Российское самодержавие в начале XVIII в. - поиск новой государственной идеи «царство выше священства» (ликвидация патриаршества); законодательство петровского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Государственные реформы Петра I. Вопросы: 1. Что обусловило необходимость преобразований центрального государственного аппарата в России? 2. Вспомните.
Advertisements

Автор презентации: учитель истории МОУ «СОШ п. Петровский Краснопартизанского района Саратовской области Е.Ю. Залыгаева.
Александр II Николаевич император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский Из династии Романовых. Генерал-фельдмаршал. Удостоен.
Внутренняя политика Екатерины II. Тест.. 1. В каком году произошел переворот, в результате которого на российский престол была возведена Екатерина II.
Александр III. Реформы и контрреформы.. Александр III Александрович – император Российской империи в период с 1881 г. по 1894 г.
Выполнила: учитель истории и обществознания Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Липовка Духовницкого района.
Российская империя была многонациональным ( татары, башкиры, чуваши, литовцы) и многоконфессиональным государством ( православие ислам, буддизм, старообрядчество,
Россия в XIX веке гг.- Павел I гг. - Александр I гг.- Николай I гг.- Александр II гг.- Александр III.
Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический.
гг. правление Николая I. Проблемный вопрос: Какой характер носила внутренняя политика Николая I: либеральный или консервативный?
Тема: Россия между реформами и контрреформами (60-70е годы XIX века)
Презентация к уроку по истории (8 класс) по теме: Презентация по теме "Либеральные реформы х гг. XIX века"
Либеральные реформы хх годов XIX века История 8 класс Хромых Александр Станиславович.
1.Начало деятельности М.М. Сперанского. 2. Проект преобразований: замыслы и результаты. 3. Отставка М. М. Сперанского.
Внутренняя политика Николая I. План урока: 1.Личность Николая I. 2.Начало нового царствования. 3.Строгость политического режима - III отделение и цензура.
ЛЕКЦИЯ 10 ТЕМА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XIX ВЕКЕ. 1.Экономическое развитие России в начале XIXв. 2.Социально- экономическая политика.
Выполнили студентки 2 курса ИИГСО,24 ГРУППЫ Сизикова Т.О. Бородаенко И.А. Сидоренко М.А. Выполнили студентки 2 курса ИИГСО,24 ГРУППЫ Сизикова Т.О. Бородаенко.
Развитие парламентаризма в России гг. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бугровская средняя общеобразовательная школа» общеобразовательная.
Внутренняя политика Александра III 1881г. – 1894г. миротворец.
Александр I. Учебник А.А. Данилова. Внутренняя политика Александра І (Негласный комитет) (М.М. Сперанский) Что мы знаем.
Транксрипт:

Российское самодержавие в начале XVIII в. - поиск новой государственной идеи «царство выше священства» (ликвидация патриаршества); законодательство петровского времени - пространные философско-политические трактаты; наиболее полно новые принципы государственной деятельности изложены в «Правде воли монаршей», составленной в 1722 г. Феофаном Прокоповичем. В ней выделены три ключевых тезиса: 1) государство обладает верховной властью; 2) верховная государственная власть повинуется только Богу и не подвластна никаким человеческим нормам, в том числе церковным канонам; 3) судьей в вопросе о том, соответствует ли ее решение воле Божьей, является сама верховная власть.

Становление абсолютизма при Петре I идеология реформ: «Европа нам нужна на сто лет, а потом мы повернемся к ней задом»; концепция человеческой природы государства и идея насильственного прогресса; реформа государственного аппарата – смена «служилой бюрократии» «дворянской бюрократией» ; областная реформа гг. - создание института губернаторов и генерал-губернаторов; реформа местного самоуправления гг. - ; церковные преобразования – создание в 1721 г. Синода, поста обер-прокурора и объявление царя верховным судьей в церковных делах (до 1901 г.); 1714 г. – указ о единонаследии – ограничение права распоряжения имением при передаче его по наследству; военные реформы: 1)ликвидация московских стрельцов в 1713 г., исчезновение городовых стрельцов во второй четверти XVIII в.; 2) начало рекрутских наборов с 1699 г., ведение рекрутской повинности как системы с 1705 г.

Государственные реформы 1699 г. – создание Ближней канцелярии; 1704 г. – трансформация Боярской думы в «консилию министров»; 1711 г. – создание Сената; В гг. произошла постепенная замена 44 приказов 11 коллегиями ; в 1718 г. был принят «Реестр коллегиям», определивших их штатные расписания; порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом коллегий в 1720 г.; на правах коллегии действовали созданный в 1720 г. Главный Магистрат и образованный в 1721 г. Синод; В 1722 г. президенты коллегий были выведены из состава Сената, а при Сенате была введена должность генерал-прокурора, а в коллегиях - прокуроры для гласного надзора за их деятельностью; 1722 г. - «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины» - замена принципа родовитости принципом выслуги; система политического сыска: Преображенский приказ (до 1729 г.); 1717 г. – майорские розыскные канцелярии; 1718 г. – Тайная канцелярия; 1721 г. принятие Петр I титула императора с наименованием «Великий»; 1722 г. - указ о престолонаследии («Правда воли монаршей»), обосновывавший право царя назначать наследника по своему усмотрению.

В основе реформы государственных органов лежали принципы камерализма – учения о бюрократическом управлении, предполагавшем функциональность управления; коллегиальность; четкую регламентацию обязанностей чиновников; специализацию канцелярского труда; единообразие штатов и жалования.

Развитие абсолютизма во второй четверти XVIII в. начало эпохи дворцовых переворотов («деспотизм, ограниченный цареубийством»); особая роль гвардии; создание Верховного совета ( ), которому были подчинены Сенат, потерявший титул «правительствующего» и 3 первые коллегии (военная, адмиралтейская и иностранных дел); 1730 г. - расширение гвардии (Измайловский и Конный полки); создание Кабинета министров ( ) из доверенных лиц: подпись трех кабинет-министров в 1735 г. была уравнена с подписью императрицы; «бироновщина»; 1736 г. - отмена бессрочной службы дворян; 1741 г. – возвращение полноты власти Сенату, хотя одновременно возникла Конференция при высочайшем дворе, ставшая над Сенатом.

Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II: «Власть без народного доверия ничего не значит для того, кто хочет быть любимым и славным» «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии возвещал равенство всех людей перед законом, отвергал практику чрезвычайных судов, ратовал за веротерпимость. Новшеством было стремление поднять статус депутатов Уложенной комиссии, обязанность избирателей снабдить депутатов наказами о нуждах мест и сословий; запущен механизм чередования внутренних реформ с периодами активной внешней политики; 1775 г. – «Учреждение о губерниях» (опора провинциальной администрации на дворянство); 1785 г. - Жалованная грамота городам (попытка создать подобие общественного порядка в европейском его понимании) и Жалованная грамота дворянству (положение дворянства было обусловлено исключительно монаршим указом, а не традицией); реорганизация Тайной канцелярии в Тайную экспедицию Сената.

Реформы Павла I ( ) указ о престолонаследии 1797 г., устанавливавший право первородства при решительном предпочтении лиц мужского пола; реформирование армии; усилена цензура на иностранную литературу; установление пределов эксплуатации помещичьих крестьян; попытки вернуть дворян к служебной этике времен Петра I: урезание «Жалованной грамоты дворянству» и ограничение органов дворянского самоуправления; учреждение банка для помощи нуждающимся дворянам; декларация веротерпимости.

Трансформация политической системы России в первой четверти XIX ст. борьба за расширение имеющейся «островной свободы», существование которой было освящено традицией или санкцией верховной власти; ликвидация Тайной экспедиции Сената; восстановление прерогатив дворянства; баланс властных структур ( ): император, Непременный (постоянный) совет, Негласный комитет («якобинская шайка») и Сенат; 1802 г. – создание министерств, ; «Общее учреждение министерств» (1811) - структура и функции; реформа Сената (1802) - объявлялся верховным органом в империи, которому принадлежала высшая административная, судебная и контрольная власть; 1809 г. - указы о придворных званиях и об экзаменах на чин; 1810 г. - Непременный совет преобразован в Государственный совет, состоявший из общего собрания, 4-х департаментов (законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии) и Государственной канцелярии; переход от абсолютистского и авторитарного либерализма (разрешение на ввоз иностранных книг, восстановление вольных типографий, либеральный цензурный устав 1804 г.) к «аракчеевщине» (создание министерства полиции и отнесение цензуры к его ведению (1810), военные поселения с 1816 г., тайная полиция в армии в 1821 г., запрет масонских лож и тайных организаций в 1822 г.); г. – министерство духовных дел и народного просвещения.

План государственных преобразований - «Введение к Уложению государственных законов» (1809) европеизация российской государственной машины путем введения буржуазных норм и форм; разделение властей (исполнительной, законодательной и судебной) при независимости судов и ответственности исполнительной власти перед законодательной; деление центральных и местных учреждений на 4 уровня: Государственная дума - губернские - окружные и волостные думы; министерства - губернские - окружные и волостные управления; Сенат - губернские, окружные и волостные суды; Государственная дума - представительный орган при императоре; получение низшими слоями гражданских прав без политических; право царя утверждать или отменять решения выборных органов; Государственный совет для подготовки законов, утверждаемых императором.

Характерные черты эпохи Николая I триада «самодержавие, православие, народность» стала отказом от эпохи веротерпимости Александра I: в 1826 г. было закрыто Библейское общество; путь контролируемой модернизации; концепция власти – не служение, а служба (образец – Петр I); с 1842 г. усилилось обратное влияние министерств на Госсовет, который, в свою очередь, утратил контроль над ними; военно-инженерный уклад: идеалом государства служил механизм армии с регламентацией уставов; упорядочение государственного устройства, что выразилось, прежде всего, в создании II Отделения императорской канцелярии, предназначенной для кодификации законов.

Эпоха Великих реформ «оттепель» перед реформами: амнистия декабристам, петрашевцам и участникам польского восстания гг.; свободный выезд за границу; отставка наиболее одиозных сановников Николая I; упразднение бутурлинского комитета (1855) и расширение гласности; ликвидация департамента военных поселений (1859); институт судебных следователей (1860); 1861 г. – создание Совета министров как высшего административного органа империи; «Положение об уездных и губернских земских учреждениях» (1864) и Городовое положение (1970) – формирование всесословного общества; судебные уставы 1864 г. (бессословность судопроизводства, гласность и состязательность процесса, подсудность всего населения империи, независимость судей от администрации, упрощение структуры суда и право судей толковать законы); военные реформы: сокращение численности и перевооружение армии, создание военных округов (1864), реорганизация военного министерства и Главного штаба; военно-судебная реформа (1865), создание железнодорожных войск (1870), реформа военно-учебных заведений (военные и юнкерские училища), повышение престижа военной службы, Устав о воинской повинности 1874 г.; церковные реформы ( ): развитие самоуправления церкви, разрушение сословной замкнутости духовенства, реформа церковных учебных заведений (увеличение числа общеобразовательных предметов)

Усиление репрессивных функций государственных органов со второй половины 1870-х гг г. – изъятие из ведения суда присяжных дел о «явном восстании против властей», создание аппарата полицейских урядников в уездах; 1879 г. – отмена права выпускникам духовных семинарий поступать в вузы, появление временных генерал-губернаторов в Петербурге, Харькове и Одессе, расширение в сторону режима чрезвычайных мер прав московского, киевского и варшавского генерал-губернаторов; февраль-август 1880 г. – образование Верховной распорядительной комиссия (М.Т. Лорис-Меликов);

Контрреформы Александра III усиление консерватизма: Положение о земских участковых начальниках 1889 г. и новое Городовое положение 1890 г., ограничение прав судебных учреждений, печати, университетов, религиозных конфессий и национальных меньшинств; стремление укрепить престиж самодержавия: политика патриотизма и национализма; создание нового образа верховной власти – традиционной и исконно русской; укрепление военно-морского флота; попытки реанимировать концепцию «Самодержавие, Православие, Народность».

Конституционные проекты XVIII-XIX вв. Кондиции верховников, ограничивающие самодержавие в пользу аристократической верхушки; проект создания представительных учреждений (1730) с депутатами от всех сословий кроме крепостных (Д. Голицын); проект умеренно-либеральной «Жалованной грамоты российскому народу» (1801): закрепление основных прав и обязанностей сословий, получение дворянством (а в перспективе всем имущим населением) политических прав; проект Сперанского 1809 г.; 1815 г. – Конституция Польши; 1818 г. - «Устав образования Бессарабской области» проекты «Уставной грамоты Российской империи» гг. Н.Н. Новосильцева и П.А. Вяземского; 1862 г. – проект П.А. Валуева (увенчание земской системы общероссийским органом), конституционные проекты московского губернского дворянского собрания и великого князя Константина; «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова - проект созыва представителей земств для подготовки реформы местного самоуправления и пересмотра условий выкупных платежей.

Формирование «конституционной монархии» в начале ХХ в. Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» (предоставление гражданских свобод и наделение Государственной думы законодательными правами); указ 19 октября 1905 г. о реформировании Совета министров (координировал деятельность министерств); манифестом от 20 февраля 1906 г. «Об изменении учреждения Государственного совета и о пересмотре учреждения Государственной думы» учреждалось новое образование, состоящее из двух равноправных палат - Государственной думы и Государственного совета (из законосовещательного органа при царе превращался в верхнюю законодательную палату, имеющую право вето на решения Думы); 23 апреля 1906 г. – «Основные законы» (Конституция) Российской империи; Сенат, который по традиции именовался «правительствующим», сохранял только функции суда и надзора; становым хребтом всей системы государственного управления было МВД, которому подчинялась все местная администрация; важнейшей функцией МВД была борьба с революционным движением, которой занимался Департамент полиции: Особый отдел департамента осуществлял общее руководство политическим сыском, а непосредственное исполнение было возложено на Отдельный корпус жандармов. Им помогали созданные в 1902 г. охранные отделения.

Особенности политической системы начала ХХ в. действовал закона 1881 г. об исключительном положении, которое распространялось значительную часть территории России; большой удельный вес придворной камарильи: «безобразовская клика» во главе с камергером А.М. Безобразовым; политический вес в закулисном мире великосветских салонов и Яхт-клуба; «зубатовщина» («полицейский социализм»): создание по инициативе начальника Московской «охранки» С.В. Зубатова при покровительстве вел. кн. Сергея Александровича в Москве и ряде других городов подконтрольные рабочие организации; Из «Свода основных государственных законов» устранено определение власти царя как неограниченной, то есть устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть вместе с Думой и Госсоветом. Но титул «самодержавный» сохранялся, а прерогативами царя объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами, объявление войны и заключение мира, объявление исключительного и военного положения, право чеканки монеты, назначение и увольнение министров, помилование осужденных и общая амнистия; параграф 87 разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы от своего имени, которые должны были представляться в Думу в течение 2-х месяцев с начала ее работы (иначе они теряли силу); император имел право распустить Думу, однако с определением срока созыва новой.

Процесс формирования партий в ведущих европейских странах в своей основе протекал органическим путем; занял весьма длительный исторический период, в ходе которого произошел своеобразный естественный отбор среди партий на прочность, популярность и эффективность работы; на Западе партии появились в центре системы, где общественные отношения уже достигли определенного уровня зрелости и лишь затем стали распространяться на ее периферию; «'прорастание» партий происходило «снизу», на соответствующей социальной базе, интересы которой они первоначально выражали и отстаивали; созревание партий шло одновременно с созреванием элементов гражданского общества и правового государства: сначала возникли партии консервативного и либерального типа, а затем - демократической и социалистической ориентации; партии, пройдя естественный отбор, достаточно плавно «врастали» в систему правового государства, выполняя при этом стабилизирующие функции.

Многопартийность начала ХХ ст. (более 150 партий) указ 4 марта 1906 г. «О временных правилах об обществах и союзах» регламентировал деятельность политических партий, деятельность которых была легализована Манифестом 17 октября 1905 г.; российская партийно-политическая система складывалась под мощным воздействием извне; специфическая черта российской многопартийности - ее творцом и главным действующим лицом была интеллигенция, что обусловило высокую степень конфликтности в отношениях между партиями; партии в России стали формироваться со значительным опозданием (примерно на лет), причем сам этот весьма сложный процесс происходил в предельно сжатые сроки; строительство партий шло по вертикали сверху - вниз, что уже предопределяло централизацию; партии в России возникали по принципу «слева направо» - от социалистов к монархистам; первые партии появились не в центре империи, а на ее национальных окраинах (Польша, Финляндия и Армения); многопартийность в России, не имела надежной социальной опоры; деятельность партий находилась вне общественного контроля.

Причины обилия партий в России сложный этноконфессиональный состав населения империи; пестрая сословная структура; экономическая и социокультурная многоукладность страны; острота социальных конфликтов; длительный период отсутствия политической свободы и внезапность перехода к ней; отсутствие законодательной базы для партийного строительства; непропорционально большая роль интеллигенции в общественно-политической жизни страны; низкая политическая культура населения.