Концептуальные и методологические основы ФГОС тема 2 С.Л.Каганович, д.филол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО» 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Л.В.Блинова, директор МОУ «Каслинская СОШ 27». Компетентностный подход в современном образовании Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
Advertisements

Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математикиФормирование ключевых компетенций на уроках математики.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. образовательные системы во многом ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов;
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Формирование ключевых компетенций школьника. Компетентность ОБЛАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗНАЮЩИЙ, СВЕДУЩИЙ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОБЛАСТИ Цель: помочь выпускнику.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
Транксрипт:

Концептуальные и методологические основы ФГОС тема 2 С.Л.Каганович, д.филол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО» 2012

Тема 2. Формирование компетенций и универсальных учебных действий как основной результат реализации ФГОС Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС

Суть концептуальных изменений в современном образовании, определивших обновление стандартов: превращение ЗУНов из основной цели образования в средство развития личности; переход от знаниевой к развивающей парадигме; системно-деятельностный подход в образовании, актуализация понятий «универсальные учебные действия» (УУД), «общеучебные умения». введение понятия "ключевые компетенции"

Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования

Компетенция - это право на деятельность («круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица» - см. «Толковый словарь русского языка»), сфера деятельности («область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен» - там же).

Компетентность - это «обладание компетенцией» (см. «Толковый словарь…»), то есть способность к деятельности в той или иной сфере.

«компетенция» - абстрактное понятие, «компетентность» - свойство конкретной личности, мера обладания теми или иными способностями или качествами относительно некоего идеала – «компетенции».

Компетентность -это способность действовать в ситуации неопределённости. /Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии / - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. / ФГОС/

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика /Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты// )/

Ключевые компетенции Ключевыми называют компетенции (компетентности), которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. метапредметные результаты образования

Совет Европы: 5 ключевых компетенций (компетентностей): политическая и социальная компетенция (ответственность); межкультурная компетенция – способность жить в поликультурном мире; коммуникативная компетенция (владение устной и письменной речью, компьютерной грамотностью, ориентация в сети Интернет); социально-информационная компетенция (критическое отношение к информации); профессиональная компетенция (готовность к постоянному повышению своего профессионального уровня).

Стратегия модернизации российского образования : в сфере самостоятельной познавательной деятельности (познавательная); в сфере гражданско-общественной деятельности (социальная) в сфере социально-трудовой деятельности (профессиональная); в бытовой сфере(общекультурная); в сфере культурно-досуговой деятельности (общекультурная).

В современной российской методологии (А.В.Хуторской): 1.Ценностно-смысловые компетенции. 2.Общекультурные компетенции. 3.Учебно-познавательные компетенции. 4.Информационные компетенции. 5.Коммуникативные компетенции. 6.Социально-трудовые компетенции. 7.Компетенции личностного самосовершенствования.

1. Ценностно-смысловые компетенции Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Свойства ключевых компетентностей (компетенций) («Стратегия модернизации…»): позволяют решать сложные – неалгоритмические - задачи; полифункциональны (позволяют решать разные задачи); надпредметны (метапредметны - переносимы на разные области деятельности); интегративны (требуют включения как интеллектуальных, так и эмоциональных качеств и навыков);

Уровни ключевых компетентностей: минимальный (элементарный), продвинутый высокий (глубокий).

компетенция деятельность компетентность. «Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой личности» /А.Г.Асмолов/

Системно-деятельностный подход – это: обучение деятельности в деятельности (обучение способам деятельности в процессе самой деятельности) Учим не знаниям, а способам познания – общеучебным умениям, универсальным учебным действиям

Компетентности формируются и реализуются в деятельности Универсальные учебные действия

- это совокупность способов действий учащегося (навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. - - это способы действий, освоенные на базе предметного содержания и применяемые как в области образовательного процесса (в новых условиях и контекстах), так и в реальных жизненных ситуациях Сформированность УУД означает умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальный характер учебных действий УУД носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания: достижение цели развития УУД становится обязательным для всех без исключения учебных курсов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Основные виды УУД 1)Личностные; 2)Р егулятивные /рефлективные/; 3)Познавательные; 4)Коммуникативные;

1). Личностные УУД (> воспитание) направлены на самоопределение личности (в том числе на мотивацию к учению), осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию.

2).Регулятивные УУД - обеспечивают самоорганизацию и регуляцию познава- тельной и учебной деятельности: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений; коррекция - внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка (самооценка=рефлексия) - выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

3). Познавательные УУД направлены на развитие логического, символического, творческого мышления, воображения, памяти, внимания и т.д Общеучебные 3.2. Логические 3.3. Направленные на разрешение проблемных ситуаций

3.1. Познавательные общеучебные УУД умение работать с информацией: искать – в соответствии с целью, систематизировать, структурировать ее; осуществлять смысловое чтение (понимать смысл текстов разных жанров, извлекать необходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию). умение осуществлять знаково-символические действия (замещение объекта символом, моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. умение строить речевое высказывание (устное и письменное), соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.-).

3.2. Познавательные логические УУД анализ, выделение существенного и второстепенного; синтез, составление целого из частей, обобщение; сравнение (с целью выделения тождества / различия, определения общих признаков); классификация; установление аналогий; подведение под понятие; понимание причинно-следственных связей; другие мыслительные операции, способность к решению интеллектуальных задач.

3.3. Познавательные УУД, направленные на разрешение проблемных ситуаций формулирование проблемы создание алгоритма решения проблемы, нахождение способов решения решение проблем творческого и поискового характера способность к решению задач, имеющих множественные решения

4). Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности: умение слушать и вступать в диалог; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи умение формулировать вопрос

Попробуем соотнести различные виды УУД – с ключевыми компетенциями (по Хуторскому)

УУДКомпетенции личностныеЦенностно-смысловые Общекультурные регулятивныеУчебно-познавательные Информационные познавательныеКоммуникативные Социально-трудовые коммуникативныеЛичностного самосовершенствования

Не будем забывать, что отнесение УУД к той или иной категории и тем более соотнесение их с компетенциями - условны! Одни и те же виды деятельности могут быть соотнесены с разными категориями УУД

Готовность учителя к обучению УУД включает владение содержанием каждого из УУД и связей между ними; умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД, включая: - выделение объективных условий правильного выполнения УУД, -планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, мере развернутости, мере самостоятельности); -наличие критериев оценивания качества выполнения УУД, -подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления для формирования УУД и оценивания качества их выполнения;

Реализация ФГОС на основе системно- деятельностного подхода возможна при использовании современных образовательных технологий: Развития информационно- интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Деятельностного метода обучения Проблемного обучения Развития критического мышления Метода проектов И др.

Отличие развивающих технологий от традиционного обучения

Структура учебной деятельности Компоненты деятельности Традиционный, объяснительный способ обучения Развивающий, деятельностный способ обучения цельзадается педагогомвозникает у самих учащихся в процессе проблематизации мотивывнешние (оценка и др.)внутренние: интерес средстваПредлаг. педагогом, обычно "по образцу" выбираются совместно с учащимися, разнообразны Действия, способы д-ти инвариантны, предусмотрены учит-м вариативны, по выбору ученика результатВнешний: ЗУНыВнутренние личностные изменения, освоенные УУД оценкасравнение результата с эталоном Соответствие рез-та - цели по заранее обознач. критериям рефлексия Самоконтроль на каждом этапе, самооценка

В основе системно-деятельностного подхода - теория учебной деятельности В.В.Давыдова

Учебная деятельность учебная задача учебные действия действия само- контроля и самооценки. цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала. предметные и мыслительные действия ученика, направленные на разрешение учебной задачи (поиск, преобразование, применение нового знания) оценка результатов своей деятельности, своего продвижения вперед

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина Моти вация ООДМатериаль ное или материализ ованное действие Внешняя речь Внутренн яя речь Умственн ое действие

Деятельностный метод Л.Г.Петерсон Постанов ка учебной задачи «Открыт ие» нового знания Первич ное закрепле ние (комменти рование) Само стоя- тельная работа с провер кой в классе Решение трениров очных упражнен ий Контроль (принцип мини макса)

Система – неделимый комплекс Учебная задача, ориентированная на поиск нового способа действия Учебные действия, направленные на поиск нового знания (способа) Самоконтроль и самооценка, действия, устанавливающие правильность и полноту операций, посредством которых реализуется изучаемый способ (контроль), а также определяется степень освоенности способа (оценка).