Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Интенсивный тренинг (подготовлен по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных программ для.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Какого рода вопросы мы задаем в проекте? Вопросы направляют процесс обучения и условно могут быть разделены на категории: Основополагающие Основополагающие.
Advertisements

1 Вопросы, которые мы задаем школьникам в процессе обучения Эти вопросы направляют процесс обучения и включают в себя вопросы: Эти вопросы направляют процесс.
1 Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения (по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных программ для средней школы программы Intel.
Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Шелли Шотт (по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных программ для средней школы программы.
Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Интенсивный тренинг для тьюторов Шелли Шотт (подготовлен по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных.
Программа Intel «Инновации в образовании». Каковы наши цели? Поддержать улучшения в самостоятельной учебной работе школьников и помочь развить навыки,
МО учителей истории и обществознания Правительственная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования.
Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Интенсивный тренинг для тьюторов Шелли Шотт (подготовлен по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных.
Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Intel® «Обучение для будущего» Семинар для тьюторов.
Искусство задавать вопросы Тренинг, Астана, ноябрь 2009 года.
ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Программы Intel Education Initiative финансируются Intel Foundation и Intel Corporation. Copyright © 2007 Intel Corporation. Все права защищены. Intel.
Направляющие вопросы проекта Выполнили: команда «Новые лица» Август 2008 год.
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ О.В. Феоктистова учитель русского языка и литературы при изучении литературы на профильном уровне.
Развитие мышления, через эффективное использование вопросов Умный вопрос – это уже добрая половина знания. Ф. Бэкон Знак вопроса – это крючок, на который.
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Критическое мышление математика в начальной школе.
Выступление на педагогическом совете по теме: «Современный урок» (из опыта работы преподавателя высшей категории Корнеева А. В.)
Транксрипт:

Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Интенсивный тренинг (подготовлен по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных программ для средней школы программы Intel "Инновации в образовании", Институт компьютерных технологий, США) автор Загидуллин Раис Рамазанович, заведующий кафедрой педагогики и психологи УИПКПРО, кандидат педагогических наук 2008 Intel® «Обучение для будущего»

2 Цели тренинга Достичь более глубокого понимания процесса моделирования вопросов для школьников Достичь более глубокого понимания процесса моделирования вопросов для школьников

3 Обучаем - спрашивая Искусство задавания вопросов является очень важным Искусство задавания вопросов является очень важным Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения В учебном проекте вопросы разных типов выполняют разные задачи В учебном проекте вопросы разных типов выполняют разные задачи

4 Полезная схема, которая рассматривает каждую тему относительно пяти основных категорий учебных целей. Полезная схема, которая рассматривает каждую тему относительно пяти основных категорий учебных целей. Таксономия Блума (1956 г.) ( - порядок, - закон) Таксономия Блума (1956 г.) (taxis - порядок, homos - закон) Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Мышление высокого уровня

5

6 Какого рода вопросы мы задаем школьникам в процессе обучения? Вопросы направляют процесс обучения и условно могут быть разделены на категории: Основополагающие Основополагающие Проблемные (тематические) Проблемные (тематические) Частные Частные

7 Частные Проблемные Основополагающие

8 Основополагающий вопрос Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом Пример: Что защищают люди?

9 Проблемный вопрос Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса Он помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос Он помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос Пример: Пример: Основополагающий вопрос: Что защищают люди? Тематические вопросы: Какие ценности пропагандировались в Германии, России, Америки времен военных лет? Как изменилась система ценностей личности военной России по сравнению с довоенной? Как изменилась система ценностей личности в наше время по сравнению с военным и послевоенным периодом?

10 Частный вопрос Частные вопросы напрямую соответствуют стандартам образования и минимуму знаний ученика Частные вопросы напрямую соответствуют стандартам образования и минимуму знаний ученика На них можно дать специфические правильные ответы На них можно дать специфические правильные ответы Примеры: Примеры: Основополагающий вопрос: Что защищают люди? Тематические вопросы: Какие ценности пропагандировались в Германии, России, Америки времен военных лет? Как изменилась система ценностей личности военной России по сравнению с довоенной? Как изменилась система ценностей личности в наше время по сравнению с военным и послевоенным периодом? Частные вопросы: Как военные плакаты Германии, России и Америки времен Великой Отечественной войны пропагандировали человеческие ценности? Как изменились акценты в пропаганде ценностей личности в Российских военных художественных фильмах по сравнению с довоенными фильмами? Как выглядит Система ценностей вашего сверстника как современного гражданина России ? (анкетирование). Каков будет ваш прогноз Системы ценностей сверстников через 5 лет? Как изменялась система ценностей в разные периоды развития общества в России? (разработка структуры)

11 Более глубокий взгляд на основополагающие вопросы Основополагающие вопросы : Основополагающие вопросы : Интересны и привлекают внимание детей Интересны и привлекают внимание детей Полны смысла для школьников Полны смысла для школьников Возбуждают любопытство Возбуждают любопытство Заставляют задуматься Заставляют задуматься Предполагают навыки мышления на высоком уровне Предполагают навыки мышления на высоком уровне Ответы на них нельзя найти в учебнике Ответы на них нельзя найти в учебнике

12 Признаки основополагающих вопросов Хорошие вопросы таковы : Хорошие вопросы таковы : Не имеют однозначного ответа Не имеют однозначного ответа Полны смысла и значения Полны смысла и значения Приглашают исследовать новые идеи Приглашают исследовать новые идеи Побуждают школьников: Побуждают школьников: Находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации Находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации Оценивать Оценивать Складывать в единую картину Складывать в единую картину Анализировать Анализировать

13 Что не предполагают основополагающие вопросы : Не имеют однозначного ответа Да или Нет Не имеют однозначного ответа Да или Нет Не имеют ответов, которые могут быть скопированы или перефразированы из уже готовых документов Не имеют ответов, которые могут быть скопированы или перефразированы из уже готовых документов Не предполагают в качестве ответа перечня фактов без переосмысления взаимосвязей между ними Не предполагают в качестве ответа перечня фактов без переосмысления взаимосвязей между ними

14 Примеры основополагающих вопросов Основополагающие Не основополагающие Понимаем ли мы животных и понимают ли животные нас? Что необходимо животным для жизни? Насколько мы отличается от других? Каким образом отличается жизнь в других странах от нашей? Должны ли мы делать что-то только потому, что мы можем это делать? Каковы последствия исследований в области генной инженерии?

15 Советы тем, кто создает основополагающие и вопросы учебной программы? Просто начните…не волнуйтесь о деталях и формулировках. Сосредоточтесь на мозговом штурме. Просто начните…не волнуйтесь о деталях и формулировках. Сосредоточтесь на мозговом штурме. Определите, чтобы вы хотели, чтобы ваши ученики помнили из изученного через пять лет. Определите, чтобы вы хотели, чтобы ваши ученики помнили из изученного через пять лет. Запишите вначале свой вопрос в виде утверждения, а потом превратите его в вопрос. Запишите вначале свой вопрос в виде утверждения, а потом превратите его в вопрос. Запишите вопрос «на научном языке», а потом, переведите его на «детский». Запишите вопрос «на научном языке», а потом, переведите его на «детский». Будьте уверены в том, что вопросы имеют более одного «правильного» ответа Будьте уверены в том, что вопросы имеют более одного «правильного» ответа Не волнуйтесь о том, «основополагающий» или «учебной темы» ваш вопрос, в большей степени задумайтесь над тем, требует ли он мышления на высоком уровне Не волнуйтесь о том, «основополагающий» или «учебной темы» ваш вопрос, в большей степени задумайтесь над тем, требует ли он мышления на высоком уровне

16 Задание 1 В представленной таблице определите в какой колонке основополагающие вопросы, в какой проблемные В представленной таблице определите в какой колонке основополагающие вопросы, в какой проблемные

17 Различие между проблемными (тематические) вопросами и основополагающими Почему во все времена литературные произведения были очень важны людям? Почему мы до сих пор читаем Шекспира? Каким образом сочинения Шекспира рассказывают о моей жизни? Каким образом история может предсказать будущее? Почему начинаются войны и как они могут быть предотвращены? Кто всегда выигрывает в войне? Чему нас может научить искусство? Что может рассказать музыка 60-х о культуре этого времени? Основополагающие вопросы Проблемные вопросы

18 Учебные (частные) вопросы Учебные (частные) вопросы отличаются от основополагающих и проблемных Частные вопросы относятся к фактам, и в меньшей степени к интерпретации этих фактов Частные вопросы относятся к фактам, и в меньшей степени к интерпретации этих фактов Обычно имеют ясные однозначные ответы Обычно имеют ясные однозначные ответы Примеры: Как жили люди в Древнем Египте? Как жили люди в Древнем Египте? Что такое фотосинтез Что такое фотосинтез ?

19 Задание 2 В представленной таблице определите в какой колонке основополагающие вопросы, в какой частные В представленной таблице определите в какой колонке основополагающие вопросы, в какой частные

20 Различие между основополагающим и учебным (частным) вопросом Искусство отражает культуру или изменяет ее? Что такое искусство Ренессанса? Почему изменяются законы? Что такое закон? Является ли история человечества историей прогресса? Каких изобретателей ты знаешь и что они изобрели? Основополагающие вопросы Учебные (частные) вопросы, основанные на фактах

21 Задание 3 Определите тип трех представленных вопросов Определите тип трех представленных вопросов

22 Частные Проблемные Основополагающие Как проявляется красота окружающего нас мира? Большие уши – это красиво? Почему у слонов большие уши?

23 Частные Проблемные Основополагающие Как проявляется красота окружающего нас мира? Симметрия и пропорция – это инструменты красоты? Что дало миру «золотое сечение»?

24 Как проявляется красота окружающего нас мира? Большие уши – это красиво? Почему у слонов большие уши? Биология Симметрия и пропорция – это инструменты красоты? Что дало миру «золотое сечение»? Математика

25 Спасибо!!!