Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования
Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства.
Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.
Детский сад наряду с семьёй является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребёнка в самый синзитивный период его жизни. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством Воспитание служит всеобщей и необходимой формой развития ребёнка, поэтому нами было взято направление на повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребёнка. Программа развития нашего детского сада, разработанная творческой группой педагогов в 2006 году, была ориентирована в конечном итоге на решение этой проблемы – повышение качества обучения и образования.
Наша миссия состоит в построении в ДОУ такой системы жизнедеятельности, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития и воспитания личности ребёнка: 1) формирование гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей задатками художественной и нравственной культуры, творческими способностями к самовыражению через различные формы творческой деятельности;
2) нравственно-патриотическое воспитание, опирающееся на традиционную отечественную культуру, при накоплении социального опыта в России, в своём родном городе. Приобщение к миру его культуры, при ознакомлении с географическим, национальным и природно-экологическим своеобразием региона.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Экологическое воспитание детей шло через включение педагогов и специалистов ДОУ в инновационную деятельность, через освоение ими вариативных образовательных программ, педагогических технологий, через разработку ими собственных оригинальных программ на основе современных методологических и теоретических подходов:
Л. В. Страхова – « Родной свой край люби и знай» - программа патриотического воспитания, которая внедряется по сей день; Н. А. Приходько – программа « Экологическое воспитание старших дошкольников»; В. М. Раева - проект « Пусть дети полюбят свой город»; Л. В. Романцова, Н. Ф. Милюкова – проект «Наш край чудесный Забайкальский». Здесь осуществлялось внедрение регионального компонента в эстетическое, экологическое воспитание детей, обобщался опыт работы. Через кружки « Родничок», « Припевочки», «Чудесные превращения», «Весёлая горница» и др. - шло формирование начал экологической культуры.
«Любить надо с детства, беречь надо с детства» - под таким девизом прошёл экологический конкурс чтецов в нашем ДОУ в прошлом году. Дети рассказывали стихи о насекомых, о деревьях, кустарниках, о заботливом к ним отношении; играли в экологические игры, пели песни о своём крае, о любви к нему
Выступления детей на родительских собраниях по этой теме также показывают итоги нашей совместной работы всех педагогов в этом направлении. Презентация стихотворения «Белая берёза» З. Александровой в исполнении Насти Семёновой, выпускницы ДОУ, показала глубину взаимоотношений человечества с природой, чтобы «радовался деревцу каждый человек».
Проблемы чистого города также были затронуты на открытом мероприятии «Знай и люби наш город» Песня о родном крае, танец «Ой, багул, ты мой багул», стихи забайкальского поэта Н.Ярославцего, жизнь на планете Земля, красота родной природы и заботливое к ней отношение – все это было представлено здесь.
Экскурсии по родному краю оставляют огромное впечатление в маленьких детских сердцах, и конечно же после их посещений дети намного добрее относятся к растениям, птицам, животным, насекомым.
Наблюдая красоту окружающего мира ( у озера, в саду, в лесу) - всегда вспоминаешь с детьми слова «Если я сорву цветы, если ты сорвёшь цветы, если все сорвут цветы – то не будет красоты…»
Подводя итог вышесказанному, в настоящее время коллектив нашего дошкольного учреждения продолжает работу по избранным ранее приоритетным направлениям (художественно-эстетическое развитие детей; нравственно- патриотическое воспитание детей; охрана и укрепление здоровья детей). Но как диктует время, без экологических основ всё это не позволит нам перейти на качественно новый этап в развитии и образовании детей.
Спасибо за внимание! Любите и берегите природу!