Меньшикова башня (церковь Архангела Гавриила) Телеграфный переулок Мясницкая улица История создания церкви Архитектурные особенности А.Д.Меньшиков Архитектор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Меншикова башня» в Москве Рыбаков Иван 9 класс, ГОУ «Интеллектуал», 2007.
Advertisements

Задание на урок Заполнить сюжетную таблицу «Достижения в архитектуре петровской эпохи» и ответить на вопрос: какими новыми чертами характеризуется культура.
Московский Кремель в 17 веке Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский.
Петербург – новая столица Российского государства, город нового для России облика.
Архитектура XVI века Стецюк Дарья 10 «В». Русская архитектура XVI столетия оригинальна и разнообразна. Её наиболее известные произведения – каменные храмы.
Художественная культура первой четверти 18 века. 7 класс.
Петровское барокко. Что такое Петровское барокко? Петровское барокко -это термин, который применялся историками искусства к архитектурному и художественному.
Архитектурные памятники Московского Кремля
Изменение архитектуры сибирских городов.. В 18 веке культурное пространство региона продолжает интенсивно прирастать и приобретать свою специфику. Это.
Изменения в культуре и быту. 7 класс. История.. Образование Создание системы профессионального образования: Математическая школа, Навигацкая школа, Артиллерийская.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
Церковь Вознесения Возведена в Коломенском в годах предположительно итальянским архитектором Петром Франциском Ганнибалом, по русским летописям.
Архитектура XVI века. Церковь Вознесения в Коломенском.
МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа» Архитектура во второй половине 13 – середине 15 века. Подготовила ученица 6 класса ученица 6 класса Галузина.
Зодчество принадлежит к той сфере культуры, где на протяжении 17 века произошли значительные изменения Основным строительным материалом оставалось дерево.
Составлена учителем МХК ВКК Натальей Алексеевной Курочкиной МОУ Песковская СОШ Петропавловский район Воронежская область.
Исаакиевский собор Смольный собор Лютеранская церковь Святого Михаила Классический стиль Стиль барокко Готический стиль.
Елена Александровна Остроумова, гимназия 52 Для 6-7 класса.
Экскурсия по кремлю. Москосвский Кре́мль древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно- религиозный и историко-художественный комплекс.
Презентация к уроку по МХК (10 класс) по теме: Презентация по МХК 10 класс: Шедевры архитектуры Московского княжества
Транксрипт:

Меньшикова башня (церковь Архангела Гавриила) Телеграфный переулок Мясницкая улица История создания церкви Архитектурные особенности А.Д.Меньшиков Архитектор Зарудный Масонство Автор – Курочкина Оля, ученица 10 класса «Г» гимназии 1543

До начала XVIII века на месте нынешней Меншиковой башни стояла небольшая церковь Архангела Гавриила.

В 1704 году в эту церковь пришел молиться сам Александр Данилович Меншиков.

Вернувшись из похода, он привез в Москву икону Богоматери. По преданию она была написана евангелистом Лукой.

И Меншиков приказал построить для этой иконы новый храм на место старой церкви. Строить храм было поручено Ивану Зарудному.

Зарудный привлек к делу итальянский архитекторов, в числе которых были Трезини – создатель Петропавловского собора и Фонтана – создатель Лефортовского и Меншиковского дворцов.

К 1707 году Зарудный построил храм потрясающей красоты, изящный, легкий, кружевной, воздушный.

Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 метра, на 3,2 метра выше башни Ивана Великого.

Башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего архангела Гавриила с крестом в руке. Такой она изображена на гравюре А. Зубова, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I.

На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами, выписанные из Англии. Куранты отбивали час, полчаса и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили, теша слух горожан.

После отъезда Меншикова из Москвы церковь оставалась долгое время неотделанной. В 1712 году в здании размещалась навигацкая школа.

В 1723 году от удара молнии, попавшей в шпиль на башне, загорелся деревянный шатер, на котором он был установлен и начался пожар. Рухнули колокола, сшибло верх башни, проломило своды.

В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. Все уже забыли, что это была церковь, и звали полуразрушенное сооружение просто Меншиковой башней. Это руины другой церкви

Только в годах церковь Архангела Гавриила была восстановлена. Но восстанавливать ее сгоревший верхний ярус не стали, а вместо него увенчали храм своеобразной главкой в форме золотой еловой шишки, высота храма при этом значительно уменьшилась.

Меншиков был одним из ближайших сподвижников Петра I. Начав карьеру с денщика императора, в начале правления Петра II Меншиков стал генералиссимусом

Меншиков и его отец – конюх, были из крестьян и торговали мясными пирожками на Мясницкой улице.

Ходит легенда, будто Меншиков, обиженный на москвичей тем, что они все еще поминали ему мясные пироги, хотел «отомстить» им, построив храм выше колокольни Ивана Великого, которой все москвичи так гордились.

Однако после пожара Меншикова башня уже не могла соперничать с башне Ивана Великого, да и москвичам она понравилась, они называли ее сестрой Сухаревской башни – невесты Ивана Великого.

Со времен Ивана Грозного заселенная мясниками пригонявшими в Москву скотину на продажу улица называлась Мясницкой.

Рядом были Поганые пруды, прозванные так из-за отбросов, которые выкидывали в него слободские мясники.

Петр ездил по Мясницкой улице из Кремля в Лефортово и Преображенское. Вместо хозяйственных построек на переднюю линию улицы, в соответствии с внедряемой Петром планировкой, стали выходить красивые фасады.

Александр Меншиков активно включился в преобразования этого района, купив здесь участок под свою усадьбу. Развел сады, построил каменные палаты, очистил пруды, ставшие с тех пор Чистыми.

Иван Петрович Зарудный, известный мастер петровской эпохи был выходцем с Украины.

В 1690 году Зарудного прислал в Москву гетман Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и архитектор остался в Москве.

В 1701 году Зарудный был определен на службу именным указом царя, много работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным архитектором Петра I, но не состоял при этом ни в каком ведомстве.

Близким к Зарудному человеком был его земляк, бывший ректор Киевской духовной академии, митрополит Стефан Яворский - фактический глава Русской православной церкви при Петре I.

Восстановление Меншиковой башни после пожара проводилось на средства ближайшего домовладельца Гавриила Измайлова, принадлежащего к масонской ложе.

К приходу храма принадлежали главный масон Москвы Шварц и крупнейший издатель Новиков, пострадавший при Екатерине II, не жаловавшей масонов.

Масоны попытались создать из Меншиковой башни свою церковь и какое- то время собирались под ее сводами на свои тайные собрания.

До середины 19 века загадочные знаки и символы масонства украшали внутренние стены и алтарь Меншиковой башни.

В Москве в начале XVIII века нарышкинский стиль не получил дальнейшего развития, однако у московского барокко первой четверти XVIII века наблюдается преемственность от нарышкинской архитектуры.

Характерным примером такой преемственности является Меншикова башня в Москве.

В основу композиции церкви была положена схема, заимствованная у украинский зодчих(а Иван Зарудный был выходцем из Украины) – несколько уменьшающихся кверху поставленных друг на друга ярусных восьмигранников.

Церковь Архангела Гавриила - одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века. Как считают, все ее архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса.

Меншикова башня наделена чертами новой архитектуры. Это прежде всего относится к ее светскому, гражданскому облику. В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органически сплетены с чертами русской архитектуры, старинные национальные традиции оживают в новых идеях.

Меншикова башня оказала заметное влияние на архитектуру Петропавловского собора в Петербурге(уже после постройки Меншиковой башни Трезини сотворил Петропавловский собор).

Три верхних яруса Меншиковой башни были сквозными, на них висели 50 колоколов. Тем самым церковь повторяла древний русский тип храма- колокольни. Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным

Башню украшало невиданное обилие каменной скульптуры. Гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, - все это не только украшало башню, но и придавало ей легкость при весьма немалых размерах.

Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искусные резчики по камню. В работе принимала участие и артель резчиков из Южной Швейцарии.