Особенности российского образования на современном этапе развития. Реализация требований ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Advertisements

Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Новые стандарты образования. Миссия методической работы: «Создание условий для безболезненного и грамотного перехода к работе по новым стандартам, выполнению.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Учебники и учебные пособия 1 Минобрнауки России ноябрь, 2011.
«От знаний, умений, навыков – к универсальным учебным действиям» МБОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» Педсовет 17 декабря 2012 г.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Транксрипт:

Особенности российского образования на современном этапе развития. Реализация требований ФГОС

По данным психолого- педагогического исследования: 1.Учебный день старшеклассника (все виды учебной деятельности) составляет 11,5 – 16,5 часов. 2.Не хватает сил и времени на подготовку домашнего задания у 27% опрошенных. 3.На вопрос «Что мешает успешно учиться?» 44% учеников-восьмиклассников ответили: «Перегрузки». 4.На вопрос «Чем для тебя является школа?» 7% школьников ответили: «Мукой, казармой, тюрьмой».

По данным психолого- педагогического исследования: 5.При изучении мотивации учебной деятельности выяснилось, что для 55% респондентов ведущим мотивом учения является страх. 6.Только 10% выпускников школы признаются врачами полностью здоровыми. 7.По мнению ученых, если все факторы, влияющие на динамику нездоровья школьников, принять за 100%, то 20% из них носят явно дидактогенный характер. 8.Внимание: 70% опрошенных учителей определяют свой профессиональный уровень как «высокий» и «выше среднего».

Школа должна готовить зрелого гражданина России, осознающего свои права и обязанности, реализующего принципы Конституции: демократия, гражданское общество, правовое многонациональное государство и пр., способного к самореализации в различных видах деятельности Образовательный стандарт – инструмент исполнения Конституции Российской Федерации

Опыт стран, продемонстрировавших высокие результаты или положительную динамику, в реформировании образования Страны, продемонстрировавшие высокие результаты: Сингапур, Финляндия, Япония, Шанхай Страны, в которых произошли значительные изменения в образовании за период с 2000 по 2009 годы: Албания, Бразилия, Венгрия, Германия, Израиль, Индонезия, Республика Корея, Латвия, Лихтенштейн, Перу, Польша, Португалия и Чили..

TIMSS-1999 (41 страна) - Россия на место – среднее значение PISA-2000 (32 страны) - Россия на место –низкое значение PISA-2003 (41 страна) - Россия на место – ниже среднего значения PISA-2006 (57 стран) - Россия на место – ниже среднего значения PISA-2009 (65 стран) - Россия на место – ниже среднего значения Международные исследования по оценке качества гуманитарного образования

На уровне ряда требований не достигается основная цель – подготовка выпускников школы к свободному использованию знаний в повседневной жизни.

Причины: отсутствуют умения самостоятельной работы не умеют выделять существенные признаки понятия, приводить примеры 70-80% 60%

Причины: выпускники проявляют низкий уровень учебной мотивации заучивают материал в полном объеме на репродуктивном уровне усвоения знаний 70%

Несформированность умений и навыков учебной деятельности перегрузка учащихсянеуспеваемость ухудшение здоровьянежелание учиться

Результат неумения учиться: лень задержки в развитии психики преступность несовершеннолетних

РЕФЛЕКСИЯ С чего начинается работа по совершенствованию собственной деятельности?

Главные идеи построения школьного предметного курса дети не стали глупее или хуже дети стали другими изменяться нужно самому учителю

Главные идеи построения школьного предметного курса В процессе обучения необходимо ориентироваться на развитие ребенка средствами учебного предмета При выборе технологий обучения необходимо строго учитывать возрастные особенности школьников Нужно помочь ученику освоить разные способы учебной деятельности

Главные идеи построения школьного предметного курса Учащихся надо вооружать системой общих и специфических приемов деятельности – как умственной, так и практической Выбор и применение оптимального варианта выполнения учебных заданий означает рациональную организацию учебной деятельности Владение совокупностью основных общеучебных умений и навыков называют умением учиться

При обучении приемам учебной деятельности учащиеся обнаруживают не только более высокий уровень усвоения предмета, но и более высокий уровень мышления и умения учиться

Системно-деятельностный подход выделяет основные результаты обучения и воспитания ключевые задачи универсальные учебные действия основа образовательного и воспитательного процесса

Системно-деятельностный подход универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование универсальных учебных действий три взаимодополняющие положения как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию в контексте усвоения разных предметных дисциплин УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса

Эффективность образовательного процесса усвоение знаний и умений формирование образа мира формирование основных видов компетенций обучающегося социальной компетентности личностной компетентности

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать познавательную деятельность учеников.

Деятельностное обучение Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом за познание мира (в специально организованных для этого условиях) Позиция ученика:

ФГОС - новая парадигма образования основная образовательная программа – свобода и ответственность образовательного учреждения учитель – обеспечивает достижение требований к результатам освоения ООП директор и завуч – специалисты по организации образовательного процесса, формированию образовательной среды школы, распределению ресурсов для достижения наилучшего результата родители, органы общественно-государственного управления – активные участники организации образовательного процесса

От школы информационно-трансляционной – к школе деятельностной НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – первичные навыки самостоятельного поиска знаний ОСНОВНАЯ ШКОЛА – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач СТАРШАЯ ШКОЛА – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки

Психологическая основа концепции деятельностного обучения путем передачи некоторой информации в процессе собственной активной деятельности усвоение содержания обучения и развитие ученика

ПЕРЕХОД К НОВЫМ ФОРМАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: УЧЕБНИК– УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ (УЧЕБНИК, РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) – УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ОСНОВА ИОС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)

ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ И ОДНОВРЕМЕННО СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ – ИНФОРМАЦИОННО– ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС) С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – ЭТО: ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Учебник Завершенная линия учебников Система учебников Учебно-методический комплект Учебно-методический комплекс (информационно-образовательная среда) ОТ УЧЕБНИКА к ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

учебник Учебно- методические пособия Примерная основная образовательная программа Средства обучения Интернет- поддержка Электронные приложения Библиотечный фонд Внеурочная деятельность Курсы повышения квалификации ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) Обеспечивает в полном объеме реализацию требований ФГОС к результатам образования

ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РОССИИ от МД-172/03 «О федеральных перечнях учебников» Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ТЕКСТА ОТРАЖАЕТ МНОГООБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ ФГОС Проблемность Многоуровневость СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛАЮТ УЧЕБНИК ИНСТРУМЕНТОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Научность Метапредметность Учет возрастных особенностей обучающихся

МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ УЧЕБНИКА – ПОЛНОПРАВНЫЙ НАРЯДУ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА Активно- деятельностный подход Индивидуализация и дифференциация обучения СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛАЮТ УЧЕБНИК ИНСТРУМЕНТОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Коммуникативный подход ИКТ - технологии

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД УЧЕБНИКА – ПОЛНОПРАВНЫЙ НАРЯДУ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ И МЕТОДИЧЕСКИМ АППАРАТОМ СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА Разнообразие видов иллюстраций Обеспечение иллюстраций дифференцированными заданиями методического аппарата СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛАЮТ УЧЕБНИК ИНСТРУМЕНТОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Соответствие иллюстрируемому тексту «Сжатая» информация

Основная образовательная программа начального образования «Начальная инновационная школа» Основная образовательная программа основного общего образования «Инновационная школа» Особенности системы ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Особенности системы 1. Активизация познавательной деятельности, повышение успеваемости школьников; 2. Достижение целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов; 3. Повышение уровня комфортности обучения; 4. Снижение дидактических затруднений у учащихся; 5. Развитие информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции Использование возможностей современных информационных технологий:

Востребованы и эффективны только те средства, которые вовлекают учащихся в новые виды учебной деятельности, позволяют анализировать, проводить самостоятельные исследования, а значит – способствовать достижению новых образовательных результатов

Требования к освоению основной образовательной программы МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Универсальные учебные действия (УУД) КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Коллеги! Ваш личный результат?