Дифференциация обучения на уроках иностранного языка
Одним из недостатков обучения в школьной практике была ориентация на "среднего" ученика.Всех по существу учили одинаково, без учета индивидуальных психологических особенностей школьников, по единым программам, в учебном процессе использовались одни и те же методы обучения, таким образом создавались единые для всех педагогические условия.
Вместе с тем, каждый ученик учится по-разному за счет различных психических качеств - усидчивости, старательности, памяти, быстроты и гибкости мышления, творческого воображения и достигает различных результатов в овладении знаниями.
При значительном разбросе индивидуальных особенностей учеников учитель не может учесть в достаточной мере особенности каждого, и учебный процесс будет строиться в расчете на среднего ученика, который и будет чувствовать себя более или менее комфортно при таком обучении. Тот, кто выходит за рамки среднего, ощущает дискомфорт. В результате этого возникает противоречие между единым образовательным процессом, единым содержанием образования и разным уровнем развития учеников, различием их индивидуальных возможностей, способностей и желаний. Это противоречие потребовало активного поиска новых путей и моделей обучения…
Так обосновывается необходимость личностно-ориентированного обучения. При этом в качестве основного приводится положение о том, что каждый ребенок является носителем личного опыта. Содержанием су6ъектного опыта выступают, во-первых, предметы, представления и понятия; во-вторых, умственные и практические действия; в-третьих, эмоциональные коды, в том числе личностные смыслы, установки, стереотипы. И если традиционное обучение стремится оттормозить субъектный опыт как несовершенный, несущественный, то сейчас должен быть создан новый тип учебного заведения, в котором растет и развивается ученик, как носитель субъектного опыта.
Необходимо отметить важность формирования механизма саморазвития и самореализации личности, создания условий для превращения ученика из объекта в субъект обучения. Каждый ребенок должен иметь гарантии того, что он займет достойное, с точки зрения своих личностных прав, место в процессе школьного образования.
Свободная модель, в которой в максимальной мере учитывается внутренняя инициатива ребенка. Личностная модель, основной целью является развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. Обучение ведется на высоком уровне сложности, однако при этом создаются условия для проявления индивидуальности слабых и сильных учеников. Развивающая модель. В центре внимания оказывается перестройка учебной деятельности ребенка как на уровне содержания, так и на уровне формы ее организации, с тем, чтобы обеспечить появление новых качеств: теоретического мышления, самостоятельности в решении разнообразных учебных задач, дети включаются в исследовательскую деятельность, работают в режиме активного диалога и т.п. основные методические модели
основные методические модели Активизирующая модель, направленная на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в ученый процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Формирующая модель. Предполагается, что влиять на умственное развитие ребенка - значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений. Разновидность этой модели - программированное и алгоритмическое обучение. Обогащающая модель. Основой данной педагогической технологии являются обучающие задания, которые характеризуются неопределенностью исходных данных, погруженностью реальные жизненные впечатления ребенка, многовариантностью методов решения.
Под дифференциацией обучения понимают форму организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. Дифференцированный подход - целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся…
Индивидуализация может пониматься и как учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, а под дифференциацией понимается такой учет индивидуальных особенностей учащихся, при котором они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения: обычно обучение в этом случае происходит по различным учебным планам и программам. Дифференциация, таким образом, рассматривается как один из основных вариантов, индивидуализации.
- дифференциация содержания, состоящая в изменении содержания учебных предметов, обязательных для изучения: углубленное изучение отдельных предметов; расширение сети факультативов, спецкурсов, кружков, обязательные занятия по выбору в соответствии с профилями и т.д.; - дифференциация организаций обучения с выделением методов, форм работы (фронтальная, групповая формы, индивидуальные занятия), темпов изучения материала и т.д. Выделяется два направления дифференциации обучения
Актуальность дифференциации связана с постоянным ростом объема знаний, необходимого для усвоения учащимися. Ускоренное развитие науки приводит к непрерывному увеличению знаний. Наиболее существенное и значимое из нового знания поступает в сферу обучения. Это приводит к тому, что объем учебного материала в школьных программах непрерывно растет.
Особенно велика перегрузка для добросовестных учащихся со средними способностями. Эти учащиеся работают подчас с колоссальным напряжением, что в конечном итоге, как правило, сказывается на их здоровье. Поскольку учащиеся со средними способностями составляют большинство, то учитель, видя их затруднения в учебной работе, снижает темп и глубину изложения материала.
Организация профильной дифференциации в средней общеобразовательной школе на данном этапе развития нашего общества вызывается: - стремлением общества к наиболее рациональному использованию потенциальных возможностей каждого своего члена, что связано с выявлением и максимальным развитием задатков и способностей учащихся; - заботой общества о всестороннем развитии личности и максимальном удовлетворении интересов личности; - требованием общественного производства к дальнейшему повышению уровня специальной подготовки рабочих и инженеров; - необходимостью дальнейшего совершенствования средней общеобразовательной школы.