Доклад на тему: «Современный урок и классно-урочная система » (Актуальность педагогического наследия К.Д. Ушинского) Киреева С.С. учитель начальных классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура планирования урока. Основные типы и этапы урока.
Advertisements

Типология современного урока Как подготовить современный урок Самоанализ урока.
Структура урока информатики. Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава.
Целеполагание и структура урока Школа молодого специалиста Выполнила: Долгих Т.В.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста,
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Требования к целям урока. Цели должны быть реалистичны. Цели должны быть ранжируемы, то есть должны делиться на задачи (шаги). Цели должны быть диагностируемы,
Цели урока Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Учитель живёт до тех Учитель живёт до тех пор пока учится: пор пока учится: как только он перестаёт как только он перестаёт учиться, в нём умирает учиться,
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Вопросы по теме: Этапы конструирования занятия Технологическая карта урока. Примеры шаблонов технологических карт. плюсы и минусы традиционного урока.
« ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА – РЕЗУЛЬТАТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ » 27 февраля 2007 г.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Структура современного урока. Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
При проектировании учебного занятия разрабатываются и формулируются: Обучающая цель; Воспитательная цель; Развивающая цель.
Современный урок изобразительного искусства. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Транксрипт:

Доклад на тему: «Современный урок и классно-урочная система » (Актуальность педагогического наследия К.Д. Ушинского) Киреева С.С. учитель начальных классов стаж работы: 33 года.

Качественно новым этапом педагогической мысли в России стало внедрение классно-урочной системы. Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке требований к организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против трафарета, схематизма и шаблона в построении урока. Формализма, который сковывает творческую инициативу учителей.

Типология уроков: К.Д. Ушинский предлагал следующие типы уроков: Признанный и авторитетный специалист по уроку, Ю.А. Конаржевский, предлагает такую типологию уроков: смешанный урок (объяснение и повторение) уроки изучения нового учебного материала урок устных и практических упражнений уроки совершенствования знаний, умений и навыков урок письменных упражнений уроки обобщения и систематизации урок оценки знаний комбинированные уроки уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Необходимыми условиями всякого рационального обучения К.Д.Ушинский считал Необходимыми условиями всякого рационального обучения К.Д.Ушинский считал: 1) класс как основную единицу, основное звено школы; 2) твердый, неменяющийся состав учащихся в классе; 3) строго регламентированные во времени занятия, проводимые по твердому учебному расписанию; 4) фронтальные занятия учителя со всем классом, с учетом специфических особенностей каждого учащегося; 5) сочетание фронтальных форм занятий учащихся с индивидуальными на основе применения учителем методов активного обучения; 6) ведущую роль учителя в ходе урока.

Типология и структура уроков Исходная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения Триединая цель урока Обучающий аспект Воспитывающий аспект Развивающий аспект Учебно-воспитательные задачи урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель - изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Организация начала урока. Проверка домашнего задания Подготовка учащихся к усвоению Изучение нового материала Первичная проверка усвоения знаний Первичное закрепление знаний Контроль и самопроверка знаний Подведение итогов урока Информация о домашнем задании

Урок закрепления знаний. Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Логика процесса закрепления знаний: Актуализация опорных знаний и их коррекция. Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить? Пробное применение знаний Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний. Упражнения с переносом знаний в новые условия.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Цель - усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Логика - процесса комплексного применения ЗУН: Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Усвоение образца комплексного применения ЗУН. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

Урок обобщения и систематизации знаний. Цель - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему. Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы. Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое. Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися) Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Цель - определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков. В процессе учебно- познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях. Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

Комбинированный урок 1. Организационный этап 2. Этап проверки домашнего задания 3. Этап всесторонней проверки знаний 4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала 5. Этап усвоения новых знаний 6. Этап закрепления знаний 7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Познавательный аспект Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма. Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке. Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качество знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого.

Развивающий аспект Один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы. Развивающий аспект складывается из нескольких блоков: Развитие речи. Развитие мышления. Развитие сенсорной сферы (глазомер). Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

Чем отличается структура современного урока от традиционного? Структура Традиционная дидактическая структура основана на логике преподавания: Структура Современная дидактическая структура основана на логике познания: Организационный момент Организационный момент Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания Объяснение нового материала Объяснение нового материала Закрепление Закрепление Актуализация Актуализация 1.Мотивационная 2.содержательная Изучение нового материала Изучение нового материала Применение Применение

Сочетание индивидуальной и групповой формы работы Например, класс условно можно разделить на три группы: слабую, среднюю и сильную. Задание 1 выполняют слабые, 2 - средние,3 - сильные. Учащиеся каждой группы, справившись со своим заданием переходят к следующему. Сильные выполнив свои задания помогают слабым. Тема: Нахождение периметра прямоугольника. 1.Длина прямоугольника 8см, ширина 4 см. Найти периметр прямоугольника. 2.Длина прямоугольника 8 см, а ширина в 2 раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника. 3.Длина прямоугольника 8 см. а ширина 4см. вычисли его периметр и начерти другие прямоугольники с таким же периметром. 4. Прямоугольник, длина которого 8 см, а ширина 4 см, Таня обложила вокруг счетными палочками. Длина каждой палочки 2 см. Сколько таких палочек потребовалось?

Учебный диалог Рассмотрим фрагмент урока по произведению К. Паустовского» Кот- ворюга». Учитель: Прочтите фамилию автора произведения. Можно ли предположить, о чем будет произведение? Ученик: Паустовский много путешествовал, поэтому, может быть, он писал о природе. -можешь ли ты подтвердить свою мысль? -да, ведь рассказ назван «кот-ворюга» -попытайтесь представить себе заголовок в виде вопроса -а откуда кот взялся и почему его прозвали ворюга? -мне кажется, что это кот уличный и он от голода воровал рыбу -а почему его прозвали ворюга, а не воришка? -наверно, он огромный. -Учитель: да, сложно ответить на ваши вопросы -прочитаем первый абзац, может там есть объяснение

Проблемные и частично-поисковые методы работы - попробуй объяснить, как выполнено деление «уголком» 29 :4 и 296:4 Маша: я заметила, что, используя запись уголком, легко записать делимое в виде суммы слагаемых, каждое из которых делится на делитель 296:4=(280+16):4=70+4= :9=( ):9= =427 - догадайся, как рассуждала Маша? Сделай такие же записи для выражений 275:5 2735:5 6568:8 -не вычисляя значений выражений, распредели их на две группы 18144: : : : : :395 -разгадай правило, по которому составлен первый столбик выражений. Составь по этому же правилу выражения для других столбиков и найди их значения 9003:3 4012:4 9006:3 ……. 9012:3 … :3 …….

Учебно-дидактическая игра В игре «Угадай-ка» включены элементы поисковой деятельности, дети сами формулируют правило по данному рисунку, схеме и опорным словам. Составьте по схемам примеры на сложение. + = Вставьте в правило нужные слова: Сумма, изменяется. Не изменяется. От перестановки слагаемых…………

1. Оргмомент (учащиеся делятся на команды) Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Четко, смело говорим И тихонечко сидим. 2. Сообщение темы и целей урока.(выбор капитанов) 3. Актуализация знаний. -какие орфографические задачи научились решать? -к какой части слова относятся все рассматриваемые орфограммы?

4. Работа по теме урока. Кроссворд «Непроверяемые удвоенные согласные». -расскажите историю происхождения какого-либо их этих слов. Игра «Путаница» (каждая команда получает конверт со словами, в которых пропущены орфограммы) Задание: «распутать» слова, т.е. распределить их в 3 столбика: - с непроверяемой безударной гласной - с проверяемой безударной гласной - с парной согласной Конкурс «Согласен или нет» (473 учебника, где дети объясняют принимают они проверку или нет) Повернись на б.чок- бак, св.зать носки- вез….. Конкурс « Ты мне, я тебе» (составить словарный диктант на листочках с пропуском орфограмм, где капитан выступает в роли учителя )

5. Итог - зачем нужно решать орфографические задачи? - все ли орфографические задачи научились решать? Награждение победителей.

Спасибо за внимание!!!