Технология диалоговых форм и методов работы с учащимися.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Как вести дискуссию». Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Установление доверительных.
Advertisements

«Как вести дискуссию». Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Четкое определение темы.
Компетентность можно понимать как способность достигать результата.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. Интерактивные: От англ. (inter - между; act – действие) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие.
Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
Урок - дискуссия Автор: Шибанова Т.П. Декабрь,2011г.
1. Обзор проблемно - дискуссионных форм организации воспитательной работы. Д. В. Чернов, к. и. н., научный руководитель ЦДТ « Содружество ». 2. Дискуссионные.
Обобщение передового педагогического опыта Учителя – логопеда Тобиной Натальи Юрьевны.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
1 Методические рекомендации по организации групповой работы Карпова Алла Витальевна, методист отдела УМР, 2012 г.
Проблематизация в воспитании. специальная работа педагога по выявлению противоречий в содержании сообщений, способах работы и демонстрируемых ребенком.
Урок - дискуссия Методика проведения МОУ СОШ 36 г Тюмени Из опыта работы учителя истории и обществознания НАлимовой Л.В.
Дискуссия (от лат.discussio-рассмотрение, исследование)
Руководитель ШМО учителей начальных классов Васильева Т.А.
Шкута Людмила Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 43 х.Бараниковского Технология проблемного диалога и личностного развития учащихся.
От школьной медиации к гражданскому обществу. Медиация – это способ разрешения конфликтов и спорных вопросов между людьми (двумя, тремя или более) с помощью.
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД.
Семинар 3 Технологии креативного мышления «Шесть шляп»
Учитель начальных классов: Фогель С.С. МОБУ «Лицей 5» Оренбург- 2012г.
Транксрипт:

Технология диалоговых форм и методов работы с учащимися

Принципы педагогической диалоговой технологии: проблемности и оптимальности; поэтапного циркулирования информации; разомкнутости и незавершенности диалога; децентрации и децентрализации; параллельного взаимодействия.

Три формы диалогового взаимодействия Первая форма непродуктивная. Взаимодействие осуществляется на формальном уровне, преобладает монологичная форма, учитель не создает условий для сотрудничества, отсутствие движения к сотворчеству по линии коммуникативной связи ученик учитель. Вторая форма предпродуктивная. Взаимодействие осуществляется при доминирующей роли педагога, при преобладании монологичной формы, частично вводится диалог, ученик присваивает отдельные факты, знания. Третья форма продуктивная. Взаимодействие осуществляется на личностном уровне, возникают отношения равноправного сотрудничества, преобладает диалогичная форма, ученик и учитель достигают в ходе занятия сотворчества, восходящего к единым смыслам и ценностям.

Продуктивная форма взаимодействия достигается с помощью метода коммуникативно-диалоговой деятельности Широкое применение этого метода объясняется рядом обстоятельств: убеждения и ценности нельзя передавать тем же путем, что и научное знание; даже точные науки перестали сегодня восприниматься как отрасли знания, построенные на незыблемых основаниях; ведущим видом деятельности подростков является интимно-личностное общение; низкая дискуссионная культура, нетерпимость к инакомыслию, агрессивное продавливание своей точки зрения – атрибут «власть имущих».

Монологовые методы взаимодействия с ребенком Диалоговые методы взаимодействия с ребенком 1. S – O взаимодействие1. S – S взаимодействие 2. Основная задача педагога – дать набор нормативов 2. Основная задача педагога – помочь осмыслить нормативы 3. Основная задача воспитанников – усвоить нормативы 3. Основная задача воспитанников – принять нормативы как важные регулятивы 4. Основной метод взаимодействия – декларирование, внушение 4. Основной метод взаимодействия – обсуждение и решение проблемы 5. Основное содержание убеждений (нормативы) дается в готовом виде, как истина, не подлежащая сомнениям, должно восприниматься на веру 5. Основное содержание убеждений (нормативы) «выводится» самим учащимся, принимается в результате переживания проблемных ситуаций 6. Экономнее по времени6. Затратнее по времени

Педагогические условия формирования убеждений в рамках диалоговой деятельности: 1. Создание ситуации выбора. 2. Создание ситуации самостоятельного анализа. 3. Создание ситуации диалога: диагностика готовности учащихся к диалогическому общению; переработка материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач; продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; проектирование способов взаимодействия участников диалога, их возможных ролей; гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников. 4. Создание ситуации внутреннего диалога (притча, легенды, стихи, песни).

Классификация диалогов (А.В. Гостев и Е.В. Киприянова) тематический диалог (или интеррогативные) строятся в форме вопросов и ответов (интервью, опрос, экспертные оценки, экзамен); эвристический диалог – это диалог, проводимый в условиях конфликта, столкновения противоречивых мнений (спор, дискуссия, диспут, полемика); риторический диалог - цепь взаимосвязанных речей (конференции, совещания, судебные заседания, переписка, ряд педагогических ситуаций. Функции риторического диалога разнообразны - передача информации, выражение своего отношения к чему-либо, экспрессивно-эмоциональное воздействие, обучение, словотерапию; карнавальный диалог происходит в условиях свободного непринужденного общения при устранении условных преград и социальной дистанции между людьми (сочетание обыденного и утопии, взаимодействия прямого и переносного смысла, контраст противоречивых образов).

Формы дискуссии Круглый стол: беседа "на равных", во время которой происходит обмен мнениями Заседание экспертной группы ("панельная дискуссия"): обычно четыре-шесть учеников с заранее назначенным председателем, на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с сообщением Симпозиум: более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы "аудитории" (класса)

Формы дискуссии Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела). Дискуссия в аквариуме – обсуждение проблемы сменными группами. Одна группа обсуждает проблему, вторая группа рефлектирует процесс обсуждения. Затем группы меняются ролями.

Формы дискуссии Дискуссионные качели – предполагают намеренную смену точек зрения в группах. Например: "Работая в паре, попытайтесь представить позицию ваших оппонентов так, как если бы вы были на их месте. Добавьте сами известные вам фактические сведения, попытайтесь развить их точку зрения, связывая с ней все изученные вами сведения." - Выработка решения. Например: "Подведите итоги лучшим аргументам с обеих сторон. Вырабатывайте общую точку зрения (консенсус), основанную на фактических сведениях."

Формы дискуссии Дебаты – формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), - и опровержений. У1У2 О1О2 У3У4 О3О4

Британские дебаты – воспроизводят процедуру обсуждения вопросов в британском парламенте. постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя. учитель делит класс на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу. учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя, который будет представлять позицию группы всему классу. группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения. учитель просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками. учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций. обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения. после такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом.

Распределение ролей-функций в дискуссионной группе "Ведущий" (организатор) - его задача состоит в том, чтобы организовать обсуждение вопроса, проблемы, вовлечь в него всех членов группы. "Аналитик" - задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки. "Протоколист" - фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед классом, чтобы представить мнение, позицию своей группы. "Наблюдатель" - в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.

Распределение ролей в ролевой дискуссии «Организатор» - обеспечивает выявление всех позиций. Побуждает участников высказываться, стремится к тому, чтобы высказались все, задает уточняющие вопросы. Заинтересован ходом дискуссии. Подводит промежуточные и окончательные итоги. Свою позицию высказывает последним.

Распределение ролей в ролевой дискуссии «Соглашатель» - выражает свое согласие с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания говорящих. Для него главное – это не поиск наилучшего решения, а мирные, бесконфликтные взаимоотношения участников дискуссии.

Распределение ролей в ролевой дискуссии «Оригинал» - как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает неожиданные, парадоксальные, одному ему понятные предложения, связь которых с сущностью обсуждаемых вопросов не всегда ясна. Вмешивается в общий ход разговора не менее трех, но не более пяти раз. В споре участвует мало.

Распределение ролей в ролевой дискуссии «Заводила» - С самого начала стремиться захватить инициативу в обсуждении и склонить группу к своему мнению. Не желает кого-либо слушать, если мнение другого не совпадает с его идеями. Эмоционален, напорист, эмоции хотя и через край, но в основном положительные.

Распределение ролей в ролевой дискуссии «Спорщик» - встречает в штыки каждое предложение, любое высказывание и защищает противоположные точки зрения.

Приемы введения в дискуссию предъявление проблемной ситуации; постановка проблемных вопросов; демонстрация видеосюжета; ролевое проигрывание проблемной ситуации; анализ противоречивых высказываний; альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).

Основные приемы проблематизации содержания диалоговой деятельности «волнующие вопросы» поддержка реплики, высказывания использование парадоксальных ситуаций использование яркой информации, впечатляющих примеров, убедительных данных столкновение альтернатив демонстрация собственных заблуждений изложение педагогом ложных суждений с последующим опровержением их ребятами

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения уточняющие вопросы (Что Вы имеете в виду, когда говорите..? Как Вы докажете, что это верно?) парафраз – повторение высказываний выступающих (Вы говорите, что…; Правильно ли я поняла, что…?) демонстрация непонимания (Я не совсем понимаю, что Вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста) выражение сомнения (Так ли это? Вы уверены в том, что утверждаете?) приведение альтернативной точки зрения «доведение до абсурда» - ведущий соглашается с утверждением, а потом делает из него абсурдные выводы «задевающее утверждение»

Для равноправного общения в диалоге полезно использовать следующие методические приемы: формулирование проблемы и анализ способов её решения; выражение собственной точки зрения в контексте иных; эффективное слушание и понимание собеседников; выделение различных смыслов, сопоставление различных мнений; оценка смысла и значения поступающей информации; выделение различных причинно-следственных связей; логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения; разные интерпретации информации; выражение оценочных суждений и самооценка; формулирование выводов о значимости и перспективности диалога.

Метод шести думательных шляп. Шляпа – определенное направление мышления. Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация им необходима? Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы? Черная шляпа – осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Желтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы буду результаты? Стоит ли это делать? Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи? Синяя шляпа – размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации. СОВЕТ: для того, чтобы эта методика заработала, нужна проблема, действительно волнующая детей в данное время. Начинайте обсуждать ее последовательно, снимая и надевая разные шляпы.

Метод коммуникативно-диалоговой деятельности реализуется через: управляемую дискуссию дебаты развертывающуюся историю Для того, чтобы общение было полноценным, педагогу необходимо позаботиться о «блокировке фильтров»

Правила ведения диалога Я критикую идеи, а не людей. Моя цель не в том, чтобы "победить", а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении и усваивать всю нужную информацию. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен(на). Я пересказываю (делаю парафраз) то, что мне не вполне ясно. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, а затем пытаюсь совместить их так, чтобы это совмещение давало новое понимание проблемы. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают на это ясное основание.

Концепция развития школьной коммуникации (Н.И. Дереклеева) 1 этап Готовность учащихся участвовать в урочном общении Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой Комментировать вопросы и ответы Делать сообщения Рассказывать логично и последовательно

Концепция развития школьной коммуникации (Н.И. Дереклеева) 2 этап Простота и четкость речевого высказывания Отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание Умение вступать в контакт с партнером и собеседником Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

Концепция развития школьной коммуникации (Н.И. Дереклеева) 3 этап Умение вести беседу в паре, группе Умение поддерживать беседу Умение вести конструктивный диалог, дебаты Умение построить дискуссию и вести ее Умение участвовать в конференциях, интерактивных мероприятиях