровождающаяся нарушениями зрения в раннем возрасте Клиника нарушений зрения Ранние признаки нарушения зрения Внешний вид и поведение глаз наличие косоглазия, уменьшенного размера глаз, красноты конъюнктив и век, корочек на веках; чрезмерное слезотечение, необычно опущенные веки, мутный зрачок, дефект радужной оболочки, плавающие движения глаз, нистагм, постоянные движения глаз (даже при попытках смотреть на что-то), после фотографирования со вспышкой начинает повторно мигать Проявления дискомфорта интенсивно трет глаза, избегает яркого света, держит глаза закрытыми слишком много времени, самоповреждающие стереотипии Стереотипное поведение, без самоповреждения: скрипение зубами, надавливание на глаза, раскачивание... - соответствующее более раннему этапу развития -запускание предметов в рот, вращение или помахивание кистями перед глазами, поворот головы к свету, перцептивные ручные действия, бросание предметов, стереотипные движения рук, тела, языка

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Компенсаторное поведение - принюхивание, царапание, повторные вокализации, удары ногой, вращение, подпрыгивание Недоразвитие зрительных функций (по возрасту) Задержка развития общих движений в том числе - проблемы преодоления или избегания препятствий при передвижении. Замедлено развитие выпрямления головы. Задержка развития движений рук в том числе: локализации, дотягивания, хватания, подражания, зрительно-ручной исследовательской деятельности Другие внешние особенности, особенности поведения возбуждение или дефицит внимания, держание объектов слишком близко к глазам, избегание просмотра книг и телевизора, аномальные поворот или наклон головы, Патология, сопровождающаяся нарушениями зрения в раннем возрасте Клиника нарушений зрения Ранние признаки нарушения зрения

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Патология, сопровождающаяся нарушениями зрения в раннем возрасте Клиника нарушения зрения Ранние признаки нарушения зрения ВозрастС и м п т о м > 2 мес.реагируя на окружающие объекты, ребенок скорее прислушивается, чем рассматривает общая продолжительность сна в сутки – необычно большая для данного возраста впечатление, что ребенок совсем или почти совсем не смотрит не интересуется лицами людей > 3 мес. не прослеживает во всех направлениях не улыбается в ответ на улыбку повышенная тяга к яркому свету или избегание его не любит лежать на животе > 4 мес.не фиксирует взгляд на объекте на расстоянии 2-3 метров не реагирует на вид бутылочки или груди подносит руки или пальцы к глазам, когда смотрит на свет часто трет глаза или давит на них

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Патология, сопровождающаяся нарушениями зрения в раннем возрасте Клиника нарушения зрения Ранние признаки нарушения зрения ВозрастС и м п т о м > 5 мес.зрительное внимание, чаще всего, непродолжительно не наблюдает за действиями взрослого не открывает рот при приближении ложки (кормят с ложки) > 6 мес.не реагирует на свое отражение в зеркале не фиксирует взгляд на маленьких игрушках, удаленных на м фиксирует взгляд на предмете, тянет руки к предмету, но промахивается, пытаясь его схватить не может приспособить кисть к захвату не стремится дотянуться до немного удаленных (40-60 см) предметов > 7 мес.впечатление, что ребенок лучше видит в знакомой обстановке

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Патология, сопровождающаяся нарушениями зрения в раннем возрасте Клиника нарушения зрения Ранние признаки нарушения зрения ВозрастС и м п т о м > 8 мес.не подражает движениям лица взрослого при захвате предмета ребенок сначала смотрит на него, затем, хватая, отводит взгляд при дискомфорте или болезни зрительное поведение значительно ухудшается не пугается вида незнакомых людей не стремится перемещать свое тело испытывает трудности при слежении за движущимися предметами ребенка преимущественно интересуют игрушки или предметы, которые издают звук подносит предметы близко к своим глазам, старается приблизиться вплотную к лицу взрослого, чтобы лучше его рассмотреть наклоняет голову или вертит ей при взгляде перед собой

Нормальное и патологическое развитие зрения КафедраКПРД Патология, сопровождающаяся нарушениями зрения в раннем возрасте Клиника нарушения зрения Ранние признаки нарушения зрения ВозрастС и м п т о м > 10 мес.ребенок больше реагирует на звуки и ощущения рук, чем на внешний вид объектов > 12 мес.при знакомстве с новыми предметами большую роль играет ротовое обследование не повторяет жесты взрослых не интересуется картинками, фотографиями, играми с опорой на зрение > 15 мес.спотыкается о пороги, др. препятствия неловок за столом (регулярно опрокидывает предметы, промахивается при захвате…) шагает медленно или боится ходить, особенно в незнакомом помещении