Концептуальные и методологические основы ФГОС тема 3 С.Л.Каганович, д.филол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО» 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Advertisements

Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы Лисасина Н.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112». 31 января 2013г.
ФГОС: основное общее образование Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 12 г. Бердска Пичурина Т.В.
Основные подходы к проектированию основной образовательной программы образовательного учреждения ОСНОВНАЯ ШКОЛА 09 февраля 2012 г.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Транксрипт:

Концептуальные и методологические основы ФГОС тема 3 С.Л.Каганович, д.филол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО» 2012

Тема 3. Требования к структуре, результатам и условиям реализации ФГОС. Структура примерной основной образовательной программы (ООП) ОУ (основная школа).

Чьи интересы должны быть отражены в Стандарте?

выявление и согласование потребностей в общем образовании личность общество государство Стандарт как общественный договор: ориентиры развития

Суть концептуальных изменений в современном образовании, определивших обновление стандартов: превращение ЗУНов из основной цели образования в средство развития личности; переход от знаниевой к развивающей парадигме; системно-деятельностный подход в образовании, актуализация понятий «универсальные учебные действия» (УУД), «общеучебные умения». введение понятия "ключевые компетенции"

До 2004 г. - «Стандарт» = обязательный минимум содержания

Структура стандартов 2004 г. впервые отражает деятельностный, компетентностный подход: Цели Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки: - знать/понимать - уметь - уметь использовать в…

В основе концепции стандартов нового поколения – системно-деятельностный подход, предполагающий развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Если раньше стандарты связывали только с содержанием образования, то новые стандарты должны определять также: требования к структуре основных образовательных программ требования к результатам освоения основных образовательных программ требования к условиям реализации основных образовательных программ

Требования Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула структуры стандартов

1. Требования к структуре основных образовательных программ

Объекты нормирования БУП Программы развития УУД Примерные учебные программы Модели оцени- вания Фунд. ядро содер- жания образо- вания образовательный процесс Прогр. корр. работы Программы воспитания и социа- лизации Программы внеуроч- ной дея- тельности

Фундаментальное ядро содержания общего образования Функция Фундаментального ядра: определение -системы базовых национальных ценностей -системы основных понятий, относящихся к области знаний -системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности

Фундаментальное ядро обеспечивает: -единство образовательного пространства -преемственность ступеней образовательной системы -равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях -достижение социальной консолидации при социальном, этническом, религиозном и культурном разнообразии общества -формирование общего деятельностного базиса как системы УУД, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании мира

ООП (основная образовательная программа) ОУ 1.Целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты и система их оценивания) 2.Содержательный раздел: 2.1. Программа развития УУД, включающая формирование компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности; 2.2. Рабочие программы предметов, курсов, внеурочной деятельности 2.3. Программа воспитания и социализации 2.4. Программа коррекционной работы 3. Организационный раздел Учебный план 3.2. Система условий реализации ООП

- Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При разработке основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами учитываются cответствующие примерные основные образовательные программы. - Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов Примерные основные образовательные программы проходят экспертизу и включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся общедоступным государственным информационным ресурсом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения экспертизы и ведения реестра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Проект Закона об обр., ст.12

ООП основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательное учреждение.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Направления внеурочной деятельности (по направлениям развития личности): духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и др. Формы организации: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

ООП во всех трех разделах содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, Обязательная часть ООП составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма ООП Количество учебных занятий за 5 лет не менее 5267 часов и не более 6020 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется ОУ.

ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА Требования региона Требования региона Требования школы Требования школы Требования школы Требования школы Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников Требования стандарта могут быть дополнены

Требования к структуре рабочей программы по предмету 1.Пояснительная записка (цели изучения предмета, его место в БУПе, результаты – личностные, метапредметные, предметные; изменения по сравнению с Примерной программой…) 2.Основное содержание курса с указанием разделов 3.Тематическое планирование с указанием видов деятельности учащихся 4.Рекомендации по оснащению учебного процесса

Тематическое планирование содержания курса «….» Содержание по темам Характеристика основных видов деятельности обучающихся, направленных на формирование общеучебных умений и компетентностей, на получение личностных, метапредметных и предметных результатов Раздел 1 1. Название темы Виды деятельности Прочитать текст… Составить план решения… Проанализировать, сопоставить, составить схему, сформулировать вопрос и т.д. 2……

2. Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Результаты образования – это? Традиционно: ЗУНы Высокие отметки на итоговой аттестации Современный подход: 1. Личностные 2. Метапредметные: (компетентности УУД) 3. Предметные Успешность и эффективность в послешкольной жизни

Требования к результатам образования ориентируют Учащихся, родителей - на требования и содержание итоговой аттестации Педагогов, школу - наорганизацию образовательного процесса, структуру учебной деятельности Разработчиков КИМ - напланируемые результаты образования и показатели их достижения, критерии и процедуры оценки Экспертов, авторов программ, учебников, средств обучения - на состав, содержание и критерии оценки выпускаемой продукции Органы управления образованием, общество - на состояние и тенденции развития региональных систем образования, сравнительные характеристики

Личностные результаты Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Личностные результаты должны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности, … осознание своей этнической принадлежности, …основ культурного наследия народов России и человечества; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, 4) формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его … культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания ;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни, 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с детьми и взрослыми, 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 9) формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты Освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; компетенции

Метапредметные результаты должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4

4 ) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7 ) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты Освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

ИТАК, планируемые результаты представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП выступают содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно- методической литературы, с одной стороны, и системы оценки, с другой.

устанавливают и описывают классы учебно-познавательных и учебно- практических задач, которые осваивают обучающиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников.

Классы задач 1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, 2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, 3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, 4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, 5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации,

6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, 7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, 8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно- смысловых установок, 9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся,

Структура представления планируемых результатов в ОП Выпускник научится… Выпускник получит возможность научиться (дифференцированный подход)

Выпускник научится: круг учебных задач, построенных на базовом, опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся Является предметом итоговой аттестации

Выпускник получит возможность научиться: круг учебных задач, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Невыполнение таких заданий не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения, но учитывается при оценивании работы учителя и образовательного учреждения.

3.Требования к условиям реализации ООП

Условия реализации ООП: Кадровые Материально-технические Психолого-педагогические Информационно-методические Финансово-экономические

Кадровые условия реализации образовательного процесса Под кадровыми условиями понимается совокупность педагогических работников, задействованных в ходе реализации образовательной программы, уровень их квалификации и компетенции, а также условия повышения их квалификации – не менее 108 ч. не реже, чем 1 раз в пять лет

Финансово-экономические условия реализации ООП должны обеспечивать: государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного основного общего образования; возможность исполнения требований Стандарта; реализацию обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса, включая внеурочную деятельность;

Материально-технические условия реализации ООП должны обеспечивать: возможность достижения установленных Стандартом требований к результатам освоения ООП; соблюдение СНИПов, требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических и др. доступность для детей с ограниченными возможностями и др.

Информационно-методические условия реализации ООП должны обеспечивать: информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию его хода и результатов; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры работы с информацией; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы.

Стандарты нового поколения см. на сайте: