Дорогие ребята! Откройте тетрадки. Запишите дату 7 февраля 2006 года Тема урока Потребители.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Advertisements

Экономика 10 класс. Проверка домашнего задания Дайте определение потребителя в соответствии с ФЗ РФ «О защите прав потребителя» Какие условия необходимы,
Урок обществознания, 11 класс Инёшина Татьяна Михайловна, МОУ СОШ 8 УКМО.
Сущность и виды конкуренции Конкуренция (от лат. Concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие.
ТЕМА 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 4. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
Раздел III: Микроэкономика Тема 4: Индивидуальный и рыночный спрос Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Управление качеством. С. Г. Ахметова
Рынок Конорева Светлана Сергеевна Наша цель – узнать о разновидностях рынка и определить свое место в современных рыночных отношениях.
Раздел III: Микроэкономика Тема 2. Спрос и предложение Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Оценка качества товаров и услуг и защита прав потребителей глазами петербуржцев Экспресс-анализ Санкт-Петербург – декабрь 2009 г.
Спрос и предложение. На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Ограниченность экономических ресурсов.. Зачем знать и изучать экономику ? Экономика – это способ организации деятельности людей, направленной на создание.
Типы товаров Работу выполнила : Петрова Анастасия Ученица 11 « А » класса.
ЧОУ ВО "САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ" СПРОСЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫПОЛНИЛА: ВАНУЙТО АНЖЕЛИКА ГРУППА: ЮИБ 17-3 ПРОВЕРИЛА :
Эластичность спроса. Эластичность это степень чувствительности спроса к различным факторам. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя.
Сферы жизнедеятельности общества. ПолитическаяЭкономическая Социальная Духовная.
Анализ рынка Судья Майкл Меллой Восьмой Окружной Апелляционный Суд США.
Экономические системы Урок экономики. Взаимодействие участников экономики Группы экономических субъектов: Государство в лице правительства и других государственных.
Транксрипт:

Дорогие ребята! Откройте тетрадки. Запишите дату 7 февраля 2006 года Тема урока Потребители

2 Потребители 1.Закон убывающей предельной полезности 2.Суверенитет потребителя Сиденко Анатолий Викторович 2

3 Сиденко Анатолий Викторович 1.Закон убывающей предельной полезности 3 По мере того как человек потребляет какое- либо благо или услугу, соответствующая его потребность насыщается. Представим себе, что молодой африканец житель сельской местности, где все ходят босиком, решил поехать в Россию и поступить в университет. Естественно, для босого человека в таких обстоятельствах приобретение первой пары туфель имеет огромное значение: оно удовлетворяет острую, неотложную потребность.

4 1.Закон убывающей предельной полезности 4 Предположим, что этот африканец успешно поступил в университет и стал получать стипендию от своего правительства. Кроме того, в свободное от учебы время он начал подрабатывать в коммерческой палатке, и у него появились деньги, которые он хотел бы потратить на приобретение еще одной пары обуви.

5 Ясно, что важность или полезность этой второй пары намного меньше, чем первой. Наконец, если наш герой войдет во вкус и купит еще несколько пар ботинок, то полезность для него каждой следующей, дополнительной пары (экономисты называют ее предельной полезностыо) будет все меньше и меньше. Это явление получило название закона убывающей предельной полезности. 5 1.Закон убывающей предельной полезности

6 В один прекрасный день полезность дополнительной пары обуви не превысит полезности отдаваемых за нее денег (т. е. полезности других благ, которые можно купить за те же деньги). Тогда наш потребитель прекратит дальнейшие покупки ботинок. 6 1.Закон убывающей предельной полезности

7 Однако на самом деле все обстоит несколько сложнее. Обувь нужна нашему гостю для удовлетворения различных потребностей. Для простоты остановимся на трех: 1) ходить каждый день в университет (нужны прочные ботинки), 2) надевать вечером на танцы (нужны красивые выходные туфли) и 3) заниматься спортом (кроссовки) 7 1.Закон убывающей предельной полезности

8 При этом учебу он считает самым важным занятием в своей жизни, а на танцы ходит с б Ó льшим удовольствием, чем на спорт- площадку. Тогда полезность первой пары прочных ботинок будет для него выше, чем полезность первой пары выходных туфель, а те, в свою очередь, будут полезней первых кроссовок. 8 1.Закон убывающей предельной полезности

9 Предположим, что наш потребитель оценивает полезность для себя каждой следующей пары обуви (предельную полезность) в некоторых единицах. Тогда мы можем заполнить следующую таблицу: 9 1.Закон убывающей предельной полезности

10 Предельная полезность обуви (в условных единицах) Пары обуви Виды использования Повседневная носка ( прочные ботинки ) Танцы ( выходные туфли ) Спорт ( крос- совки )

11 Если у студента-африканца есть средства только на одну пару обуви, то он приобретет пару прочных ботинок для ежедневной носки. Если же у него появились деньги на какую- либо вторую пару (предположим, что все виды обуви стоят одинаково), он выберет пару выходных туфель полезностью 9, потому что полезность покупки второй пары прочных ботинок (8) и первой пары кроссовок (7) меньше Закон убывающей предельной полезности

12 При покупке третьей пары обуви наш герой, очевидно, предпочтет вторые ботинки для повседневной носки наверное, для того, чтобы первая пара не вышла из строя слишком быстро Закон убывающей предельной полезности

13 Именно предельная полезность вещи определяет ее ценность, то есть значение для нас. Предположим, что еще в Африке друг нашего студента подарил ему три пары прочных ботинок, которые он привез из России и которые ему больше не нужны. В таком случае предельная полезность ботинок у нашего африканца будет равна всего 4 единицам, и поэтому его первыми покупками будут более ценные для него выходные туфли и кроссовки Закон убывающей предельной полезности

14 Важно помнить, что предельная полезность блага полезность его дополнительной единицы зависит от того, сколько единиц этого блага у нас уже есть. Поэтому предельная полезность (а значит, и ценность) приобретаемого нами алмаза оказывается намного выше предельной полезности (ценности) литра питьевой воды в графине, хотя без воды человек не может жить, а без алмазов вполне в состоянии обойтись. Конечно, если мы окажемся в безводной пустыне, соотношение предельных полезностей воды и алмаза будет обратным Закон убывающей предельной полезности

15 У человека могут быть и потребности, не поддающиеся насыщению, например потребность в творчестве (написав несколько хороших романов, писатель, как правило, не успокаивается на достигнутом и не откладывает перо в сторону). Для этих потребностей закон убывающей предельной полезности не действует. Но обычно такого рода потребности не относятся к числу неотложных, и рассмотрение их не входит в предмет экономической науки Закон убывающей предельной полезности

16 Хотя экономика существует в первую очередь ради удовлетворения потребностей, индивидуальный потребитель играет совершенно разную роль в различных экономических системах. В традиционной экономике вопрос о том, что, в каком количестве и как потреблять, определяют обычаи: различия между отдельными потребителями несущественны Суверенитет потребителя

17 В командной экономике самыми важными потребителями выступают фараон, или царь, или король и т. д. и его двор. Они имеют возможность удовлетворять свои прихоти, в то время как большинство их подданных довольствуется лишь самым необходимым Суверенитет потребителя

18 2.Суверенитет потребителя В экономике Советского Союза, казалось бы, было иначе: производство ради производства (тяжелая промышленность) всегда считалось более важным, чем производство потребительских товаров, в первую очередь потому, что оно создавало огромную военную мощь, с которой были вынуждены считаться все страны мира. Однако можно сказать, что это удовлетворяло потребность советского руководства в престиже и власти. Потребителю же полагался очень ограниченный ассортимент продукции в количестве, не удовлетворяющем его потребности.

19 2.Суверенитет потребителя Совершенно иное положение занимает обычный индивидуальный потребитель в рыночной экономике. Все, что в ней производится, должно быть кому-то продано. Деньги потребителей единственный источник дохода производителей, поэтому именно выбор потребителя в конечном счете определяет, что будет произведено и в каком количестве. Экономисты называют такую ситуацию суверенитетом потребителя (суверен старинное название господина, монарха).

20 2.Суверенитет потребителя Однако здесь есть некоторое преувеличение. Во-первых, потребитель может быть «сувереном», только если у него есть свобода выбора, т. е. между производителями существует конкуренция. Единственный производитель или продавец (монополист) сам господствует над потребителем. Во-вторых, потребитель должен владеть всей необходимой информацией. Если «суверен» не знает, что происходит в его государстве, его легко обманут более осведомленные подданные. Так и в экономике. Если потребитель хочет купить туалетное мыло или крем для бритья, он не станет нюхать и пробовать все сорта подряд. Скорее всего, он сделает свой выбор под влиянием красивой упаковки или запоминающейся рекламы в газете или по телевизору, т. е. под влиянием факторов, не имеющих никакого отношения к качеству данного товара.

21 2.Суверенитет потребителя Если потребитель покупает автомобиль или телевизор, он, вероятно, наведет справки у родных и знакомых и посетит несколько специализированных магазинов. Но, не будучи сам автомехаником или радиотехником, он опять-таки не сможет принять решение на основе полной информации.

22 2.Суверенитет потребителя Это дает продавцам возможность до некоторой степени управлять потребностями своих покупателей, что достигается с помощью рекламы, особенно для разных видов товара примерно одинакового качества. Хорошо проведенная рекламная кампания может создать моду на какой-то товар (не только на одежду или обувь, но и на компакт-диски, книги, выставки, места отдыха и т. д.).

23 2.Суверенитет потребителя Тогда потребитель купит товар не потому, что он ему действительно нужен, а потому, что он есть у всех друзей или соседей. (Конечно, необходимо и высокое качество продукта, и хорошо организованное техническое обслуживание, если реклама расхваливает товар откровенно плохого качества, это вряд ли поможет его распродать, а покупатели имеют право подать на продавца в суд за сообщение ложных сведений о качестве товара.)

24 2.Суверенитет потребителя Другие потребители, напротив, покупают товар для того, чтобы «выделиться из массы», подчеркнуть свое особое положение. Например, во всех странах мира большой популярностью пользуются автомобили марки «Мерседес». Их делают в ограниченном количестве и продают по очень высокой цене. Поэтому каждый, кто купил «Мерседес», имеет (со своей точки зрения) основания для тoгo, чтобы смотреть на остальных сверху вниз. (Правда, качество этих автомобилей действительно высокое, но соображения престижа играют едва ли не более важную роль.) Это так называемое «демонстративное потребление» впервые описал американский ученый Торстейн Веблен.

25 2.Суверенитет потребителя Чтобы выровнять соотношение сил (т. е. степень информированности) между продавцами и покупателями, во многих странах существует государственный контроль качества некоторых продуктов. Кроме того, действуют так называемые общества потребителей независимые организации, которые исследуют реальные потребительские свойства различных видов товаров и публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах, а также помогают потребителям судиться с недобросовестными продавцами. В России тоже существуют общества потребителей, а каждая уважающая себя газета и телевизионный канал имеют специальную рубрику, посвященную экспертизе потребительских товаров и ответам на вопросы потребителей.

26 Запишите в дневник домашнее задание Читать с учебника, письменно ответить на вопросы и задания 1-6 на с.48