Функции метафоры в рассказе Е. И. Замятина «Пещера» Авторы: Сухинин Алексей, Андреева Ирина, ученики 11 А класса
Цель исследования: Проследить особенности построения и функции метафор в рассказе Е. И. Замятина «Пещера»
Задачи исследования: Дать определение метафоры Проследить использование данного тропа в тексте Выявить особенности построения метафор в рассказе Показать необычность замятинской метафоры
МЕТАФОРА Вид тропа, основанный на скрытом сравнении одного предмета или явления с другим по принципу их сходства
С первых строк рассказа автор погружает читателя в обстановку каменного века:
«Ледники, мамонты, пустыни. Ночные, черные, чем-то похожие на дома, скалы…»
«И неизвестно, кто трубит ночью на каменной тропинке между скал и…раздувает белую снежную пыль…»
«…может быть, серохоботый мамонт…а может быть – ветер и есть ледяной рев какого-то мамонтейшего мамонта»
Мы видим, что каменному веку уподоблен век сегодняшний
Развернутая метафора «мамонтейшего мамонта» появляется и в финале рассказа:
«…и никому не слышная – по белой пыли, по глыбам, по пещерам, по людям на корточках – огромная, ровная поступь какого-то мамонтейшего мамонта»
Развернутая метафора обрамляет рассказ, очерчивая его пространство – пространство пещерной страны, затерянной среди скал
Эта метафора напоминает о себе на протяжении всего рассказа, поддерживаясь многочисленными деталями:
«Колыхались лохматые, темные своды пещеры...»
«Двадцать девятое. С утра – низкое, дырявое, ватное небо, и сквозь дыры несет льдом»
«Потухая, чуть вздрагивают дома, скалы, мамонты, Маша»
ВЫВОДЫ: Метафора Е. И. Замятина очерчивает пространство пещерной страны, затерянной среди скал Писатель изображает не сам предмет, а передает ощущение, которое хочет вызвать в читателе Автор не дает детального изображения, а лишь намечает контуры, выделяя в описываемом объекте ударное, самое существенное