Сизябская Благовещенская церковь МОУ «Сизябская средняя общеобразовательная школа» Сизябск 2010 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(История восстановления часовни в д.Поповская) МОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа» 9 «А» класс Некрасов Андрей 2009.
Advertisements

МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» Тема: «История храмов села Усть-Кулом» Руководитель краеведческого музея – Корецкая Галина Александровна.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Конкурс «Точка зрения» Мультимедийный проект «Не могу пройти мимо» Выполнила: Кузьменко Анна Андреевна учащаяся 5«А» КЛАССА РУКОВОДИТЕЛЬ : ДЗИНЗИРУК РАИСА.
Тема: Домовой – правда или выдумка? Выполнил: Ермакова Софья Игоревна ученица 3 г класса. Проверил: Фризен Алена Игоревна.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Кто на кухне с поварёшкой У плиты всегда стоит, Кто нам штопает одёжку, Пылесосом кто гудит? Кто на свете всех вкуснее Пирожки всегда печёт, Даже папы.
Воспоминания Горячковской Зои Тимофеевны о Великой Отечественной войне гг. Горячковская Зоя Тимофеевна работает заведующей библиотекой в нашей.
Причастие В основе обряда лежит христианский похоронный ритуал, в котором сохранились многочисленные языческие обряды и поверия, имеющие общие с христианскими.
Материнская любовь Классный час в 9 классе Классный руководитель Тетерина Л. Н.
(1995 год) Рассказ посвящён нравственным проблемам современного общества: - разгул насилия и денег - добра и равнодушия к человеку - отношение власти и.
Урок-презентация учителя православной культуры МБОУ «ООШ 6» Гараниной О.М.
Женские слезы Ребенок спрашивает у мамы: « Почему ты плачешь ? » « Потому что я - женщина » отвечает она. " Я не понимаю " говорит ребенок. Мама с щемящим.
Её величество семья.. В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь вы выходите из семьи.
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Женские слезы Ребенок спрашивает у мамы: « Почему ты плачешь ? » « Потому что я - женщина » отвечает она. " Я не понимаю " говорит ребенок. Мама с щемящим.
АВТОР : ученица 4 « А » класса КСЕНИЯ ЛЁВИНА Учитель : Зыкова Галина Ильинична ГБОУ СОШ 840.
Дорога – не место для игры! Автор презентации Иванова Анастасия Ученица 5 «Б» класса МОУ «Усть-Карская СОШ» Руководитель Карелина Оксана Сергеевна.
Передо мной лежит чистый лист бумаги, на котором пока обозначена пока только тема «Женщина с ребёнком на руках». Перечитываю её и отчётливо осознаю, что.
Основы мировых религиозных культур Разработчик: Волосянкина Наталья Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ школы 462 Пушкинского района СПб.
Транксрипт:

Сизябская Благовещенская церковь МОУ «Сизябская средняя общеобразовательная школа» Сизябск 2010 год

Руководитель проекта: Чупрова Г.П. Исполнитель: ученица 9 «б» класса МОУ «Сизябская СОШ» Рочева Галина

Такое величайшее творенье, Необходимо бережно хранить. И на века просить благословенья Чтоб сохранить с минувшим нить.

Настанет утро. Солнышко проснется. И первыми лучами церковь одарит. Такая красота до сердца доберется Кусочек счастья всем нам подарит.

Особо в Сизябске всегда почиталось Благовещение. В этот день люди из деревень, расположенных за несколько километров от Сизябска шли к нашему храму. Шли пешком, иные ползли на коленях. Считалось, что сам путь к храму помогал исцелиться от болезней и очищал от грехов. И если ты в трудную минуту, обещал поставить свечку в Благовещенье, ты обязан был это сделать. И каждый год с шестого на седьмое Стекается сплошной людской поток! И свечи жгут, молитвы вспоминают Благую весть от Бога люди ждут… В Благовещенье шли в Сизябск – чинно, группами, женщины в красивых сарафанах, а сзади свисала, как длинная коса знаменитая ижемская « сырья», которой они гордились, и которая очень шла к их прекрасным лицам. В восточной стороне была вырублена ниша, в которую и ставили свечки наши бабушки. Иногда они брали и нас с собой, нам это казалось так интересно и красиво. Свечей было так много, они так ярко горели в темноте. Воск ручьями стекал на землю. И так было много лет подряд. Каждый год шли люди к церкви, и каждый год сияли свечи в ночи.

Прислушайся к себе – как сердце бьется Когда заходишь ты в Сизябский храм. Не зря все в жизни нелегко дается Терпению учиться надо нам.

Этот макет церкви был выполнен из глины ученицей Сизябской школы Чупровой Анастасией

Вам лиственницы служат талисманом Стоят на страже больше сотни лет. И, церковь, оберегаемая верно ими, Спасет нас от всех горестей и бед.

Из воспоминаний жительницы села Сизябск Ижемского района республики Коми Чупровой Миропии Ефимовны. (1926 года рождения) Семья священника жила в доме, построенном для священнослужителей. (Потом там располагался детский сад, а затем КБО). Священнослужителя звали Павлин. В давние времена считалось большой честью, если ты мог сделать что-нибудь для церкви. На службах помогали самые нравственно крепкие мужчины Брат моего деда, Федор Федорович Чупров, тоже часто помогал в церкви, а моя мама в молодости помогала стирать семье священника. Белье полоскать тогда ходили на Курью, а зимой прорубь делали напротив Брики. Рядом с колокольней был дом дьякона. Помню, его сына звали «дьякон Федя». Еще был дом старосты, тоже близко. Старостой был Михаил Чупров, а его сын –немка Митрей (Митрофан) тоже всегда находился при церкви. У них еще был другой сын, но он рано умер, а Митрофана женили на девушке Анне, чтоб было кому вести хозяйство. Венчали их в Бакуринской церкви.

В праздники, после окончания литургии священник с крестом, а с ним дьяк и певчие, обходили дома, поздравляли прихожан с праздником. Это было сделано специально – ведь не многие могли пойти в церковь – тогда многие держали скот у всех было по многу детей. Особенную радость этим обходом священники, конечно же, доставляли старым и больным людям. Колокольный звон был слышен за 20 км. Звонили по праздникам. Но часто колокола выручали, если в селе возникал пожар. Тогда звонили по-другому, тревожно. Услышав этот звон, каждый понимал, что нужно срочно спешить на помощь. А когда колокольни не стало, было много случаев, когда дома выгорали полностью, так как помощь опаздывала. Когда решили убрать колокольню, основной причиной выдвинули версию просто, что село Сизябск стоит на болоте (об этом и было написано в донесении выше) и со временем колокольня может упасть и пострадает кто-то из жителей. Сверху были выделены деньги специально для сноса колокольни. За деньги нашлись мужики, которые согласились ломать кирпичную кладку – открыли доступ к деревянным столбам, а потом подожгли эти столбы. Эти мужики с войны не вернулись. Я видела, как огонь поднимался по лестнице колокольни. Потом кирпичи с обрушившейся колокольни очищали от раствора и увезли в деревню Ёль, хотели там что-то построить, но так ничего из этого и не получилось.

Колокола сверху бросали один за другим, они раскалывались, а которые остались невредимыми, их увезли в Щельяюр. После закрытия церкви люди продолжали приходить на Благовещенье. Из Щельяюра шли пешком, а церковь многие обходили на коленях. Зажженных свечей было так много, что воск плавился и ручьем стекал по направлению к дереву. Иногда этот ручей загорался, был весь в пламени. Поэтому стали посыпать землей. Приходить на праздник не разрешали. Возле церкви ходила Кирко Ира (Канева Ирина), следила и записывала, а затем имена печатали в местной газете. Сама же эта женщина потом спилась и умерла прямо на улице. Потом стали уносить плиты с церковных могил. Михаил Иванович Чупров унес плиты на могилы отцу и брату. Когда в церкви размещался клуб, истопником был Анисим. (Őнько). Он безжалостно ломал, рубил иконы и бросал их в печь. Была большая деревянная икона Николая Чудотворца и ее он тоже разрубил. Сам же потом сошел с ума и умер. Большой деревянный крест, чтобы спасти, принесли в дом Ульяны. У нее еще жила одинокая сестра Анна Они долго хранили крест, а когда после их смерти дом продали, новые хозяева, говорят, вынесли крест из дому. А на другой день креста уже не было.

Из воспоминаний жителя села Сизябск Ижемского района республики Коми Чупрова Владимира Тимофеевича. После того, как клуб перевели в другое здание, церковь несколько лет просто пустовала. Двери были открытыми, и мы, мальчишки, часто заходили в церковь. Видели много церковных книг. Мы поднимались на чердак, бегали, играли там. Это были 1959 – 1960 гг. Напротив алтаря похоронен наш прадед. Из воспоминаний жителя села Сизябск Ижемского района республики Коми Канева Александра Ивановича Мой дед умер в 1937 году. 22 августа его отпевали в Сизябской Благовещенской церкви, а 24 августа священника арестовали и под конвоем повели его в Ижму.

Из воспоминаний жительницы села Сизябск Ижемского района республики Коми Семяшкиной Клавдии Гавриловны (1925 года рождения). Моя мама была верующей, ходила в церковь, часто с ней ходила и я. Как-то продуло мне одно ухо, и им совсем не стала слышать. Кто-то из стариков посоветовал подняться на колокольню и постоять там под большим колоколом. Было так высоко, я еле поднялась, очень осторожно встала под колокол. И тут как начали звонить, да так громко. И я почувствовала, что ухо, как и прежде, стало слышать. Вот так помог мне вылечиться колокольный звон. Звонарем в то время был «поп Коля» – сын священника Петра, и мы его так и называли «поп Коля». Когда начались гонения на церковь, я уже училась в школе. Нам категорически запрещали ходить в церковь, кто не слушался, его ждали большие неприятности. Как-то я зашла в церковь во время службы и постояла. Потом сама проговорилась про это подружке, а она сказала учителю. Узнав про это, я очень сильно перепугалась, думала – попадет, но учитель почему-то меня не поругал, и я так была рада – слава Богу, пронесло!

Из воспоминаний жителей села Сизябск Ижемского района республики Коми. Склад сельпо располагался в здании церкви. В одно время заведующей складом сельпо была Канева Зинаида Федоровна. Она была человеком неверующим и в церковные праздники демонстративно затевала уборку (например, мыла пол на складе). В праздник Благовещенья специально приходила к церкви, чтобы следить. Она была очень грубой, ругалась за то, что ставили свечи возле церкви. Боялась, как бы не случился пожар, и не пострадали продукты. Говорят, как-то разозлившись она разбросала зажженные свечи. Как-то летом была сильная гроза. Сильный ветер повалил антенну на электролинию. Зинаида вышла во двор. Соседи, заметив ее, предупредили, чтобы не шла к проводам – там ток. Но она не послушалась, взялась за антенну, и ее поразило электрическим током. Было ей всего 43 года. Из воспоминаний жителя села Сизябск Ижемского района республики Коми Дмитрия Федоровича Чупрова. Благовещенье очень почиталось в народе. Из Усть – Цильмы выходили за неделю до этого праздника (чтобы успеть) и добирались пешком, а кто и на коленях. На ногах были высокие пимы, ими прикрывали колени, чтобы не замерзли.

Из воспоминаний жительницы села Сизябск Ижемского района республики Коми Репиной Павлы Антоновны. Пока шли службы на клиросе читали и пели всегда одни мужчины. Мужчины были старостами, сторожами в церкви. В Благовещенской церкви много народу собиралось еще и на праздник Митрофана-Дорофея и Марию Магдалину. Как-то на Митрофана-Дорофея (17 и 18 июня) выпало очень много снега. И с тех пор всегда отмечали этот праздник, молились, и поэтому такого снегопада в этот день больше ни разу не было. Наши деды, бабушки, родители и мы сами были крещенными. Всех новорожденных детей несли в церковь креститься. В церкви проходили и венчания. И после смерти отпевали в церкви всех крещенных. Священников всегда уважали, они были добрыми, сострадательными, помогали людям. И каждому хотелось сделать что-то доброе для церкви. Женщины шили для священников пимы и малицы. Кто-то за то, что молитвы помогли, кто-то по данному обещанию, а кто- то просто от излишка носили в церковь мясо, масло и другие продукты питания. Кое-кто привозил сено. Затем всё это церковь продавала, и на вырученные деньги приобретали необходимые для церкви и церковной школы вещи. Священника звали Павлин (Павлин поп). Некоторое время сторожем в церкви работала Августа. По церковному обычаю на Пасху на кладбище люди не ходили.

О колокольне. Колокольня была очень высокая, 95 ступеней по лестнице вело вверх. Сверху, в ясную погоду, были видны очертания Уральских гор. Колокольня была очень высокой. Один раз кто-то взобрался на самый край колокольни. Долго стоял там, и хотя голова закружилась, но он не упал. Был случай, когда с колокольни бросили кота и собаку. Собака сразу умерла, а кот отряхнулся и убежал. В праздничный дни колокольный звон был слышен до Черноборска (а это около 30 километров от Сизябска) Когда был назначен день разрушения колокольни, людей с ближайших домов предупредили, чтобы они покинули свои дома, так как опасались, что какой-нибудь дом пострадает. В этот день мы все с детьми ушли в дома подальше, к родственникам. Но ни один дом не был задет. Колокольня повалилась в юго-западном направлении. Церковный звон нам очищает душу, На сердце – ах такая благодать! Спаси нас, Господи! И сохрани нам душу Дай Бог вам, люди, в жизни не страдать!

Из воспоминаний жителя села Сизябск Ижемского района республики Коми Чупрова Якова Иосифовича. Со стороны государства велась силовая борьба с верой, так как в основном церковь с самого начала в основном была против социалистического режима. В 1937 году с церкви сняли кресты, а потом и свалили колокольню. В 1939 году в церкви открыли клуб колхозников, вход был со стороны Моляк Федя. В Клубе выступали артисты колхозного театра из Ижмы, руководитель Выборов (погиб в ВОВ). В церкви сторожем работал Немка Миш. Звонарем был сын попа Николай. Колокольню свалили осенью, работали новобранцы. По углам делали подкопы в фундаменте, укрепили деревянными сваями и потом сожгли. Из кирпича в деревне Ель хотели построить маслозавод, но началась война, и кирпичи растаскали частники. Для церкви и колокольни кирпич делали и обжигали в Сизябске (рассказывала прапрабабушка у Репина Афанасия). Сначала планировали колокольню строить на церкви, но купол рухнул. 12 человек погибли и решили колокольню построить отдельно ( Трещина на куполе с западной стороны все еще есть)

Из воспоминаний жительницы села Сизябск Ижемского района республики Коми Чупровой Марии Христофоровны 1922 года рождения. (записала внучка Чупрова Татьяна) Моя бабушка часто рассказывала, какая красивая была у нас церковь. Особенно она восхищалась внутренним убранством церкви. В детстве она часто ходила в церковь вместе со своей мамой на службы, где пел ее отец – Чупров Христофор Максимович. Бабушка гордилась своим отцом и с восхищением и радостью слушала его, который исполнял ведущие партии в церковном хоре. Рядом с церковью стояла высокая колокольня. Звон колоколов был слышен на несколько километров. Братья бабушки часто забирались на колокольню, звали с собой и бабушку, но она ни разу не решилась, так как боялась высоты. Бабушкин дом стоял близко к церкви, и она с горечью вспоминала то время, когда начались гонения на церковь: отменили службы, запретили заходить в церковь. Местное население не понимало, что происходило. Бабушка хорошо помнила тот день, когда поджигали колокольню. Многие жители села при этом молились и плакали. Перед тем, как поджечь колокольню жителей близлежащих домов попросили покинуть свои дома во избежание несчастных случаев.

А потом церковь превратили в овощной склад, там хранили и перебирали картофель. В то время, в церкви было еще много икон, но постепенно они исчезли – их или сожгли или кое-кто унес по домам. Но люди все равно продолжали ходить к церкви. Ставили свечи в нишу, особенно много народу возле церкви было в ночь с шестого на седьмое апреля – в день Благовещения. Я помню, как была счастлива моя бабушка, когда двери храма вновь открылись для посещения. С трепетом в сердце она шла в церковь и была очень счастлива, что дожила до этого дня. Из воспоминаний старожилов села … После изъятия церковных ценностей, ареста священника, разрушения колокольни, власть продолжала дело по уничтожению православной веры. Постоянно велась большая пропагандистская работа против церкви, Бога. Особенное внимание было направлено на «перевоспитание» молодежи. Часто в ход шли и угрозы. Особое усердие в этом проявляли коммунисты. Большинство населения подчинилась этому – кто из боязни, кто просто по привычке подчиняться властям.

Часто организовывали субботники. Были построены внутри храма построены специальные леса, поднявшись на них киркой счищали храмовую роспись, изображения святых, а кое-где просто замазывали… Этими действиями организаторы субботников старались убрать всё святое, всё то, что напоминало бы людям о Боге. Долго вспоминали кощунственный случай – в церкви нашли ризу (облачение) священника. И кто-то надоумил разорвать ее на кусочки. А потом сами же и унесли кусочки ризу домой По архивным данным, в те годы ( когда церкви еще не были закрыты) случаев убийств и самоубийств в наших селах не было. Люди боялись Божьего гнева, почитали основные христианские заповеди и старались жить по ним. Не верю, чтоб нашелся человек, Который верит в то, что Бога нет. Ведь почему-то в трудную минуту Лишь только Бог оберегает душу.

Вам лиственницы служат талисманом Стоят на страже больше сотни лет. И, церковь, оберегаемая верно ими, Спасет нас от всех горестей и бед.

Список литературы: 1. Статьи из газеты «Новый север» 2. Воспоминания жителей села Сизябск.