Курсовая работа по истории и культуре Санкт-Петербурга Ушакова Татьяна Викторовна РАЗРУШЕННЫЕ ХРАМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Утраченные храмы Петербурга. Храм Спаса на Сенной Возведен в 1765 году на пожертвования купца С. Я. Яковлева. При церкви было духовное училище, благотворительное.
Advertisements

Выполнил ученик 9 « Г » класса Академической гимназии 56 Золотовицкий М. Судьба храмов Петрограда - Ленинграда с 1917 по 1941 год.
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города.
Работу выполняли ученицы 9 «а» класса Мицкевич Юлиана, Симовских Ксения Историко-краеведческий конкурс «Святыня Петербурга», посвященный 300-летию Александро-Невской.
Пока за нас молятся Святые воины нашей Русской земли, не кончится век героев – живых примеров ныне живущим, и тем, кто придёт вслед за нами.
Храмы Санкт - Петербурга Федорова Н.Б. школа 132 Калининского района.
СОБОР КАЗАНСКОЙ БОГОМАТЕРИ. Классицизм ( от лат. classicus образцовый ), стиль и направление в литературе и искусстве, обратившиеся к античному наследию.
Церковь Святой Живоначальной Троицы. Подготовила ученица 7в класса Ермачкова Анна Преподаватель: Кузнецова Валентина Фёдоровна. При поддержке настоятеля.
Екатерининский собор в Кингисеппе (ранее, Ямбурге) первоначально был деревянным и находился рядом с нынешним шоссе, проложенным по валам крепости. После.
В IX веке образовалась Новгородская Русь, и она стала контролировать земли, где позднее расположится Санкт-Петербург. В 1240 году в этом месте произошла.
Собор во имя Святых Апостолов Петра и Павла Собор перестроен в 1719 году из лютеранской кирхи (б. католического собора Девы Марии и св. Олафа) и в 1725.
Работу выполнила: Дегтерева Наталья Ученица 9 «Б» класса Учитель: Евстегнеева О.И.
Презентация составлена Умаргалиевой Дилярой Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комитета по здравоохранению.
ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ. АРКА ГЛАВНОГО ШТАБА Архитектор К. Росси. Арка, соединяющая криволинейные в плане здания, состоит из трех частей. Первая выходит.
Святая Блаженная Ксения Петербургская и храм святого апостола Матфия.
Скуратова Елена. Стрелка Васильевского острова в Санкт - Петербурге – один из главных и красивейших ансамблей Северной столицы. Заложив Петропавловскую.
Санкт-Петербург - г ород, который входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 5 А класс МОУ СОШ 9 им. М.В. Водопьянова Классный руководитель Дружнова О.В.
Престольные праздники на Смоленщине Выполнили ученики 9А класса МБОУ СОШ 27 Волынец Ангелина и Демарёв Альберт.
Транксрипт:

Курсовая работа по истории и культуре Санкт-Петербурга Ушакова Татьяна Викторовна РАЗРУШЕННЫЕ ХРАМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Содержание: Церковь во имя Воскресения Христова и св. Михаила Архангела Церковь во имя Воскресения Христова и св. Михаила Архангела Церковь во имя Воскресения Христова и св. Михаила Архангела Церковь во имя Воскресения Христова и св. Михаила Архангела Церковь во имя св. Дмитрия Солунского Церковь во имя св. Дмитрия Солунского Церковь во имя св. Дмитрия Солунского Церковь во имя св. Дмитрия Солунского Церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" в селении Стеклянного завода Церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" в селении Стеклянного завода Церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" в селении Стеклянного завода Церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" в селении Стеклянного завода Церковь во имя Входа Господня во Иерусалим ("Знаменская") Церковь во имя Входа Господня во Иерусалим ("Знаменская") Церковь во имя Входа Господня во Иерусалим ("Знаменская") Церковь во имя Входа Господня во Иерусалим ("Знаменская") Церковь во имя св. мученика Мирония Лейб- гвардии Егерского полка Церковь во имя св. мученика Мирония Лейб- гвардии Егерского полка Церковь во имя св. мученика Мирония Лейб- гвардии Егерского полка Церковь во имя св. мученика Мирония Лейб- гвардии Егерского полка Сергиевский всей Артиллерии собор Сергиевский всей Артиллерии собор Сергиевский всей Артиллерии собор Сергиевский всей Артиллерии собор Троицкий собор ("Петровский") Троицкий собор ("Петровский") Троицкий собор ("Петровский") Троицкий собор ("Петровский") Церковь во имя св. апостола Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы Церковь во имя св. апостола Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы Церковь во имя св. апостола Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы Церковь во имя св. апостола Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы Церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы Лейб-гвардии Конного полка Церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы Лейб-гвардии Конного полка Церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы Лейб-гвардии Конного полка Церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы Лейб-гвардии Конного полка Собор во имя Введения во храм Богородицы Лейб- гвардии Семеновского полка Собор во имя Введения во храм Богородицы Лейб- гвардии Семеновского полка Собор во имя Введения во храм Богородицы Лейб- гвардии Семеновского полка Собор во имя Введения во храм Богородицы Лейб- гвардии Семеновского полка Церковь во имя св. благоверного князя Александра Невского при Николаевской Военной Академии ("Суворовская") Церковь во имя св. благоверного князя Александра Невского при Николаевской Военной Академии ("Суворовская") Церковь во имя св. благоверного князя Александра Невского при Николаевской Военной Академии ("Суворовская") Церковь во имя св. благоверного князя Александра Невского при Николаевской Военной Академии ("Суворовская") Церковь во имя св. великомученицы Екатерины "Екатерингофская" Церковь во имя св. великомученицы Екатерины "Екатерингофская" Церковь во имя св. великомученицы Екатерины "Екатерингофская" Церковь во имя св. великомученицы Екатерины "Екатерингофская" Покровская церковь в Большой Коломне Покровская церковь в Большой Коломне Покровская церковь в Большой Коломне Покровская церковь в Большой Коломне Церковь во имя Преображения Гоcподня (Спас - Колтовская) Церковь во имя Преображения Гоcподня (Спас - Колтовская) Церковь во имя Преображения Гоcподня (Спас - Колтовская) Церковь во имя Преображения Гоcподня (Спас - Колтовская) Церковь во имя св. Косьмы и Дамиана Лейб - гвардии Саперного батальона Церковь во имя св. Косьмы и Дамиана Лейб - гвардии Саперного батальона Церковь во имя св. Косьмы и Дамиана Лейб - гвардии Саперного батальона Церковь во имя св. Косьмы и Дамиана Лейб - гвардии Саперного батальона Церковь во имя св. праведных Захарии и Елисаветы Кавалергардского полка Церковь во имя св. праведных Захарии и Елисаветы Кавалергардского полка Церковь во имя св. праведных Захарии и Елисаветы Кавалергардского полка Церковь во имя св. праведных Захарии и Елисаветы Кавалергардского полка Церковь во имя Рождества Христова на Песках Церковь во имя Рождества Христова на Песках Церковь во имя Рождества Христова на Песках Церковь во имя Рождества Христова на Песках Церковь во имя св.Бориса и Глеба на Калашниковской набережной Церковь во имя св.Бориса и Глеба на Калашниковской набережной Церковь во имя св.Бориса и Глеба на Калашниковской набережной Церковь во имя св.Бориса и Глеба на Калашниковской набережной

Введение Пресвятая Троица, святые первоверховные Апостолы Петр и Павел, святой апостол Андрей Первозванный, святой благоверный князь Александр Невский- все эти святые являются освященной основой города на берегах Невы. Можно говорить о "нерусскости" Петербурга, но его начало - это закладка и освящение храма, как и было заведено на Руси.Можно говорить о различных негативных явлениях в деятельности Петра Великого, но в душе его все же жили традиции предков.Все по воле Божией совершается, и новому городу надлежало быть Божественным Произволением.Первый кафедральный собор освящается во имя Пресвятой Троицы.Святыми молитвенниками за новое Петрово детище избираются св. апостол Андрей Первозванный, чьи мощи Петр вложил в основание первого городского храма, и св. апостолы Петр и Павел, во имя которых установили церковь в крепости. С 1724 года молитвенным покровителем города становится и св. благоверный князь Александр Невский, после перенесения его святых мощей из города Владимира в молодую столицу. Пресвятая Троица, святые первоверховные Апостолы Петр и Павел, святой апостол Андрей Первозванный, святой благоверный князь Александр Невский- все эти святые являются освященной основой города на берегах Невы. Можно говорить о "нерусскости" Петербурга, но его начало - это закладка и освящение храма, как и было заведено на Руси.Можно говорить о различных негативных явлениях в деятельности Петра Великого, но в душе его все же жили традиции предков.Все по воле Божией совершается, и новому городу надлежало быть Божественным Произволением.Первый кафедральный собор освящается во имя Пресвятой Троицы.Святыми молитвенниками за новое Петрово детище избираются св. апостол Андрей Первозванный, чьи мощи Петр вложил в основание первого городского храма, и св. апостолы Петр и Павел, во имя которых установили церковь в крепости. С 1724 года молитвенным покровителем города становится и св. благоверный князь Александр Невский, после перенесения его святых мощей из города Владимира в молодую столицу. К началу XX века в Петербурге и его ближайших окрестностях было более семисот православных храмов, и каждый петербуржец мог найти именно "свой" храм, исходя из своих духовных потребностей. Когда вглядываешься в старые фотографии, ощущаешь, что вокруг каждого храма существовала своя духовная жизнь, свой микромир: даже мгновенно схваченное изображение наполнено духовной силой.И не верится, что теперь многих храмов нет, а вместо них- станции метро, концертные залы, пустыри... Но, к сожалению, это реальность... К началу XX века в Петербурге и его ближайших окрестностях было более семисот православных храмов, и каждый петербуржец мог найти именно "свой" храм, исходя из своих духовных потребностей. Когда вглядываешься в старые фотографии, ощущаешь, что вокруг каждого храма существовала своя духовная жизнь, свой микромир: даже мгновенно схваченное изображение наполнено духовной силой.И не верится, что теперь многих храмов нет, а вместо них- станции метро, концертные залы, пустыри... Но, к сожалению, это реальность... Предлагаемая, далеко не полная, подборка уникальных изображений уничтоженных петербургских храмов заставляет задуматься о содеянном святотатстве и принести Триипостасному Богу и Его Святым покаянные молитвы. Фотоматериалы данной подборки, составляющие коллекцию фотоархива Института истории материальной культуры, публикуются впервые. Предлагаемая, далеко не полная, подборка уникальных изображений уничтоженных петербургских храмов заставляет задуматься о содеянном святотатстве и принести Триипостасному Богу и Его Святым покаянные молитвы. Фотоматериалы данной подборки, составляющие коллекцию фотоархива Института истории материальной культуры, публикуются впервые.

Церковь во имя св.Бориса и Глеба на Калашниковской набережной Церковь находилась на набережной Невы возле Валаамской часовни (ныне Синопская набережная), где располагались торговые пристани петербургского купечества. Одна из таких пристаней получила название Калашниковской по имени купца- хлеботорговца. На площади возле этой пристани петербургское купечество, бывшее прихожанами надвратной Скорбященской церкви Александро- Невской Лавры, в 1866 году решило выстроить каменный храм в память избавления Александра II от покушения на него Каракозова. Храм был заложен 16 августа 1869 года и предполагался во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости". Но из-за нехватки средств церковь была окончена лишь в 1882 году. Храм, построенный по проекту архитектора М.А.Щурупова, был освящен 24 января 1882 года во имя св.Бориса и Глеба. В нем имелось еще два придела: во имя Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Александра Свирского. Святые Борис и Глеб по преданию явились Александру Невскому перед Невской битвой со шведами 5 июля 1240 года. С Феодоровской иконой связана победа великого князя Василия Ярославовича над костромскими татарами в 1272 году, этой же иконой был благославлен на царство Михаил Федорович. В день памяти св.Александра Свирского - 17 апреля Петром I был заключен Ништадский мир со шведами. Интерьер храма отличался великолепием убранства с некоторым купеческим размахом. В нишах купола были размещены скульптурные изображения двенадцати апостолов. Массивный иконостас в русско- византийском стиле был выполнен по рисункам архитектора С.О.Шестакова. Образа писали известные живописцы Васильев и Пошехонов. При храме существовал приют для малолетних детей. Храм был закрыт в 1934 году и постепенно разрушался, переданный под заводские помещения. В 1975 году он был окончательно разобран. Церковь находилась на набережной Невы возле Валаамской часовни (ныне Синопская набережная), где располагались торговые пристани петербургского купечества. Одна из таких пристаней получила название Калашниковской по имени купца- хлеботорговца. На площади возле этой пристани петербургское купечество, бывшее прихожанами надвратной Скорбященской церкви Александро- Невской Лавры, в 1866 году решило выстроить каменный храм в память избавления Александра II от покушения на него Каракозова. Храм был заложен 16 августа 1869 года и предполагался во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости". Но из-за нехватки средств церковь была окончена лишь в 1882 году. Храм, построенный по проекту архитектора М.А.Щурупова, был освящен 24 января 1882 года во имя св.Бориса и Глеба. В нем имелось еще два придела: во имя Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Александра Свирского. Святые Борис и Глеб по преданию явились Александру Невскому перед Невской битвой со шведами 5 июля 1240 года. С Феодоровской иконой связана победа великого князя Василия Ярославовича над костромскими татарами в 1272 году, этой же иконой был благославлен на царство Михаил Федорович. В день памяти св.Александра Свирского - 17 апреля Петром I был заключен Ништадский мир со шведами. Интерьер храма отличался великолепием убранства с некоторым купеческим размахом. В нишах купола были размещены скульптурные изображения двенадцати апостолов. Массивный иконостас в русско- византийском стиле был выполнен по рисункам архитектора С.О.Шестакова. Образа писали известные живописцы Васильев и Пошехонов. При храме существовал приют для малолетних детей. Храм был закрыт в 1934 году и постепенно разрушался, переданный под заводские помещения. В 1975 году он был окончательно разобран.

Церковь во имя Рождества Христова на Песках Местность, расположенная северо- восточнее от площади Восстания(бывшей Знаменской), которую ныне занимают Советские улицы, ранее именовалась "Песками", а улицы- Рождественскими. К середине XVIII века она была заселена мастеровым и дворовым людом. Тогда для поселенцев была построена деревянная Рождественская церковь, освященная в 1753 году. Каменная церковь по проекту архитектора П.Е. Егорова, в классическом стиле, с двумя колокольнями при входе, была заложена 18 сентября 1798 года в присутствии императора Павла. Кроме главного Рождественского придела в храме были приделы во имя Рождества Богородицы и во имя всех Святых. Живописное убранство храма было выполнено художниками придворного ведомства: Бельским, Антроповым, Даниловым, Густышевым, Щербаковым. Здание церкви неоднократно перестраивалось, расширялось по проекту архитекторов А.И. Шевцова, В.Ф. Небольсина, И.П. Ропета. В 1880 году по рисунку архитектора-археолога Ф.Г. Солнцева был сооружен новый иконостас. В Петербурге этот храм стал особенно известен благодаря деятельности известного проповедника, основателя городской благотворительности священника Александра Гумилевского. Им были учреждены: Приходская воскресная школа для бедных прихожан; хор певчих, состоящий из уличных из уличных мальчиков, которые одержались за счет приходской благотворительности; Община приходских служительниц милосердия; Христорождественское братство с приютом. Летом 1934 года церковь была снесена. Местность, расположенная северо- восточнее от площади Восстания(бывшей Знаменской), которую ныне занимают Советские улицы, ранее именовалась "Песками", а улицы- Рождественскими. К середине XVIII века она была заселена мастеровым и дворовым людом. Тогда для поселенцев была построена деревянная Рождественская церковь, освященная в 1753 году. Каменная церковь по проекту архитектора П.Е. Егорова, в классическом стиле, с двумя колокольнями при входе, была заложена 18 сентября 1798 года в присутствии императора Павла. Кроме главного Рождественского придела в храме были приделы во имя Рождества Богородицы и во имя всех Святых. Живописное убранство храма было выполнено художниками придворного ведомства: Бельским, Антроповым, Даниловым, Густышевым, Щербаковым. Здание церкви неоднократно перестраивалось, расширялось по проекту архитекторов А.И. Шевцова, В.Ф. Небольсина, И.П. Ропета. В 1880 году по рисунку архитектора-археолога Ф.Г. Солнцева был сооружен новый иконостас. В Петербурге этот храм стал особенно известен благодаря деятельности известного проповедника, основателя городской благотворительности священника Александра Гумилевского. Им были учреждены: Приходская воскресная школа для бедных прихожан; хор певчих, состоящий из уличных из уличных мальчиков, которые одержались за счет приходской благотворительности; Община приходских служительниц милосердия; Христорождественское братство с приютом. Летом 1934 года церковь была снесена.

Церковь во имя св. праведных Захарии и Елисаветы Кавалергардского полка Церковь располагалась в Литейной части на Захарьевской улице. Со времен Елизаветы Петровны в этой местности проживали служители придворного ведомства. Для них была построена каменная церковь, которая была освящена в 1756 году в присутствии императрицы. В 1806 году сюда по повелению Павла I был переведен Лейб- гвардии Кавалергардский полк, и церковь стала полковой. Храм несколько раз перестраивался, расширялся, благоукрашался. Наиболее важные переделки были осуществлены в годах к столетнему юбилею полка по проекту архитектора Л.Н. Бенуа. Колокольня заняла свое место во главе западного фасада, главки церкви украсились рельефными орнаментами, иконостас был выполнен в стиле Людовика XV, росписи произведены художником М.В. Нестеровым, церковная утварь изготовлена фирмой Фаберже. При храме имелись две походные церкви. Первая во имя Архангела Михаила, побывала во многих военных походах: под небесным покровительством святого Архистратига кавалергарды одерживали блестящие победы под Аустерлицем, Бородине, Кульме, Фершампенузе. Другая, со скалдным иконостасом во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по приданию, принадлежала царю Иоанну Грозному. Наиболее почитаемыми святынями были: древняя икона Успения Божией Матери, писанная на белом атласе, Смоленская икона Божией Матери, времен Иоанна Грозного, икона Божией Матери "Трех Радостей", бывшая с полком во время Венгерского похода 1848 года. В храме сохранялись военные регалии : полковые штандарты, литавры, георгиевские кресты, медали, которыми были награждены офицеры и нижние чины. В 1935 году храм был закрыт и передан под спортзал, а в 1948 году - снесен. Церковь располагалась в Литейной части на Захарьевской улице. Со времен Елизаветы Петровны в этой местности проживали служители придворного ведомства. Для них была построена каменная церковь, которая была освящена в 1756 году в присутствии императрицы. В 1806 году сюда по повелению Павла I был переведен Лейб- гвардии Кавалергардский полк, и церковь стала полковой. Храм несколько раз перестраивался, расширялся, благоукрашался. Наиболее важные переделки были осуществлены в годах к столетнему юбилею полка по проекту архитектора Л.Н. Бенуа. Колокольня заняла свое место во главе западного фасада, главки церкви украсились рельефными орнаментами, иконостас был выполнен в стиле Людовика XV, росписи произведены художником М.В. Нестеровым, церковная утварь изготовлена фирмой Фаберже. При храме имелись две походные церкви. Первая во имя Архангела Михаила, побывала во многих военных походах: под небесным покровительством святого Архистратига кавалергарды одерживали блестящие победы под Аустерлицем, Бородине, Кульме, Фершампенузе. Другая, со скалдным иконостасом во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по приданию, принадлежала царю Иоанну Грозному. Наиболее почитаемыми святынями были: древняя икона Успения Божией Матери, писанная на белом атласе, Смоленская икона Божией Матери, времен Иоанна Грозного, икона Божией Матери "Трех Радостей", бывшая с полком во время Венгерского похода 1848 года. В храме сохранялись военные регалии : полковые штандарты, литавры, георгиевские кресты, медали, которыми были награждены офицеры и нижние чины. В 1935 году храм был закрыт и передан под спортзал, а в 1948 году - снесен.

Церковь во имя св. Косьмы и Дамиана Лейб - гвардии Саперного батальона История церкви, находившейся на Кирочной улице в том месте, где теперь станция метро "Чернышевская", началась с 1728 года. Тогда в Пушкарской слободе при артиллерийском госпитале был отведен покой, где полевой священник Даниил Яковлев совершал службы. В 1760 году была выстроена деревянная церковь на площади посреди госпитального двора. С закрытием госпиталя, церковь передали расквартированному здесь Саперному батальону. Каменный храм в византийском стиле был сооружен в годах по проекту архитектора М.Е. Месмахера и освящен 14 апреля года протопресвитером Василием Бажановым. Особой святыней храма являлся образ святых Косьмы и Дамиана, некогда пожертвованный императрицей Елизаветой. В храме хранились знамена и были установлены памятные доски с именами погибших офицеров. В конце х годах на этом месте понадобилось соорудить станцию метро, и поэтому храм был разобран. История церкви, находившейся на Кирочной улице в том месте, где теперь станция метро "Чернышевская", началась с 1728 года. Тогда в Пушкарской слободе при артиллерийском госпитале был отведен покой, где полевой священник Даниил Яковлев совершал службы. В 1760 году была выстроена деревянная церковь на площади посреди госпитального двора. С закрытием госпиталя, церковь передали расквартированному здесь Саперному батальону. Каменный храм в византийском стиле был сооружен в годах по проекту архитектора М.Е. Месмахера и освящен 14 апреля года протопресвитером Василием Бажановым. Особой святыней храма являлся образ святых Косьмы и Дамиана, некогда пожертвованный императрицей Елизаветой. В храме хранились знамена и были установлены памятные доски с именами погибших офицеров. В конце х годах на этом месте понадобилось соорудить станцию метро, и поэтому храм был разобран.

Церковь во имя Преображения Гоcподня (Спас-Колтовская) Местность под названием "Колтовская" располагалась в северо-западной части Петербургской стороны между речкой Ждановкой и Малой Невкой. Свое название она получила по имени начальника "Невского" полка, кввартировавшего на этом пустынном полуострове, Котловского. В этом полку еще с 1721 года находилась полотняная походная церковь. В 1728 году вместо походной была сооружена деревянная церковь, которая была перестроена в 1761 оду по типу Троицкого петровского собора, находившегося напротив Петропавловской крепости. В июне 1862 года состоялась закладка каменного храма по проекту архитектора А.Т. Жуковского. Его постройка осуществлялась по инициативе известного петербургского протоиерея Иоакима Кочетова на добровольные пожертвования купцов Андриянова, Жданова, статского советника Яковлева, при участии епархиального архитектора Г.И. Карпова и гражданского инженера Р.Б. Бернгарда. 5 ноября 1872 года в нижнем этаже храм был освящен престол во имя св. Дмитрия Ростовского, а 24 июня 1874 года митрополитом Санкт- Петербургским и Новгородским Исидором в верхнем этаже - престол во имя Преображения Господня. В храме находилась чтимая икона "Иисус Христос словом укрощает бурю на море", написанная в память спасения от наводнения 7 ноября 1824 года, и ежегодно совершалось особое составленное молебное пение "на случай наводнения", привлекавшее большое число богомольцев. Близ храма было расположено "тайное" кладбище, где хоронили умученных в х годах в "Тайной Канцелярии"; известные причту имена невинно убиенных исправно поминались за богослужением. 27 февраля 1923 г. храм был закрыт, а в ноябре того же года снесен. Местность под названием "Колтовская" располагалась в северо-западной части Петербургской стороны между речкой Ждановкой и Малой Невкой. Свое название она получила по имени начальника "Невского" полка, кввартировавшего на этом пустынном полуострове, Котловского. В этом полку еще с 1721 года находилась полотняная походная церковь. В 1728 году вместо походной была сооружена деревянная церковь, которая была перестроена в 1761 оду по типу Троицкого петровского собора, находившегося напротив Петропавловской крепости. В июне 1862 года состоялась закладка каменного храма по проекту архитектора А.Т. Жуковского. Его постройка осуществлялась по инициативе известного петербургского протоиерея Иоакима Кочетова на добровольные пожертвования купцов Андриянова, Жданова, статского советника Яковлева, при участии епархиального архитектора Г.И. Карпова и гражданского инженера Р.Б. Бернгарда. 5 ноября 1872 года в нижнем этаже храм был освящен престол во имя св. Дмитрия Ростовского, а 24 июня 1874 года митрополитом Санкт- Петербургским и Новгородским Исидором в верхнем этаже - престол во имя Преображения Господня. В храме находилась чтимая икона "Иисус Христос словом укрощает бурю на море", написанная в память спасения от наводнения 7 ноября 1824 года, и ежегодно совершалось особое составленное молебное пение "на случай наводнения", привлекавшее большое число богомольцев. Близ храма было расположено "тайное" кладбище, где хоронили умученных в х годах в "Тайной Канцелярии"; известные причту имена невинно убиенных исправно поминались за богослужением. 27 февраля 1923 г. храм был закрыт, а в ноябре того же года снесен.

Покровская церковь в Большой Коломне Распологавшийся на Покровской площади (ныне пл. Тургенева), при пересечении Садовой улицы и Английского проспекта, храм был построен на добровольные пожертвования различных чиновных лиц, проживавших в этой местности, именовавшейся Большая Коломна. Его закладка состоялась 25 июня 1798г., а освящение 30 сентября 1812 года. Храм строился по чертежам известного петербургского зодчего Старова архитектором В.П. Петровым, зятем Старова. По проекту Петрова в нем был сооружен один из красивейших ампирных иконостасов. В храме было три престола: главный- во имя Покрова Пресвятой Богородицы, северный - во имя святой первопрестольной Марии Магдалины, южный - во имя собора Иоанна Предтечи. В гг. по проекту архитектора В.П. Стасова храм был обнесен железной оградой с двумя часовнями. В 1899 г. по проекту гражданского инженера С.П. Кондратьева были сооружены еще два придела, где находились копии с картины "Явление Христа народу" А.И. Иванова и с фрески "Страшный суд" В.М. Васнецова. Главной святыней в церкви был чудотворный образ Святителя Николая. Эту икону написал один из священников церкви, получивший исцеление от тяжкой болезни по молитвам Чудотворца. При храме с успехом действовало "Приходское общество воспоможения бедным". В одной из своих поэм Пушкин, в молодости бывший прихожанином церкви, посвятил ей несколько трогательных строк:"...Люблю летать, заснувши наяву, В Коломну, к Покрову - и в воскресенье Там слушать русское богослужение". В 1923 г. церковь была закрыта, а в 1934 г. снесена по традиции, как "мешавшая трамвайному движению". Распологавшийся на Покровской площади (ныне пл. Тургенева), при пересечении Садовой улицы и Английского проспекта, храм был построен на добровольные пожертвования различных чиновных лиц, проживавших в этой местности, именовавшейся Большая Коломна. Его закладка состоялась 25 июня 1798г., а освящение 30 сентября 1812 года. Храм строился по чертежам известного петербургского зодчего Старова архитектором В.П. Петровым, зятем Старова. По проекту Петрова в нем был сооружен один из красивейших ампирных иконостасов. В храме было три престола: главный- во имя Покрова Пресвятой Богородицы, северный - во имя святой первопрестольной Марии Магдалины, южный - во имя собора Иоанна Предтечи. В гг. по проекту архитектора В.П. Стасова храм был обнесен железной оградой с двумя часовнями. В 1899 г. по проекту гражданского инженера С.П. Кондратьева были сооружены еще два придела, где находились копии с картины "Явление Христа народу" А.И. Иванова и с фрески "Страшный суд" В.М. Васнецова. Главной святыней в церкви был чудотворный образ Святителя Николая. Эту икону написал один из священников церкви, получивший исцеление от тяжкой болезни по молитвам Чудотворца. При храме с успехом действовало "Приходское общество воспоможения бедным". В одной из своих поэм Пушкин, в молодости бывший прихожанином церкви, посвятил ей несколько трогательных строк:"...Люблю летать, заснувши наяву, В Коломну, к Покрову - и в воскресенье Там слушать русское богослужение". В 1923 г. церковь была закрыта, а в 1934 г. снесена по традиции, как "мешавшая трамвайному движению".

Церковь во имя св. великомученицы Екатерины "Екатерингофская" Церковь, находившаяся на углу Рижского и Старо- Петергофского проспектов, относилась к числу памятных хармов, связанных с деяниями Петра Великого. В этом месте, где Фонтанка сливается с Невой, некогда существовала финская деревня Кальюля, названная по-русски "Калинкиной". Неподалеку от нее 6 мая 1703 года Петр одержал победу над шведами, в честь чего построил деревянный дворец, который подарил своей супруге Екатерине. Ближайшая местность получила название Екатерингоф. В 1707 г. была построена и первая деревянная Екатерининская церковь, где по преданию происходило венчание Петра и Екатерины. В 1721 г. рядом с дворцом было выстроено здание казенной мануфактуры, где была устроена одноименная церковь, а деревянную разобрали. В 1781 г. по повелению Екатерины II здание мануфактуры было обращено в "Калинкинскую больницу" для лечения "секретных болезней", а Екатерининский деревянный храм был вновь выстроен поблизости в 1784 году. Каменный храм по проекту архитектора К.А. Тона был заложен в 1831 году. Этот проект, выполненый в русско- византийском стиле, император Николай I признал образцовым для церковного зодчества. Главный Екатериненский престол был освящен в ноябре 1837 г. епискпом Гдовским Венедиктом. Кроме него в храме были приделы во имя св. Николая и св. Царицы Александры. Иконы для храма писал новгородский живописец Чистяков; здесь находились копии с работ Рафаэля, Рембрандта, Бруни, и старинные образа прежних Екатерининских храмов. Приход занимался благотворительной деятельностью, при храме было открыто Общество воспомоществования бедным и приют для престарелых. Здание церкви вместе с реликвиями Петровского времени было уничтожено в 1929 г. Ныне на этом месте находится кинотеатр "Москва". Церковь, находившаяся на углу Рижского и Старо- Петергофского проспектов, относилась к числу памятных хармов, связанных с деяниями Петра Великого. В этом месте, где Фонтанка сливается с Невой, некогда существовала финская деревня Кальюля, названная по-русски "Калинкиной". Неподалеку от нее 6 мая 1703 года Петр одержал победу над шведами, в честь чего построил деревянный дворец, который подарил своей супруге Екатерине. Ближайшая местность получила название Екатерингоф. В 1707 г. была построена и первая деревянная Екатерининская церковь, где по преданию происходило венчание Петра и Екатерины. В 1721 г. рядом с дворцом было выстроено здание казенной мануфактуры, где была устроена одноименная церковь, а деревянную разобрали. В 1781 г. по повелению Екатерины II здание мануфактуры было обращено в "Калинкинскую больницу" для лечения "секретных болезней", а Екатерининский деревянный храм был вновь выстроен поблизости в 1784 году. Каменный храм по проекту архитектора К.А. Тона был заложен в 1831 году. Этот проект, выполненый в русско- византийском стиле, император Николай I признал образцовым для церковного зодчества. Главный Екатериненский престол был освящен в ноябре 1837 г. епискпом Гдовским Венедиктом. Кроме него в храме были приделы во имя св. Николая и св. Царицы Александры. Иконы для храма писал новгородский живописец Чистяков; здесь находились копии с работ Рафаэля, Рембрандта, Бруни, и старинные образа прежних Екатерининских храмов. Приход занимался благотворительной деятельностью, при храме было открыто Общество воспомоществования бедным и приют для престарелых. Здание церкви вместе с реликвиями Петровского времени было уничтожено в 1929 г. Ныне на этом месте находится кинотеатр "Москва".

Церковь во имя св. благоверного князя Александра Невского при Николаевской Военной Академии ("Суворовская") История деревянного храма, находившегося на углу Кирочной и Таврической улиц, связана с именем велмкого полководца Александра Васильевича Суворова. Первоначально церковь находилась в его родовом имении, селе Кончанском в Новгородской губернии и была построена в гг. Ее рисунок, по преданию, был начертан самим Суворовым. Храм был сооружен из бревен, а снаружи обшит тесом. Над входом полководец поместил надпись:" Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой и поклоняюся ко храму Святому Твоему в страсе Твоем". Бывая в своем имении, Суовров посещал в церкви ежедневные службы, пел и читал на клиросе. В Петербург церковь была перенесена в 1900 г. к столетию со дня смерти полководца. В церкви бережно были сохранены вещи, связанные с памятью Суворова: около амвона на аналоях помещались Апостол, который читал за богослужением, и образ Спаса Нерукотворного с венчиком, куда был вделан брилиантовый перстень, подаренный Екатериной II. Этот образ побывал во всех походах полководца. Кроме того, в храме находилась семейная реликвия - икона Святых Адриана и Наталии - подарок Екатерины II ко дню браковенчания дочери Суворова Наталии с графом Зубовым. Возле храма был установлен бюст полководца работы Н.И. Рукавишникова. В 1904 г. рядом с церквью было выстроено по проекту архитекторов А.И. фон Гогена и Г.Д. Гримма здание, предназначенное для музея Суворова. В 1920-х г. церковь была закрыта, в 1930 г. снесена, а здание музея сохранилось до наших дней. История деревянного храма, находившегося на углу Кирочной и Таврической улиц, связана с именем велмкого полководца Александра Васильевича Суворова. Первоначально церковь находилась в его родовом имении, селе Кончанском в Новгородской губернии и была построена в гг. Ее рисунок, по преданию, был начертан самим Суворовым. Храм был сооружен из бревен, а снаружи обшит тесом. Над входом полководец поместил надпись:" Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой и поклоняюся ко храму Святому Твоему в страсе Твоем". Бывая в своем имении, Суовров посещал в церкви ежедневные службы, пел и читал на клиросе. В Петербург церковь была перенесена в 1900 г. к столетию со дня смерти полководца. В церкви бережно были сохранены вещи, связанные с памятью Суворова: около амвона на аналоях помещались Апостол, который читал за богослужением, и образ Спаса Нерукотворного с венчиком, куда был вделан брилиантовый перстень, подаренный Екатериной II. Этот образ побывал во всех походах полководца. Кроме того, в храме находилась семейная реликвия - икона Святых Адриана и Наталии - подарок Екатерины II ко дню браковенчания дочери Суворова Наталии с графом Зубовым. Возле храма был установлен бюст полководца работы Н.И. Рукавишникова. В 1904 г. рядом с церквью было выстроено по проекту архитекторов А.И. фон Гогена и Г.Д. Гримма здание, предназначенное для музея Суворова. В 1920-х г. церковь была закрыта, в 1930 г. снесена, а здание музея сохранилось до наших дней.

Собор во имя Введения во храм Богородицы Лейб- гвардии Семеновского полка Величественный собор, напоминавший храм Христа Спасителя в Москве, находился на Загородном проспекте, напротив Царскосельского (ныне Витебского) вокзала. Когда в 1718 г. Семеновский государев полк был расквартирован в Петербурге, богослужения совершались в походной церкви. Затем на углу Загородного проспекта и Можайской улицы в 1748 г. был построен деревянный Введенский храм. В гг. напротив деревянной церкви был возведен великолепный каменный храм в русско - византийском стиле по проекту архитектора К.А. Тона и под личным наблюдением министра Императорского дворца князя П.М. Волконского. В храме было три придела: главный- Введенский, южный- во имя св. Александра Невского, северный- св. праведных Захарии и Елисаветы. Живописное убранство собора отличается особой изысканостью. Главный запрестольный образ "Снятие с Креста", копия с картины Даниила де Вальтера работы Гобель- Цеттеля, был передан из Эрмитажа. В другом приделе находился запридельный образ "Рождество Христово", копия с известной "Ночи" Корреджо, тканый на Императорской шпалерной фабрике. Другие живописные работы были выполнены известными академиками- живописцами: Т.А. Неффом, Ф.П. Брюлло, В.К. Шебуевым, П.В. Басиным, В.К. Сазоновым. В соборе бережно сохранялись иконы Спаса Нерукотворного и Знамения Божия Матери, бывшие в походной церкви Петра I во время Полтавского сражения. Кроме того, в соборе были установлен мраморные доски с именами офицеров, павших во время военных кампаний. Здесь же был похоронен светлейший князь П.М. Волконский, место его склепа украшала мраморная гробница. В 1932 г. собор был закрыт, а в следующем - снесен. Величественный собор, напоминавший храм Христа Спасителя в Москве, находился на Загородном проспекте, напротив Царскосельского (ныне Витебского) вокзала. Когда в 1718 г. Семеновский государев полк был расквартирован в Петербурге, богослужения совершались в походной церкви. Затем на углу Загородного проспекта и Можайской улицы в 1748 г. был построен деревянный Введенский храм. В гг. напротив деревянной церкви был возведен великолепный каменный храм в русско - византийском стиле по проекту архитектора К.А. Тона и под личным наблюдением министра Императорского дворца князя П.М. Волконского. В храме было три придела: главный- Введенский, южный- во имя св. Александра Невского, северный- св. праведных Захарии и Елисаветы. Живописное убранство собора отличается особой изысканостью. Главный запрестольный образ "Снятие с Креста", копия с картины Даниила де Вальтера работы Гобель- Цеттеля, был передан из Эрмитажа. В другом приделе находился запридельный образ "Рождество Христово", копия с известной "Ночи" Корреджо, тканый на Императорской шпалерной фабрике. Другие живописные работы были выполнены известными академиками- живописцами: Т.А. Неффом, Ф.П. Брюлло, В.К. Шебуевым, П.В. Басиным, В.К. Сазоновым. В соборе бережно сохранялись иконы Спаса Нерукотворного и Знамения Божия Матери, бывшие в походной церкви Петра I во время Полтавского сражения. Кроме того, в соборе были установлен мраморные доски с именами офицеров, павших во время военных кампаний. Здесь же был похоронен светлейший князь П.М. Волконский, место его склепа украшала мраморная гробница. В 1932 г. собор был закрыт, а в следующем - снесен.

Церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы Лейб-гвардии Конного полка Один из красивейших петербургских храмов был расположен в центре Благовещенской площади (ныне площадь Труда), близ полковых казарм Лейб- гвардии Конного полка. Основанный императрицей Анной Ионановной в 1733 году, этот полк долгое время размещался в разных частях города. Где бы ни распологался полк, при нем всегда находилась церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы. Каменный храм по проекту архитектора К.А. Тона был заложен в июле 1844 года митрополитом Санкт-Петербургским Антонием, а освящен 20 марта 1849 года главным священником армии и флота Василием Кутневичем в высочайшем присутствии. В храме было три придела: главный- Благовещенский; северный- во имя св. Анны Пророчицы, в память об основательнице полка императрице Анне Иоановне, там находился чтимый образ св.Анны; южный- во имя св. Николая Чудотворца. Как все "тоновские" храмы он был украшен торжественной живописью выдающихся русских художников, среди которых были Ф.А.Бруни и В.К.Шебуев. К особым святыням храма относился напрестольный крест с 25-ю частицами мощей Святых Угодников, устроенный в 1701 году усердием великой княгини Марфы Матвеевны, второй супруги царя Федора Алексеевича. Две Иерусалимские святыни были пожертвованы в 1872 году великим князем Николаем Николаевичем Старшим: образ Благовещения и камень от колодца, из которого Пресвятая Дева брала воду. В храме сохранялись различные боевые штандарты. Церковь была снесена в 1929 году как "мешавшая трамвайному движению", хотя трамвайные рельсы, проложенные по площади еще в начале XX века, огибали церковь, и она реально никак не препятствовала движению трамваев. Один из красивейших петербургских храмов был расположен в центре Благовещенской площади (ныне площадь Труда), близ полковых казарм Лейб- гвардии Конного полка. Основанный императрицей Анной Ионановной в 1733 году, этот полк долгое время размещался в разных частях города. Где бы ни распологался полк, при нем всегда находилась церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы. Каменный храм по проекту архитектора К.А. Тона был заложен в июле 1844 года митрополитом Санкт-Петербургским Антонием, а освящен 20 марта 1849 года главным священником армии и флота Василием Кутневичем в высочайшем присутствии. В храме было три придела: главный- Благовещенский; северный- во имя св. Анны Пророчицы, в память об основательнице полка императрице Анне Иоановне, там находился чтимый образ св.Анны; южный- во имя св. Николая Чудотворца. Как все "тоновские" храмы он был украшен торжественной живописью выдающихся русских художников, среди которых были Ф.А.Бруни и В.К.Шебуев. К особым святыням храма относился напрестольный крест с 25-ю частицами мощей Святых Угодников, устроенный в 1701 году усердием великой княгини Марфы Матвеевны, второй супруги царя Федора Алексеевича. Две Иерусалимские святыни были пожертвованы в 1872 году великим князем Николаем Николаевичем Старшим: образ Благовещения и камень от колодца, из которого Пресвятая Дева брала воду. В храме сохранялись различные боевые штандарты. Церковь была снесена в 1929 году как "мешавшая трамвайному движению", хотя трамвайные рельсы, проложенные по площади еще в начале XX века, огибали церковь, и она реально никак не препятствовала движению трамваев.

Церковь во имя св. апостола Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы История этого петербургского храма, находившегося неподалеку от Сытного рынка, восходит ко времени основания города. Первоначально деревянная церковь была сооружена в 1703 году в Петропавловской крепости и просуществовала там до 1719 года, когда была перенесена в солдатские слободы и освящена во имя св. апостола Матфия в присутствии Петра Великого в 1720 году в память взятия города Нарвы. Чин освящения совершил митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский. В той же церкви государь присутствовал при совершении торжественного молебна по случаю победы над шведами. С 1738 года при церкви существовало кладбище. В 1754 году подле храма была построена деревянная Покровская церковь. В 1800 году она по ветхости была разобрана, в том же году по проекту архитектора Л.И.Миллера был выстроен пятиглавый каменный храм, напоминающий Андреевский собор на Васильевском острове, который был освящен 1 октября 1800 года. В храме было три придела: центральный- Покровский, св. апостола Матфея и св. Сергия Радонежского. Главной достопримечательностью храма являлся перенесенный из разобранной в 1806 году Матфиевской церкви старинный петровский иконостас, установленный в Матфиевском приделе. В нем находился образ св. Александра Невского, современный перенесению его мощей в 1724 году в Петербург. Впоследствии иконостас обновился иконами, писанными А.П.Лосенко и В.Л.Боровиковским. В годах архитектором Г.И.Карповым к храму была пристроена колокольня. Несмотря на его историко- художесвенную ценность, храм закрыли 25 июля 1932 года и том же году снесли. История этого петербургского храма, находившегося неподалеку от Сытного рынка, восходит ко времени основания города. Первоначально деревянная церковь была сооружена в 1703 году в Петропавловской крепости и просуществовала там до 1719 года, когда была перенесена в солдатские слободы и освящена во имя св. апостола Матфия в присутствии Петра Великого в 1720 году в память взятия города Нарвы. Чин освящения совершил митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский. В той же церкви государь присутствовал при совершении торжественного молебна по случаю победы над шведами. С 1738 года при церкви существовало кладбище. В 1754 году подле храма была построена деревянная Покровская церковь. В 1800 году она по ветхости была разобрана, в том же году по проекту архитектора Л.И.Миллера был выстроен пятиглавый каменный храм, напоминающий Андреевский собор на Васильевском острове, который был освящен 1 октября 1800 года. В храме было три придела: центральный- Покровский, св. апостола Матфея и св. Сергия Радонежского. Главной достопримечательностью храма являлся перенесенный из разобранной в 1806 году Матфиевской церкви старинный петровский иконостас, установленный в Матфиевском приделе. В нем находился образ св. Александра Невского, современный перенесению его мощей в 1724 году в Петербург. Впоследствии иконостас обновился иконами, писанными А.П.Лосенко и В.Л.Боровиковским. В годах архитектором Г.И.Карповым к храму была пристроена колокольня. Несмотря на его историко- художесвенную ценность, храм закрыли 25 июля 1932 года и том же году снесли.

Троицкий собор ("Петровский") Деревянный Троицкий собор, заложенный через четыре месяца после основания столицы, находился на Троицкой площади Петербургской стороны. Он стал первым столичным кафедральным собором, где совершались "викториальные" богослужения в присутствии Петра I. Иногда Петр читал Апостол и пел на клиросе. С петровского времени в соборе находились шведское медное паникадило, взятое в 1713 году в Абове, костяное паникадило работы Петра, произведение его же рук- высеченный на мраморе образ Благовещения, предметы церковной утвари старинной московской работы. В 1722 году в Троицком соборе Петр Великий был провазглашен императором. Здесь же происходило отпевание умученного царевича Алексея. При императрице Елизавете собор был разобран, выстроен вновь и освящен в ее присутствии в 1746 году, однако в 1750 году он сгорел и был вновь сооружен лишь в 1756 году по проекту архитектора С.А.Волкова. В соборе находились чтимые петербургские святыни: образ св. апостола Андрея Первозванного с частицей мощей, образ преподобного Нила Столбенского с частицей мощей, крест пальмового дерева с резными изображениями событий из Священной Истории- дар молдавского господаря Антиоха Кантемира. Неименным собор оставался до 1913 года, когда вновь был поврежден пожаром. Предполагалось на его месте выстроить новый величественный храм по проекту архитектора А.П.Аплаксина, но специальной комиссией было принято решение восстанавливать облик собора, построенного в 1756 году. Реставрационные работы начались в 1923 году под руководством архитектора И.Е.Катонина и успешно завершились в 1928 году, после чего, в октябре 1933 года собор был снесен до основания. Деревянный Троицкий собор, заложенный через четыре месяца после основания столицы, находился на Троицкой площади Петербургской стороны. Он стал первым столичным кафедральным собором, где совершались "викториальные" богослужения в присутствии Петра I. Иногда Петр читал Апостол и пел на клиросе. С петровского времени в соборе находились шведское медное паникадило, взятое в 1713 году в Абове, костяное паникадило работы Петра, произведение его же рук- высеченный на мраморе образ Благовещения, предметы церковной утвари старинной московской работы. В 1722 году в Троицком соборе Петр Великий был провазглашен императором. Здесь же происходило отпевание умученного царевича Алексея. При императрице Елизавете собор был разобран, выстроен вновь и освящен в ее присутствии в 1746 году, однако в 1750 году он сгорел и был вновь сооружен лишь в 1756 году по проекту архитектора С.А.Волкова. В соборе находились чтимые петербургские святыни: образ св. апостола Андрея Первозванного с частицей мощей, образ преподобного Нила Столбенского с частицей мощей, крест пальмового дерева с резными изображениями событий из Священной Истории- дар молдавского господаря Антиоха Кантемира. Неименным собор оставался до 1913 года, когда вновь был поврежден пожаром. Предполагалось на его месте выстроить новый величественный храм по проекту архитектора А.П.Аплаксина, но специальной комиссией было принято решение восстанавливать облик собора, построенного в 1756 году. Реставрационные работы начались в 1923 году под руководством архитектора И.Е.Катонина и успешно завершились в 1928 году, после чего, в октябре 1933 года собор был снесен до основания.

Сергиевский всей Артиллерии собор Располагался на углу Сергиевской улицы (ныне ул. Чайковского) и Литейного проспекта, там, где сейчас находится административное здание ГУВД Санкт- Петербурга (известное под названием "Большой Дом"). В этой части Литейного проспекта с петровских времен находился Литейный двор, артиллерийский арсенал, жили пушкари, "артиллеристы". Их приходской храм во имя св. Сеогия Радонежского строился и перестраивался несколько раз. Первый деревянный однокупольный храм со шпилем был построен в 1731 году, но в 1738 году он сгорел. В следующем году по проекту архитектора И.Шумахера отстроил новый. В 1743 году императрица В следующем году по проекту архитектора И.Шумахера отстроил новый. В 1743 году императрица Елизавета повелела для артиллеристов возвести каменный храм. Построенный по проекту того же архитектора храм был освящен в 1746 году. Иконы для него писал грек Георгий. Через 50 лет его разобрали и построили более вместительный по проекту архитектора Ф.И.Демерцова. Главный Сергиевский придел был освящен 5 июля 1800 года митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Амвросием. Кроме него в храме располагались приделы во имя св. Архангела Михаила и святителя 1835 года по повелению императора Николая I- "Собором Всей гвардейской артиллерии". В нем находились чтимые иконы: Тихвинской Божией Матери, преподобного Сергия Радонежского, святителя Николая Чудотворца. В ризнице хранилисьe уникальные облачения, сшитые из мундиров Екатерины II, в которых она принимала военные парады. В ведении собора состоял "Сергиевский приют для призрения бедных детей", основанный по инициативе княгини Е.Э.Трубецкой. 31 мая 1932 года собор был закрыт, затем разобран, стены частично использовались для строительства здания ОГУП-НКВД Располагался на углу Сергиевской улицы (ныне ул. Чайковского) и Литейного проспекта, там, где сейчас находится административное здание ГУВД Санкт- Петербурга (известное под названием "Большой Дом"). В этой части Литейного проспекта с петровских времен находился Литейный двор, артиллерийский арсенал, жили пушкари, "артиллеристы". Их приходской храм во имя св. Сеогия Радонежского строился и перестраивался несколько раз. Первый деревянный однокупольный храм со шпилем был построен в 1731 году, но в 1738 году он сгорел. В следующем году по проекту архитектора И.Шумахера отстроил новый. В 1743 году императрица В следующем году по проекту архитектора И.Шумахера отстроил новый. В 1743 году императрица Елизавета повелела для артиллеристов возвести каменный храм. Построенный по проекту того же архитектора храм был освящен в 1746 году. Иконы для него писал грек Георгий. Через 50 лет его разобрали и построили более вместительный по проекту архитектора Ф.И.Демерцова. Главный Сергиевский придел был освящен 5 июля 1800 года митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Амвросием. Кроме него в храме располагались приделы во имя св. Архангела Михаила и святителя 1835 года по повелению императора Николая I- "Собором Всей гвардейской артиллерии". В нем находились чтимые иконы: Тихвинской Божией Матери, преподобного Сергия Радонежского, святителя Николая Чудотворца. В ризнице хранилисьe уникальные облачения, сшитые из мундиров Екатерины II, в которых она принимала военные парады. В ведении собора состоял "Сергиевский приют для призрения бедных детей", основанный по инициативе княгини Е.Э.Трубецкой. 31 мая 1932 года собор был закрыт, затем разобран, стены частично использовались для строительства здания ОГУП-НКВД

Церковь во имя св. мученика Мирония Лейб-гвардии Егерского полка Красивый пятикупольный храм с высокой трехъярусой колокольней находился на набережной Обводного канала, близ Витебского вокзала, неподалеку от казарм Егерского полка. Каменный храм строился по личному указанию императора Николая I во имя св. мученика Мирония, в день памяти которого 17 августа 1813 года Егерский полк прославился храбростью в сражении при Кульме. Выстроенный по проекту архитектора К.А.Тона, он был освящен 17 августа 1855 года протопресвитером Василием Бажановым в присутствии государя: главный придел- во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; южный- во имя св. Александра Невского; северный- во имя св. Мирония. Образа к храму писали лучшие петербургские художники: М.И.Скотти, Ф.Г.Солнцев, Ф.С.Завьялов. На колоннах храма были помещены доски с именами убитых гвардейцев. Как военная реликвия в храме в особом футляре сохранялась часть боевого знамени, спасенного от неприятеля при боях на острове Халке во время Русско- Турецкой войны 1828 года. Храм снесен в 1934 году. Красивый пятикупольный храм с высокой трехъярусой колокольней находился на набережной Обводного канала, близ Витебского вокзала, неподалеку от казарм Егерского полка. Каменный храм строился по личному указанию императора Николая I во имя св. мученика Мирония, в день памяти которого 17 августа 1813 года Егерский полк прославился храбростью в сражении при Кульме. Выстроенный по проекту архитектора К.А.Тона, он был освящен 17 августа 1855 года протопресвитером Василием Бажановым в присутствии государя: главный придел- во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; южный- во имя св. Александра Невского; северный- во имя св. Мирония. Образа к храму писали лучшие петербургские художники: М.И.Скотти, Ф.Г.Солнцев, Ф.С.Завьялов. На колоннах храма были помещены доски с именами убитых гвардейцев. Как военная реликвия в храме в особом футляре сохранялась часть боевого знамени, спасенного от неприятеля при боях на острове Халке во время Русско- Турецкой войны 1828 года. Храм снесен в 1934 году.

Церковь во имя Входа Господня во Иерусалим ("Знаменская") Один из самых почитаемых храмов в Петербурге находился на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) и являлся главным архитектурным украшением, завершавшую парадную часть Невского проспекта. Рядом некогда проходил Лиговский канал (теперь на его месте Лиговский проспект), вдоль которого шла дорога за город. Невская перспектива в этой части по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1765 году украсилась деревянным храмом, причем утварь и иконы были переданы из запасов Зимнего дворца. Но важность пересечения двух главных городских магистралей, большое число обосновавшихся здесь жителей, требовали постройки каменного храма, который был заложен в 1794 году по проекту архитектора Ф.И.Демерцова. Храм был освящен в 1804 году : главный придел- во имя входа Господня в Иерусалим, боковые - во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери. В годах возле храма были устроены каменные часовни. В числе храмовых святынь находились: напрестольный крест с частицами мощей св. Андрея Первозванного, св. Дмитрия Солунского и других святых; образ Знамения с ликами св. Георгия, св. Иакова Персиянина, пр. Петра и Онуфрия, писанная в 1175 году. До 1938 года храм был действующим, благодаря ходатайствам его почетного старосты академика И.П.Павлова, но после его смерти храм был закрыт. В 1940 году снесен, а потом на его месте появилась станция метро "Площадь Восстания". Один из самых почитаемых храмов в Петербурге находился на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) и являлся главным архитектурным украшением, завершавшую парадную часть Невского проспекта. Рядом некогда проходил Лиговский канал (теперь на его месте Лиговский проспект), вдоль которого шла дорога за город. Невская перспектива в этой части по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1765 году украсилась деревянным храмом, причем утварь и иконы были переданы из запасов Зимнего дворца. Но важность пересечения двух главных городских магистралей, большое число обосновавшихся здесь жителей, требовали постройки каменного храма, который был заложен в 1794 году по проекту архитектора Ф.И.Демерцова. Храм был освящен в 1804 году : главный придел- во имя входа Господня в Иерусалим, боковые - во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери. В годах возле храма были устроены каменные часовни. В числе храмовых святынь находились: напрестольный крест с частицами мощей св. Андрея Первозванного, св. Дмитрия Солунского и других святых; образ Знамения с ликами св. Георгия, св. Иакова Персиянина, пр. Петра и Онуфрия, писанная в 1175 году. До 1938 года храм был действующим, благодаря ходатайствам его почетного старосты академика И.П.Павлова, но после его смерти храм был закрыт. В 1940 году снесен, а потом на его месте появилась станция метро "Площадь Восстания".

Церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" в селении Стеклянного завода Пятикупольный храм в "русском стиле" с многоярусной колокольней, построенный в годах по проекту архитектора А.И.фон Гогена при участии архитектора А.И.Иванова, находился на Шлиссельбургском проспекте (ныне проспект Обуховской Обороны) и был одним из самых почитаемых в Петербурге. В нем бережно сохранялась часовня, где находился знаменитый петербургский чудотворный образ Божией Матери "Всех Скорбящих Радости с грошиками". Известное чудо совершилось 23 июля 1888 года, когда во время грозы молния ударила в деревянную Тихвинскую часовню, устроенную в заводской слободе, спалила все иконы, оставив единственную "Скорбященскую", обметав ее мелкими грошиками, которые чудесным образом прилипли к образу. В 1932 году храм был снесен, но прихожанам удалось сохранить чудотворный образ, и в конце 1940-х годов он был передан в Троицкую церковь, именуемую "Кулич и Пасха", где находится по сей день. Пятикупольный храм в "русском стиле" с многоярусной колокольней, построенный в годах по проекту архитектора А.И.фон Гогена при участии архитектора А.И.Иванова, находился на Шлиссельбургском проспекте (ныне проспект Обуховской Обороны) и был одним из самых почитаемых в Петербурге. В нем бережно сохранялась часовня, где находился знаменитый петербургский чудотворный образ Божией Матери "Всех Скорбящих Радости с грошиками". Известное чудо совершилось 23 июля 1888 года, когда во время грозы молния ударила в деревянную Тихвинскую часовню, устроенную в заводской слободе, спалила все иконы, оставив единственную "Скорбященскую", обметав ее мелкими грошиками, которые чудесным образом прилипли к образу. В 1932 году храм был снесен, но прихожанам удалось сохранить чудотворный образ, и в конце 1940-х годов он был передан в Троицкую церковь, именуемую "Кулич и Пасха", где находится по сей день.

Церковь во имя Воскресения Христова и св. Михаила Архангела Относившаяся к особо почитаемым петербургским храмам, эта церковь находилась на Малой Коломне, на Воскресенской площади (ныне пл.Кулибина) в створе Торговой улицы (ныне ул.Союза Печатников). Она сооружалась в память избавления Петербурга от холеры в 1832 году и в честь рождения младшего сына императора Николая I великого князя Михаила. Главным инициатором строительства стал известный благочестивый сановник, сенатор Иван Саввич Горголи, под руководством которого был образован Строительный комитет, состоявший из видных государственных деятелей и именитых купцов. Каменный храм был заложен в 1847 году и строился группой архитекторов Н.Е.Ефимовым, А.И.Шевцовым, В.Ф.Небольсиным, Ф.И.Руска, К.Я.Маевским. На период его сооружения был устроен деревянный храм во имя Рождества Христова с приделом во имя св. Архистратига Михаила. Благолепная живопись церкви была выполнена художниками Осокиным и Бовиным. Главным почитаемым местом храма являлась устроенная в крипте церковь во имя Рождества Христова, точная копия Вифлиемской церкви. Она была отделанав 1870 году архитектором С.В.Садовниковым. В центральной части церкви была сооружена часовня, воспроизводящая Вифлиемский Вертеп в Святой Земле. К стене Вертепа были приделаны мраморные ясли с Младенцем Иисусом. Каждую пятницу здесь совершался акафист Рождеству Христову. Приходская жизнь была насыщена благотворительной деятельностью: на церковном попечении находились "Женская богадельня Александры Калитиной" и "Общество вспоможения бедным". Церковь снесена в 1932 году. Относившаяся к особо почитаемым петербургским храмам, эта церковь находилась на Малой Коломне, на Воскресенской площади (ныне пл.Кулибина) в створе Торговой улицы (ныне ул.Союза Печатников). Она сооружалась в память избавления Петербурга от холеры в 1832 году и в честь рождения младшего сына императора Николая I великого князя Михаила. Главным инициатором строительства стал известный благочестивый сановник, сенатор Иван Саввич Горголи, под руководством которого был образован Строительный комитет, состоявший из видных государственных деятелей и именитых купцов. Каменный храм был заложен в 1847 году и строился группой архитекторов Н.Е.Ефимовым, А.И.Шевцовым, В.Ф.Небольсиным, Ф.И.Руска, К.Я.Маевским. На период его сооружения был устроен деревянный храм во имя Рождества Христова с приделом во имя св. Архистратига Михаила. Благолепная живопись церкви была выполнена художниками Осокиным и Бовиным. Главным почитаемым местом храма являлась устроенная в крипте церковь во имя Рождества Христова, точная копия Вифлиемской церкви. Она была отделанав 1870 году архитектором С.В.Садовниковым. В центральной части церкви была сооружена часовня, воспроизводящая Вифлиемский Вертеп в Святой Земле. К стене Вертепа были приделаны мраморные ясли с Младенцем Иисусом. Каждую пятницу здесь совершался акафист Рождеству Христову. Приходская жизнь была насыщена благотворительной деятельностью: на церковном попечении находились "Женская богадельня Александры Калитиной" и "Общество вспоможения бедным". Церковь снесена в 1932 году.

Церковь во имя св. Дмитрия Солунского Греческая церковь располагалась в начале Лиговского проспекта и была единственным в городе храмом, построенным для греков, проживавших в столице. Напоминавшая по архитектуре византийские храмы VI-XI веков, она была построена по проекту архитектора Р.И.Кузьмина на средства богатого грека Д.Г.Бенардаки, который впоследствии был погребен в церковной крипте. Храм был освещен 31 октября 1865 года митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором в присутствии греческого посла. Для Петербурга это был необычный храм. Иконы и утварь были доставлены из Греции, в их числе имелось немало старинной работы. Богослужения совершались на греческом языке по богослужебной традиции, сохранявшейся в древних храмах Греции. Настоятель церкви архимандрит Неофит был известной личностью не только в столице, но и в Греции; он занимался переводами русской литературы на греческий язык. Церковным хором руководил знаток греческого распева композитор Брагин. Храм был закрыт в январе 1939 года, снесен в 1961 году. Сейчас на его месте находится БКЗ "Октябрьский". Греческая церковь располагалась в начале Лиговского проспекта и была единственным в городе храмом, построенным для греков, проживавших в столице. Напоминавшая по архитектуре византийские храмы VI-XI веков, она была построена по проекту архитектора Р.И.Кузьмина на средства богатого грека Д.Г.Бенардаки, который впоследствии был погребен в церковной крипте. Храм был освещен 31 октября 1865 года митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором в присутствии греческого посла. Для Петербурга это был необычный храм. Иконы и утварь были доставлены из Греции, в их числе имелось немало старинной работы. Богослужения совершались на греческом языке по богослужебной традиции, сохранявшейся в древних храмах Греции. Настоятель церкви архимандрит Неофит был известной личностью не только в столице, но и в Греции; он занимался переводами русской литературы на греческий язык. Церковным хором руководил знаток греческого распева композитор Брагин. Храм был закрыт в январе 1939 года, снесен в 1961 году. Сейчас на его месте находится БКЗ "Октябрьский".