АНТИЧНОСТЬ (фр. antiquité, англ. antiquity, нем. Antike) - "древность", но специально в приложении к Древней Греции и Древнему Риму. античный – древний, по отношению к Древней Греции и Древнему Риму.
Эгейская цивилизация Центр – остров Крит Именно на этом острове родился Зевс. Вероятно, после разрушительного землетрясения XVI века до н.э. и последовавшего за ним наводнения центр этой цивилизации переместился на южную часть Балканского полуострова, в города Микены и Тиринф.
Гомеровский период (9-8 вв. до н.э.) Гомер – слепой странствующий певец. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея» «Илиада» поэма героическая, действие ее происходит на бранном поле «Одиссея» поэма сказочная и бытовая, действие ее разворачивается, с одной стороны, в волшебных краях великанов и чудовищ, где скитался Одиссей, с другой в его маленьком царстве на острове Итака и в ее окрестностях, где ждали Одиссея его жена Пенелопа и его сын Телемах. Как в «Илиаде» для повествования выбран только один эпизод, «гнев Ахилла», так и в «Одиссее» только самый конец его странствий, последние два перегона, с дальнего западного края земли до родной Итаки. Обо всем, что было раньше, Одиссей расскажет на пиру в середине поэмы, и расскажет очень сжато: на все эти сказочные приключения в поэме приходится страниц пятьдесят из трехсот. В «Одиссее» сказка оттеняет быт, а не наоборот, хотя читатели, и древние и современные, охотнее перечитывали и вспоминали именно сказку.
«Одиссея» Седьмым приключением были Сирены хищницы, обольстительным пением заманивающие мореходов на смерть. Одиссей перехитрил их: спутникам своим он заклеил уши воском, а себя велел привязать к мачте и не отпускать, несмотря ни на что. Так они проплыли мимо, невредимые, а Одиссей еще и услышал пение, слаще которого нет. Восьмым приключением был пролив между чудовищами Сциллой (Скиллой) и Харибдой: Сцилла о шести головах, каждая с тремя рядами зубов, и о двенадцати лапах; Харибда об одной гортани, но такой, что одним глотком затягивает целый корабль. Одиссей предпочел Сциллу Харибде и был прав: она схватила с корабля и шестью ртами сожрала шестерых его товарищей, но корабль остался цел.
Теогония цикл мифов, повествующих о рождении богов и объясняющих происхождение мира. Гея (богиня земли) Уран (бог неба) Тартар ТА́РТАР - мрачная бездна в глубине земли, на столько же глубже Аида, на сколько Земля отстоит от Неба. Тартар огорожен медной стеной, и ночь окружает его "в три ряда". Свет Тьма Эрос
ГеяУран их дети титаны циклопы 6 братьев, 6 сестёр Одним из их детей был Зевс.
Гора Олимп м. Зевс – верховный бог-громовержец
Гера – жена Зевса, богиня рожениц Посейдон – владыка моря Аид – владыка царства мёртвых «Олимпийские боги» Аполлон – бог солнца и музыки Афина – Богиня мудрости Дионис – бог виноделия Афродита – богиня любви
Классический период (до 320 г. н.э.) Грек классического периода чувствовал себя очень свободным внутренне и внешне, хотя к концу классики это ощущение болезненно утрачивается. Основными составляющими этой свободы явились благосклонная к человеку природа Балканского полуострова (естественный фактор) и созданная человеком культура (искусственный фактор). Греки были, возможно, первой цивилизацией, которая сознательно стала формировать вокруг себя и в себе культуру. Греки впервые, как они считают, противопоставили себя миру без культуры, варварскому миру. Ярким примером этого культурного самосознания может служить античный город-государство, или полис.
Греки построили особый тип демократии, основанный на самоуправляемости индивида, который несет личную ответственность за свои решения. Гражданами полиса считались свободные греки мужского пола, владевшие наследным правом на землю и имуществом, обладавшие правом голоса.
Космос как гармоничная, прекрасная структура. Важно – вписаться в этот мир, не нарушать его законов.
Древнегреческая философия Для грека первый вопрос, который занял его ум, звучал следующим образом: что лежит в основе мироздания, какова субстанция (первооснова) мира? Филолай высказал сомнения в геоцентрической системе и предположил, что Земля движется. Гикет пошел еще дальше: он отстаивал идею вращения Земли вокруг своей оси в суточном цикле, опередив таким образом идеи Н. Коперника на две тысячи лет. Мелисс Самосский (V в. до н.э.) первым в истории формулирует закон сохранения энергии и материи: Из ничего никогда не может возникнуть нечто. Отсюда вывод о вечности и беспредельности бытия.
Древнегреческая философия Открытый Демокритом атом является мельчайшей неделимой частицей. Соединяясь, атомы формируют системы - конкретные вещи. Основные положения атомарной теории Демокрита практически в неизменном виде просуществовали вплоть до конца XIX века нашей эры. Большим достижением атомистов являются два новых положения: о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров, одновременно существующих в бесконечном мировом пространстве. Демокрит впервые поставил вопрос о развитии культуры - материальной и духовной, и предположил, что главными движущими силами этого развития являются нужда и польза.
Древнегреческая философия СократПлатонАристотель Я знаю только то, что ничего не знаю Познай самого себя! Весь реальный мир - лишь копия, тень царства идеальных сущностей Он раскрывает философский смысл таких понятий как бесконечность, пространство, время, движение, создавая всеобъемлющую систему категорий.
Афины – центр греческой цивилизации Акрополь – общественный иАкрополь – общественный и культурный центр Эллады (автор – Фидий)
Пропилеи – центральный вход в акрополь
Храм Ники Аптерос (Бескрылой)
Парфенон – главный храм акрополя (Иктин и Калликрат)
Афина Парфенос (Дева)
Храм Эрехтейон
Театр Диониса (вместимость – чел.)
Вазопись
Скульптура
Венера Милосская Агесандр Афродита
Аполлон Бельведерский Леохар Дискобол Мирон
Дорифор Поликлет
Платон «Мир идей и вещей» Так же и в нашей жизни: мы видим вокруг себя различные вещи и считаем их реально и единственно существующими, не понимая, что они – всего лишь ничтожные отражения…, бледные тени идей – предметов мира действительного,…но недоступного и невидимого. Если бы кому-то из нас удалось увидеть за физическими вещами их настоящее… - сколь бесконечно он стал бы презирать тот … телесный мир, нам близкий, понятный и привычный, в котором мы живем, считая его единственно возможным.