Часть 2. Автомобильное топливо Нефть – смесь органических углеводородов разного строения, состава, свойств, содержащая тысячи компонентов. Нефть представляет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Природные источники углеводородов: природный и попутный нефтяной газы нефть каменный уголь.
Advertisements

Углеводороды и их природные источники МБОУ СОШ 99 г.о. Самара Предмет: Химия Класс: 10 Учебник: О.С. Габриелян, 2007г. Учитель: Лузан У.В. Год создания:
Семинар на тему «Природные источники углеводородов и их переработка»
Природные источники углеводородов и их переработка» « Природные источники углеводородов и их переработка»
Нефть Природный источник углеводородов МОУ «Лицей» р.п. Земетчино 2010 год.
Нефть Сырая нефть – природная легко воспламеняющаяся жидкость, которая находится в глубоких осадочных отложениях и хорошо известна благодаря ее использованию.
Нефть: состав, свойства, переработка. Цель урока : Изучить состав нефти, способы ее переработки, применение нефтепродуктов.
Нефть и ее переработка. Нефть Нефть – основное природное ископаемое для производства транспортного топлива Нефть – маслянистая, нерастворимая в воде коричневая.
Октановое число бензина. Бензин (C8H17) горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 33 до 205 °C (в зависимости от примесей). Плотность.
Семинар на тему «Природные источники углеводородов и их переработка» Автор учитель химии и биологии МОУ СОШ 26 с.Краснокумского Георгиевского района Ставропольского.
Цель переработки нефти (нефтепереработки) производство нефтепродуктов, прежде всего различных видов топлива (автомобильного, авиационного, котельного.
1. Физические свойства нефти Физические свойства нефти 2. Нефтепродукты и их применениеНефтепродукты и их применение 3. Переработка нефти:Переработка.
Тема урока : Природные источники углеводородов. Выполнено: Коротких Г.В., СОШ 30.
ДЕБОЛК - новый каталитический процесс удаления бензола из риформата ДЕБОЛК.
Нефть – Нефть –смесь углеводородов, преимущественно жидкостных. Классы углеводородов, входящие в состав нефти 1. парафиновые (алканы) 2. нафтеновые (циклоалканы)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Урок химии в 10 классе Ходякова Т.И. МОУ Аннинская СОШ 3 с углублённым изучением отдельных предметов.
Классификация углеводородов Углеводороды АциклическиеКарбоциклические ПредельныеНепредельные Алканы Алкены Алкадиены Алкины АроматическиеАлициклические.
Выполнила ученица 10 «А» класса Чегонова Василина.
Автомобильные эксплуатационные материалы и экономия топливно- энергетических ресурсов Кафедра СТЭА Преподаватель Усольцев А.А. Степаненко А.М. 3. Автомобильные.
Транксрипт:

Часть 2. Автомобильное топливо Нефть – смесь органических углеводородов разного строения, состава, свойств, содержащая тысячи компонентов. Нефть представляет собой маслянистую жидкость обычно тёмного цвета со своеобразным запахом. Она немного легче воды и в воде не растворяется.

Нефтедобыча

- Это процесс разделения нефти на отдельные фракции, отличающиеся между собой в первую очередь температурой кипения Прямая перегонка нефти

Устройство тарелок ректификационной колонны Отверстия в тарелках, через которые проходят поднимающиеся кверху пары, имеют небольшие патрубки, покрытые сверху колпачками с зубчатыми краями. Через зазоры, образующиеся в месте соприкосновения колпачка с тарелкой, и проходят вверх пары углеводородов. Пробулькивая через жидкость на тарелке, пары охлаждаются, вследствие чего наименее летучие составные части их сжижаются, а более летучие увлекаются на следующие тарелки. Жидкость, находящаяся на тарелке, нагревается проходящими парами, вследствие чего летучие углеводороды из неё испаряются и поднимаются кверху. Избыток жидкости, собирающейся на тарелке, стекает по переточной трубке на нижерасположенную тарелку, где проходят аналогичные явления. Процессы испарения и конденсации, многократно повторяясь на ряде тарелок, приводят к разделению нефти на нужные продукты.

Разделение нефти на фракции в процессе прямой перегонки 360 о АСВ Светлые фракции D Масляные фракции Нефтяные газы Нефть 450 о К вакуумной системе Мазут

температура начала кипения (НК) нефти о С, а верхний предел (конец кипения – КК) определить нет возможности, т.к. при температуре свыше о С начинается термическое разложение органических соединений По этой причине обычно нефть перерабатывается на установках первичной перегонки нефти в два этапа: перегонка и отбор фракций, имеющих температуры выкипания ниже о С; перегонка и отбор под вакуумом фракций, имеющих при нормальном давлении температуры кипения выше о С.

Переделы выкипания о С. Керосиновые фракции реактивное топливо о С. Осветительный керосин о С. Уайт-спирит о С. Дизельные фракции зимнее дизельное топливо о С. Дизельные фракции летнее дизельное топливо о С. Авиационный бензин о С. Автомобильный бензин

Разделение нефти на фракции

Крекинг Крекинг - процесс химического разложения углеводородов нефти на более летучие вещества. Существуют два вида крекинга термический Каталитический При перегонке нефти выход бензина составляет лишь 1015%. Остается большая доля фракций (85%) нефти, которые не могут быть использованы непосредственно в виде топлив или смазочных материалов, но служат сырьем во вторичных нефтехимических процессах. Мазут и некоторые другие высококипящие нефтепродукты под действием высоких температур в присутствии катализаторов расщепляются на более простые (каталитический крекинг).

Схема реакторно-регенераторного блока установки каталитического крекинга

монтаж реактора (сепаратора) каталитического крекинга

термический крекинг Термический крекинг осуществляют, пропуская нефтепродукты, например мазут, через трубчатую печь, где они нагреваются примерно до 500° под давлением в несколько десятков атмосфер. Чтобы разделить образующуюся смесь жидких и газообразных углеводородов, продукты крекинга направляют в ректификационную колонну. Примерный состав газов термического крекинга нефти.

каталитический крекинг Каталитический крекинг осуществляют, пропуская пары тяжёлых углеводородов в реакторы, заполненные катализатором (зёрна алюмосиликатов). Продукты крекинга из реактора поступают на ректификацию. Применение катализаторов позволяет проводить крекинг при более низких температурах и давлении, направлять его в сторону образования наиболее ценных продуктов и получать бензин высокого качества. В настоящее время сырьем каталитического крекинга служит вакуумный газойль - прямогонная фракция с пределами выкипания °С В настоящее время используется цеолитсодержащий микросферический катализатор (размер частиц мкм). Площадь поверхности м²/гр. Он представляет собой крекирующий цеолитный компонент, нанесенный на аморфную алюмосиликатную матрицу. Содержание цеолита не превышает 30%.

Цеолит

Основное достоинство процесса - большая эксплуатационная гибкость: возможность перерабатывать различные нефтяные фракции с получением высокооктанового бензина и газа, богатого пропиленом, изобутаном и бутенами; сравнительная легкость совмещения с другими процессами, например, с алкилированием, гидрокрекингом, гидроочисткой, адсорбционной очисткой, деасфальтизацией и т. д. Такой универсальностью объясняется весьма значительная доля каталитического крекинга в общем объёме переработки нефти. Высокое содержание непредельных соединений (олефинов) не позволяют получать бензины высокого качества из-за склонности давать отложения в двигателе. Необходимо гидрооблагораживание

Продукция Выход % на сырье ПродукцияВыход % на сырье Взято всего:100бутан0,89 Гидроочищенный вакуумный газойль 100бутены2,5 Получено всего:100изобутан4,20 H2H2 0,04бензиновая фракция58,62 СН 4 0,25 газойль (легкий+тяжелый) 27,17 C2H6C2H6 0,23Кокс + потери2,17 C2H4C2H4 0,36С3H62,73 C3H8C3H8 0,85бутан0,89 С3H6С3H6 2,73бутены2,5 Типичный материальный баланс процесса каталитического крекинга гидроочищенного вакуумного газойля

Гидрокрекинг Гидрокрекинг один из видов крекинга, переработка высоко кипящих нефтяных фракций, мазута, вакуумного газойля или деасфальтизата для получения бензина, дизельного и реактивного топлива, смазочных масел, сырья для каталитического крекинга и др. Проводят действием водорода при °С и давлении 5-30 МПа в присутствии никель- молибденовых катализаторов. В процессе гидрокрекинга происходят следующие превращения: 1. Гидроочистка из сырья удаляются сераазотсодержащие соединений; 2. Расщепление тяжелых молекул углеводородов на более мелкие; 3. Насыщение водородом непредельных углеводородов. В зависимости от степени превращения сырья различают легкий (мягкий) и жесткий гидрокрекинг.

Легкий гидрокрекинг процесс, проходящий при давлении 5 МПа и температуре °С и избытке водорода в одном реакторе (стадии), который направлен на получение дизельного топлива и сырья каталитического крекинга. Жесткий гидрокрекинг процесс, проходящий при давлении 10 МПа и температуре °С и избытке водорода в нескольких реакторах (стадиях), который направлен на получение дизельного топлива, керосиновых и бензиновых фракций.

Типичный материальный баланс легкого одностадийного гидрокрекинга

Типичный материальный баланс жесткого двухстадийного гидрокрекинга

Алкилирование Процесс алкилирования направлен на получения высокооктановых компонентов автомобильного бензина из непредельных углеводородных газов. В основе процесса лежит реакция соединения алкена и алкана с получением алкана с числом атомов углерода равным сумме атомов углерода в сходном алкене и алкане. Поскольку наибольшим октановым числом обладают молекулы алканов с изо-строением, то молекулы исходного сырья тоже должны иметь изо-строение. В нефтепереработке наибольшее распространение получило сырье алкилирования бутан-бутиленовая фракция (ББФ), которая получается при в процессе каталитического крекинга. Основной компонент ББФ изо-бутан и бутилен.

Основные химические реакции: 1.изобутан + изобутилен = изооктан (2,2,4-триметилпентан) (Октановое число ед.) 2.2. изобутан + бутилен-2 = изооктан (2,2,3-триметилпентан) (ОЧМ < 100) 3.изобутан + изобутилен = изооктан (2,2,3,3-тетраметилбутан) (ОЧМ>100) 4.Побочные реакции из-за примесей пропилена и нормального бутилена 5.изобутан + пропилен = изогептан (2,2-диметилпентан) (ОЧМ

Изобутан

Изобутилен

Изооктан

Риформинг Риформинг - (от англ. Reforming - переделывать, улучшать) промышленный процесс переработки бензиновых и лигроиновых фракций нефти с целью получения высококачественных бензинов и ароматических углеводородов. При этом молекулы углеводородов в основном не расщепляются, а преобразуются. В результате риформинга бензиновая фракция обогащается ароматическими соединениями и его октановое число повышается примерно до 85. Полученный продукт (риформат) используется как компонент для производства автобензинов и как сырье для извлечения ароматических углеводородов. Содержание ароматических соединений в риформатах достигает 55-65%, что для бензинов неприемлемо, при их сгорании образуются продукты, вызывающие заболевания раком

Гидроочистка Гидроочистка процесс химического превращения веществ под воздействием водорода при высоком давлении и температуре. Гидроочистка нефтяных фракций направлена на снижение содержания сернистых соединений в товарных нефтепродуктах. Побочно происходит насыщение непредельных углеводородов, снижение содержания смол, кислородсодержащих соединений, а также гидрокрекинг молекул углеводородов. Гидроочистке подвергаются следующие фракции нефти: 1.Бензиновые фракции (прямогонные и каталитического крекинга); 2.Керосиновые фракции; 3. Дизельное топливо; 4.Вакуумный газойль; 5.Моторные масла.

Изомеризация Процесс изомеризация направлен на получение высокооктановых компонентов товарного бензина из низкооктановых фракций нефти путем структурного изменения углеродного скелета. Источником детонации в ДВС является образование свободных радикалов по цепному механизму. Нормальные неразветвленные алканы при горении образуют наиболее активные первичные радикалы, чем вторичные или третичные радикалы при горении разветвленных алканов с изостроением. Поэтому чем разветвление молекула, тем выше её детонационная стойкость, октановое число. Возможна только для легких алканов, бутана, пентана и гексана. Это фракция называется легкая нафта, петролейный эфир, газовый бензин. В промышленности реализовано два типа изомеризации: 1. Однопроходная 2. С рециклом. Однопроходная изомеризация позволяет повысить октановое число И.М. фракции с 70 до 83 пунктов.

КОМПОНЕНТЫ (% ОБ.) И ИОЧ СМЕСИСЫРЬЕПРОДУКТ изопентан10,326,9 нормальный пентан24,88,4 изогексан23,247,8 нормальный гексан25,65,7 циклические у/в5,611,2 бензол10,50 Октановое число И.М.6983 Смесь улеводородов до и после однопроходной изомеризации. Изомеризация с рециклом позволяет повысит октановое число фракции с 70 до 92 пунктов, за счет выделения из смеси низкооктановых компонентов и возвращение их на рециркуляцию. Условия процесса: Давление МПа; Температура в реакторе °С; Кратность циркуляции ВСГ - >500 нм³/м³; Катализатор платиносодержащий на алюмосиликатной матрице и цеолитах.

Общие требования к моторному топливу 1.Хорошая смешиваемость с воздухом. 2.топливо должно полностью сгорать в цилиндрах двигателя 3.образовывать минимальное количество токсичных веществ, а также нагара в камере сгорания 4.не давать отложений во впускной системе 5.обеспечивать запуск при различных температурах воздуха Эксплуатационные показатели, отвечающие за выполнение указанных требований: Испаряемостьсклонность к нагаро- и лакоотложению Воспламеняемостьфизическая и химическая стабильность Горючестьпрокачиваемость, коррозионная активность

Испаряемость зависит от фракционного состава топлива и показывает возможность топлива образовывать рабочую смесь Воспламеняемость и горючесть определяются совокупностью показателей: концентрационными пределами воспламенения и температурой воспламенения, пределами устойчивости горения, температурой самовоспламенения. Концентрационные пределы воспламенения – минимальное (нижний предел воспламенения-НПВ) и максимальное (верхний предел воспламенения-ВПВ) содержание паров топлива в смеси с воздухом, при которой смесь может воспламеняться Температура самовоспламенения – температура, при которой топливо воспламеняется без постороннего источника зажигания.

Пределы устойчивости горения – это пределы (границы) изменения состава топливно-воздушной смеси в двигателях, в которых обеспечивается устойчивое и бездымное сгорание. Состав рабочей смеси характеризуется коэффициентом избытка воздуха L o - количество воздуха, необходимое теоретически для полного сгорания подаваемого в двигатель количества топлива 1 - смесь обогащенная, 1 – бедная Обычно лежит в пределах 1,05-1,1, но теоретически может иметь значение 0,85-1,2. Теоретический расход воздуха для сжигания 1 кг бензина - 14,8 кг, для дизельного топлива - 14,4 кг. L - количества воздуха, расходуемого автомобилем

Работа двигателей организована таким образом, что количество тепла, выделяемого при сгорании порции рабочей смеси в цилиндре, практически одинаково и не зависит от вида топлива. Теплота сгорания автомобильных топлив. Вид топливаТеплота сгорания, кДж/кг Бензин44000 Диз. топливо42000 Этиловый спирт27000 Метиловый спирт20000 Природный газ52000 (38000 кДж/м 3 ) Нефтяной газ40000 (95000 кДж/м 3 )

Бензин

п/п КомпонентСодержание, % об. 1Бутаны (С 4 )5,7 2Риформат54,1 3Бензин каталитического крекинга20,0 4Изомеризат1,5 5Алкилат0,3 6Бензиновые фракции прямой перегонки, гидрокрекинга и гидроочистки 13,3 7Бензиновые фракции вторичных термических процессов 4,9 Компонентный состав отечественных автомомбильных бензинов

В бензинах, производимых в Западной Европе и США, меньшую долю по сравнению с российским бензином составляет риформат, а также бензины прямой перегонки, гидрокрекинга и гидроочистки. Зато выше доля бензиновых фракций каталитического крекинга и особенно больше изомеризата, алкиата и оксигенатов. Незначительная доля многих компонентов объясняется их высокими октановыми характеристиками ( и даже выше по исследовательскому методу).

При нормальном процессе горения фронт пламени имеет скорость распространения м/с, давление нарастает плавно, топливо сгорает полностью. Оптимальный режим достигается при работе на бедных смесях. Калильное зажигание - это явление, при котором топливовоздушная смесь воспламеняется не от искры свечи зажигания, а от перегретых деталей или раскаленных частиц нагара в камере сгорания. Может возникать из-за перегрева свечей при несоответствии их тепловой характеристики данному типу мотора Детонационные свойства бензинов

Детонационное горение – аномальный процесс сгорания, при котором наиболее удаленная часть топливовоздушной смеси объемно самовоспламеняется с образованием ударных волн. В невоспламенившейся части, перед фронтом пламени, происходит не сгорание углеводородов с образованием СО 2 и Н 2 О, а химические реакции с образованием крайне неустойчивых перекисных соединений типа R-OO-R или R-OO-H. Они быстро распадаются, образуются новые классы соединений, в том числе новые перекиси, которые в свою очередь претерпевают новые превращения – и так целая цепь последовательно и параллельно протекающих реакций. Детонационные волны многократно ударяются и отражаются от стенок камеры сгорания, вызывая характерный металлический стук, разрушая пристеночный слой газов с пониженной температурой и масляную пленку на стенках цилиндра. Детонационная стойкость

Все это способствует повышению теплоотдачи в стенки цилиндра, камеры сгорания, тарелки клапанов, днище поршня, вызывая их перегрев и оплавление; повышенный износ верхней части цилиндра, поломка поршней (межкольцевые перемычки, юбки) и колец, разрушение подшипников. При работе с детонацией происходит отслоение частиц нагара от стенок камеры сгорания и днища поршня. Типичное разрушение поршня при детонации: верхнее кольцо срезает перемычку, ломает второе кольцо и перемычку под ним, заклинивая маслосъемное кольцо.

Обычно детонация появляется в зонах с наиболее высокой температурой и с большой продолжительностью пребывания смеси в них – т.е. в наиболее удаленных от свечи зажигания В наибольшей степени количество образующихся перекисей зависит от состава бензина. Наименьшая стойкость у нормальных парафинов (насыщенных углеводородов линейного строения), Наибольшая – у ароматических углеводородов и изопарафинов (парафинов с разветвленным углеродным скелетом). Олефины (непредельные углеводороды) и нафтены (парафины циклического строения) занимают промежуточное положение. Детонационную стойкость можно повышать двумя путями: изменением химического состава введением антидетонационной присадки

Антидетонаторы – вещества, которые при введении их в небольших количествах в бензин резко повышают его детонационную стойкость. До недавнего времени для повышения детонационной стойкости бензинов к ним добавляли этиловую жидкость – раствор тетраэтилсвинца (ТЭС) Pb (C 2 H 5 ) 4 в этиловом спирте 2003 г. принят закон о запрете производства и оборота этилированного автобензина в Российской Федерации

нетоксичные антидетонаторы: азотосодержащие производные ароматических углеводородов, спирты С 1 -С 5 метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) этилтретбутиловый эфир (ЭТБЭ)

Детонационная стойкость бензинов оценивается октановым числом (ОЧ). В качестве эталонов выбраны изооктан (2,2,4- триметилпентан), имеющий антидетонационные свойства, условно принятые за 100 единиц, и нормальный гептан, антидетонационные свойства принятые считать равными нулю.

Октановое число топлива соответствует процентному содержанию изооктана в смеси изооктана и н-гептана, которая при испытаниях начинает детонировать при этой же степени сжатия, что и бензин. Например, если бензин детонирует при той же степени сжатия, что и смесь из 76% изооктана и 24% н-гептана, то детонационная стойкость его оценивается величиной ОЧ=76 единиц. Определение ОЧ производится двумя методами: Моторный (ОЧМ) Исследовательский (ОЧИ) ОЧМ на несколько единиц меньше, чем ОЧИ. ОЧИ=ОЧМ+8

Часто для характеристики бензинов используют среднее значение между ОЧМ и ОЧИ, которое называют октановым индексом или чаще дорожным октановым числом (ОЧД) КомпонентОЧМОЧИ Бутаны Риформат Бензин каталитического крекинга Изометизат Алкилат Бензины прямой гонки, гидрокрекинга и гидроочистки Бензиновые фракции вторичных термических процессов Октановая характеристика компонентов бензина

МТБЭ оценивается ОЧМ=105 и ОЧИ=135 УИТ-85 - универсальная установка для определения октановых чисел бензинов и их компонентов по моторному и исследовательскому методам согласно СТ СЭВ и СТ СЭВ Сущность определения заключается в сравнении испытуемого образца топлива с эталонами (смесями изооктана с нормальным гептаном) при стандартных условиях испытания.

Октанометр Определение октанового и цетанового чисел производится путем оценки интегрального состава образца топлива, показания Октанометра могут отличаться для двух образцов одной марки разных производителей

Денсиметр Денсиметр, ареометр, прибор для определения плотности жидкости НазначениеИзмерение плотности нефтепродуктов. В некоторых случаях позволяет распознать фальсификацию марки топлива УстройствоПредставляет собой стеклянный поплавок со шкалой, градуированной в единицах плотности жидкости Принцип работы Основан на использовании закона Архимеда Порядок работы Для измерения плотности следует поместить НДБ-1 в исследуемую жидкость так, чтобы он свободно плавал, не прикасаясь к стенкам сосуда Температурная поправка (1 деление шкалы (10 кг/м3) на каждые 13 ° С изменения температуры относительно +20 ° С

Плотность нефтепродуктов должна соответствовать следующим значениям: бензины А80 – от 730 до 750 кг/м 3, Аи-93 - А-98 – от 748 до 770 кг/м3;; керосин – от 770 до 810 кг/м 3 ; дизтопливо – от 810 до 850 кг/м 3 Фракционный состав и испаряемость бензинов - зависимость количества испарившегося бензина от температуры. Контролируемые параметры: 1. интервал давления насыщенных паров бензина при стандартной температуре 2. объемная доля бензина, испарившегося при его нагревании до 70 о С (И70), 100 о С (И100) и 150 о С (И150). 3. температура конца кипения.

Автобензины по ГОСТу 2002г. делятся на 10 классов по испаряемости: А,В – летние С,D,E,F – зимние классы, C 1,D 1,E 1,F 1 – переходные классы Запуск двигателя при низких температурах обеспечивается более высоким давлением насыщенных паров зимних классов бензинов. Утяжеленные летние классы (т.е. содержащие меньше низкокипящих соединений) снижают вероятность появления паровых пробок в системе питания двигателя и потери бензина при хранении и транспортировке.

Для бензинов переходных классов в ГОСТе установлен показатель, называемый индексом испаряемости или максимальным индексом паровой пробки (ИПП): ИПП=10 ДНП + 7 (И70), где ДНП – давление насыщенных паров, кПа; И70-количество топлива, испарившегося при 70 о С, %. в Ленинградской области с по (5 мес.) - летний класс В, с по и с по (1 мес. и 1 мес. )-класс D 1, с по (5 мес.) – зимний класс D. И100- связан со скоростью (время) прогрева И150- Характеризует полноту испарения в двигателе

Коррозионные свойства бензинов Коррозионная активность бензинов определяется наличием в них соединений, содержащих серу и кислород. Технические требования к автобензинам по ГОСТ Р и ГОСТ Показатель качестваГОСТ Р ГОСТ Нормал ь 80 Регуляр 92 Премиум 95 Супер 98Регуляр Евро-92 Премиум Евро-95 Супер Евро-98 Октановое число, не менее Моторный метод76,083,085,088,085,0 88,0 Исследовательский метод80,092,095,098,092,095,0 98,0 Содержание свинца, г/дм 3, не более 0,0100,005 Содержание фактических смол, мг/100 см 3, не более 5,0 Индукционный период бензина, мин, не менее 360 Массовая доля серы, % не более 0,050,015 Объемная доля бензола, % не более 51

Требования к составу автомобильных бензинов по европейским стандартам Евро-2Евро г. Евро г. Содержание бензола, макс., %5,01,0 Содержание серы, макс., %0,050,0150,005 Содержание ароматических углеводородов, макс., % Содержание олефиновых углеводородов, макс., % -18 Содержание кислорода, макс., %-2,32,7 Фракционный состав, % до 100 о С перегоняется, не менее-46 до 150 о С перегоняется, не менее-75 Давление насыщенных паров, кПа, не более -60 Наличие моющих присадок-обязательно

Стабильность бензинов и образование отложений в двигателях чтобы сохранять в течение длительного времени свои эксплуатационные качества, бензины должны обладать стабильностью. Физическая стабильность - испарение легких фракций, изменение фракционного состава и ухудшение, прежде всего, пусковых. Физическую стабильность характеризует давление насыщенных паров бензина свойств. Химическая стабильность - способность бензина проявлять устойчивость против химических превращений. Непредельные углеводороды проявляют высокую реакционную способность при взаимодействии с кислородом воздуха. в результате в бензине накапливаются высокомолекулярные смолистые соединения. гарантийный срок хранения бензинов всех марок – 1 год со дня изготовления

Токсичность бензинов и продуктов их сгорания Бензины способны проникать в организм через кожу, через органы дыхания и пищеварительный тракт. Токсичные вещества могут образовываться и при сгорании бензинов. Они входят в состав отработавших газов: оксид углерода СО, оксид серы SO 2, оксиды азота N x O y, альдегиды, канцерогенные вещества участие катализаторов: дожигание несгоревших углеводородов С m H m + O 2 = CO 2 + H 2 O; нейтрализация оксидов азота N x O y = N 2 + O 2 ; дожигание моноксида углерода СО + О 2 = СО 2.

Введение норм по выбросам автомобилей и требований к качеству автобензинов Нормы по выбросам автомобилейТребования к качеству автобензинов Год ввода ЕвропаРоссияЕвропаРоссия Евро Евро ЕN/228.93ГОСТ Р Евро ЕN/ ГОСТ Р Евро Правило 98/70/ЕС Не определен

Нормы токсичных выхлопов автомобилей по европейским стандартам СтандартГод введения Содержание в ОГ, г/квт ч NO x CO[CH]Тв.частицы ЕВРО ,411,22,5- ЕВРО ,04,51,10,36 ЕВРО ,04,01,10, ЕВРО ,02,00,60,10 ЕВРО ,51,5-0,02 ЕВРО ,01,5-0,02

Диагностика двигателя и качества топлива по свече зажигания По состоянию свечи вполне можно сделать вывод о температурном режиме процесса, о составе смеси, качестве топлива. На фото 1 изображена свеча, вывернутая из двигателя работу которого можно считать отличной. Юбка центрального электрода имеет светло- коричневый цвет, нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла На фото 2 пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому несколько: богатая воздушно- топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора или неисправность инжектора), засорение воздушного фильтра.

На фото 3 пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Езда на слишком обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева, как самой свечи, так и камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания ведет к прогару выпускных клапанов. Юбка центрального электрода свечи на фото 4 имеет красноватый оттенок. Топливо содержало избыточное количество присадок имеющих составе металл. Использование такого топлива приведет к отложению токопроводящего налета на поверхности изоляции и свеча перестанет работать

Фото 5. Свеча имеет следы масла особенно в резьбовой части. Причина этого неудовлетворительное состояние маслоотражательных колпачков. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп. фото 6 цилиндр неработающий. Центральный электрод, его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре. Причина - разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и седлом. Заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза

Фото 7 Полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой. Причины: длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом, очень раннее зажигание, бракованная свеча. Фото 8 Электрод свечи оброс зольными отложениями. Причина этого нароста сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное синее дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный

Присадки к бензинам Присадки – вещества, изменяющие свойства бензинов Антидетонационные Антиокислительные Нейтрализирующие добавки Пассиваторы (образуют защитные пленки) Моющие Октан-корректоры Пусковые жидкости (диэтиловый эфир, петролейный эфир, изопропилнитрат) Антиобледенители и противоводокристаллизующие Антипенные Антифрикционные Антистатические Многофункциональные CH 3 -CH(CH 3 )ONO 2

Диэтиловый эфир

Свойства и применение зарубежных бензинов В промышленно развитых странах в основном используются две марки бензинов – Премиум (Premium, ОЧИ 95-98) и Регулaр (Regular, ОЧИ 90-94), в Европе также Суперплюс (Superplus, ОЧИ 98), в США Митгрейд (Mitgrade, ОЧИ 94). На азиатско-тихоокеанском рынке потребляются неэтилированные бензины 91RON, 92RON, 95RON и этилированный 97RON (здесь цифра означает ОЧИ)