1 ЗАЯВКА на получение статуса образовательного учреждения - экспериментальной площадки районного уровня ТЕМА: «СОЗДАНИЕ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП УЧАЩИХСЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования Программы отдельных учебных предметов и курсов.
«Система контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО»
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
МБОУ Лицей 1 городского округа город Мантурово костромской области.
Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).
1 Наша новая школа в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Ведение регионального компонента в контексте ФГОС 1.
Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на основе организации проектной.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
Особенности программы ОЭР «Школа социального партнерства в условиях информационного общества» Л.Б. Куценко-Барскова, доцент, к.п.н, научный руководитель.
Качество образования каждому ученику. Качество образования – масштабное и многогранное понятие, которому придается особое значение в современных условиях.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Транксрипт:

1 ЗАЯВКА на получение статуса образовательного учреждения - экспериментальной площадки районного уровня ТЕМА: «СОЗДАНИЕ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП УЧАЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА Кафедра управления образованием ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ШКОЛЫ 544 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Кравцов А. О., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург

НОВАЯ ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ формирование личностных качеств, имеющих приоритетное значение для развития способности к самостоятельному решению проблем и обеспечения, тем самым возможности для самореализации личности; развитие умения ориентироваться в окружающем мире; развитие способности решать конкретные проблемы в различных сферах деятельности.

Качество образования Комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами. Глоссарий ФГОС

Качество образования (Quality of Education) сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам). Раскрывается в таких понятиях, как: качество преподавания (учебного процесса, педагогической деятельности); качество научно-педагогических кадров; качество образовательных программ; качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды; качество воспитанников, учащихся, студентов, абитуриентов;

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов

ПРОТИВОРЕЧИЯ между новыми задачами, стоящими перед современной школой, и устаревшими подходами к организации образовательного процесса; между потребностью в организации учебного пространства с опорой на ведущий тип деятельности подростков (общение для формирования коммуникативных компетенций) и трудностью ее осуществления в условиях классно-урочной системы обучения; между естественной потребностью подростков в разновозрастном общении и формированием одновозрастных учебных групп (классов) в традиционной школе; между необходимостью усвоения единой программы всеми учащимися и существенным различием в индивидуальных учебных возможностях детей; между объективными возможностями детей подросткового возраста, характеризуемого развитием любознательности, и потерей мотивации к учебе.

Проблема исследования заключается в разработке дидактических основ построения образовательного учреждения, в котором преобладающим является общение детей разного хронологического возраста в процессе совместной учебной деятельности, активизирующее их познавательную деятельность. Под дидактическими основами мы понимаем закономерности и принципы построения образовательного процесса, определяющие его структуру, содержание образования, методы и организационные формы обучения и контроля обученности, воспитывающее воздействие процесса на учащихся.

Теоретико-методологические основания эксперимента диссертационные исследования, рассматривающие отдельные аспекты организации образовательного процесса в разновозрастных детских коллективах (Л. В. Байбородовой, С. Л. Ильюшкиной, Е В. Кисилевой, Е. И. Павловой, А. А. Смирновой, С. В.Трусова);. публикации посвященные проблемам организации обучения в разновозрастных классах малокомплектной сельской школы (Г. Ф. Суворовой, В. И. Кузнецова, Т.К. Жилкалкиной, И. Л. Горкуновой, П. И. Ломакина, Л. И. Полесской, П. Г. Пономаренко, Н. А. Щетининой, В. Ф. Кривошеева, Б. И. Фоминых, Л. Канцевой); исследования, обосновывающие преимуществах организации образовательного процесса в разновозрастных учебных группах в условиях массовой школы (М.А. Балабан, Батербиев М.М., Я.Л. Береговой, Е.Л. Бережковская, A.M. Гольдин, В.К. Дьяченко, Е.О. Иванова, Д.И. Карпович, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцова, A.M. Кушнир Т.В. Лаптева, О.М. Леонтьева). публикации, посвященные таким педагогическим системам, как Дальтон-план, Иена-план, Виннетка-план, Монтессори-педагогика, культивирующим организацию образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия (А.Н. Джуринского, Е.Д. Печниковой, В.Б. Помелова, К. Уошборн, Т.И. Шамовой, Дж Эдварде).

ШКОЛА-ПАРК Цель фрактального обучения овладение учащимися живым знанием на основе обмена личным, частным знанием между участниками работы. Школа-парк, таким образом, представляет собой специально организованное пространство для такого обмена. Милослав Александрович Балабан ( ) Милослав Александрович Балабан

Цель эксперимента обеспечение повышения качества образования на разных ступенях обучения посредством внедрения в образовательный процесс элементов разновозрастного обучения.

Гипотеза исследования состоит в том, что организация образовательного процесса на основе модели разновозрастного обучения будет способствовать повышению качества образования, если: элементы разновозрастного обучения станут органичной составляющей образовательной среды школы; процесс внедрения модели разновозрастного обучения будет осуществляться на основе психолого-дидактических принципов, адекватных ее содержанию; реализация разновозрастного обучения будет осуществляться в логике целостного образовательного процесса, на основе единства урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования будет достигнута необходимая полнота ресурсного обеспечения образовательного процесса с учетом требований к предметно-развивающей среде разновозрастного обучения.

Задачи эксперимента: 1.Провести анализ научных исследований (отечественных и зарубежных) по проблеме обучения школьников в разновозрастных учебных группах. 2.Выявить и обосновать методы и формы организации образовательного процесса в разновозрастных учебных группах. 3.Разработать и апробировать модель образовательного учреждения, в котором организация образовательного процесса построена на основе разновозрастного обучения. 4.Выявить и обосновать концептуальные подходы построения содержания школьного образования при работе с разновозрастными учебными группами, провести отбор содержания и определить маршруты его изучения. 5.Разработать способ оценки успешности учебной деятельности 6.подростков разных хронологических возрастов, обучающихся в одной учебной группе. 7.Провести анализ эффективности предлагаемой модели образовательного учреждения с разновозрастными учебными группами. 8.Разработать рекомендации по созданию учебно-методического комплекса для учреждений, организующих образовательный процесс в разновозрастных группах.

Ожидаемые результаты реализации ОЭР 1.Повышение качества образования на всех ступенях за счет интенсификации образовательного процесса. 2.Становление целостной системы разновозрастного обучения в школе. 3.Обновление содержания образования на различных ступенях за счет перехода на модульный принцип формирования учебных и образовательных программ. 4.Развитие уклада школьной жизни посредством укрепления межвозрастных связей. 5.Обновление материально-технического и дидактического оснащения образовательного процесса.

Перечень конечных продуктов опытно- экспериментальной деятельности: В результате реализации проекта экспериментальной деятельности в течение планируется разработать и оформить инновационные образовательные ресурсы, востребованные системой образования Санкт-Петербурга: учебно-методическое пособие «Дидактические основы проектирования образовательного учреждения с разновозрастными учебными группами в условиях общеобразовательной школы»; разработки модели организации образовательного процесса разновозрастного обучения (содержание, программа, технологии, формы обучения, мониторинг результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т.д.); программа обучения педагогов работе в разновозрастных группах и разработки занятий «Школы педагогической мастерства»; методические рекомендации по внедрению системы разновозрастного обучения в образовательных учреждениях Санкт- Петербурга. опубликованные статьи участников эксперимента.

Возможная трансляция опыта: Успешная реализация проекта опытно- экспериментальной работы позволит школе работать в режиме ресурсного центра или стажировочной площадки в рамках городской системы непрерывного педагогического образования. Тема исследования может стать в этом случае темой программы повышения квалификации педагогов и руководителей школ в объеме часов, а также тиражироваться посредством публикации участников эксперимента, организации районного семинара (конференции).

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОЭР

1.Повышение качества образовательно го процесса в школе на основе обновления образовательно й программы Расширение доли учебных предметов, реализуемых в рамках базисного образовательного плана в трех образовательных средах школы: учебной, внеучебной и внешкольной образовательных средах; Обеспеченность внеучебной деятельности учащихся современной материально-технической базой для организации самостоятельной работы учащихся в разновозрастных группах; Процент интегрированных разновозрастных занятий в урочной, внеурочной и внешкольной образовательных средах, проведенных с применением ИКТ. Доля учителей, обеспечивающих реализацию федерального государственного образовательного стандарта через интеграцию трех видов образовательной деятельности учащихся: учебную, внеучебную и внеурочную. Внедрение в воспитательный компонент образовательной программы школы элементов социального проектирования учащихся, обеспечивающих высокую эффективность их социализации. Зафиксированная результатами социально-психологических исследований положительная динамика психологического климата в ученических коллективах и рост уровня доверия и взаимодействия между учащимися различных возрастов. Построение системы психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе, способствующей выявлению и поддержке талантливых детей в различных сферах их жизнедеятельности с учетом специфики разновозрастного обучения

2. Повышение роли индивидуальных достижений в развитии учащихся Повышение роли портфолио в комплексной оценке развития учащегося и усиление роли индивидуальных достижений в оценке качества образования. Удельный вес численности учащихся, проходящих обучение по программам, построенным с использованием проектного обучения, исследователь- ской деятельности. Повышение процента участия и побед учащихся в олимпиадах, конкурсах и спортивных соревнованиях.

3.Повышение степени удовлетворения образовательных потребностей Увеличение количества и разнообразия программ дополнительного образования, согласованных с учебными программами по предметам и организуемых педагогами- предметниками; Повышение удовлетворенности учащихся и родителей индивидуальными результатами работы;

4.Повышение эффективности управления школой Вовлечение родителей, посредством развития системы государственно-общественного управления, в процесс реализации обновленной образовательной программы школы. Сформированность в каждой параллели разновозрастных групп, охватывающих не менее 70% учащихся. Осуществление не менее 40% учебных и внеклассных занятий в разновозрастных группах. Построение системы внутришкольного контроля за качеством образовательной среды школы с учетом специфики разновозрастного обучения Развитие материально-технической базы, программного обеспечения и лабораторного оборудования обогащенной образовательной среды школы. Создание системы внутришкольных стимулов выявления и поддержки талантливых детей.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ ОЭР: По каждому из основных направлений реализации экспериментальной работы будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию. Функция общей координации реализации программы выполняет Научно-методический совет школы Мероприятия по реализации программы эксперимента являются составной частью годового план работы школы Информация о ходе реализации программы эксперимента в целом и отдельных направлений ежегодно представляется на общешкольной научно-практической конференции Каждое из направлений опытно-экспериментальной работы курируется одним из заместителей директора, которые ежегодно представляет аналитическую справку о ходе реализации программы развития образовательной системы школы. Вопросы оценки хода выполнения программы ОЭР, принятия решений о завершении и внесения изменений в программу решает Совет школы.

МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА

Система мониторинга за ходом реализации эксперимента будет состоять в комплексном подходе к оценке ее итоговых и промежуточных результатов. Методы осуществления мониторинга: Социальные методы: анкетирование, интервьюирование, опросы, рейтинг; Социально-психологические методы: социометрия, тестирование, тренинг. Методы гуманистической психологии: рефлексия, самоотчет, эмпатическое слушание, беседа. Педагогические методы: изучение «продуктов» творческой деятельности, эмоционально-поведенческих проявлений, педагогический консилиум и др.

Цель Определение влияния реализации проектной идеи на развитие образовательного процесса и качество образования Направление Мониторинг развития учащихся ОУ. Мониторинг отношения родителей к ОУ Мониторинг уровня профессионального развития педагогов Цель и задачи каждого направления Образовательный блокВоспитательный блокРазвивающий блокОпределить уровень отношений Определить уровень профессионального развития педагогов Оценить состояние познавательной активности учащихся. Определить уровень развития способности работать в разновозрастной группе. Определить уровень сформированности УУД Объектвоспитанникиродителипедагоги ПредметУровень образования по предмету. Социальная адаптивность Коммуникативная культура Сформированность УУД Отношение к школе. Удовлетворенно сть образовательны ми услугами Профессиональные качества педагогов Показателидинамика познавательной мотивации, качество знаний, индивидуальные достижения уровень развития коммуникативной культуры Уровень социальной адаптации Уровень сформированности УУД Отношение к школе. Уровень удовлетворенно сти обр. услугами Уровень профессионализма педагогов МетодыДиагностика, наблюдение, анализ ситуации.СоцопросАнкетирование. СубъектыПроектно - административная команда. ПользователиЧлены проектной группы. Образовательное учреждение. Родители. Документальная основа Аналитическая справка, отчет. Формы презентации результатов мониторинга Информационный бюллетень. Общее родительское собрание. Размещение информации на сайте школы.

СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА I. «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» ПОДПРОГРАММА 1.1.« ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ» ПОДПРОГРАММА 1.2. «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ» ПОДПРОГРАММА 1.3. «КОМФОРТНАЯ ШКОЛА» ПОДПРОГРАММА 1.4 «СЕМЬЯ» ПОДПРОГРАММА 1.5. «НОВЫЕ СТАНДАРТЫ» ЦЕЛЕВАЯ ПОГРАММА II. «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ» ПОДПРОГРАММА 2.1. «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА» ПОДПРОГРАММА 2.2. « КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА» ПОДПРОГРАММА 2.3. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ» ПОДПРОГРАММА 2.4. «ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА И ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА III. «РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ – КОМПЕТЕНТНЫЙ УЧЕНИК» ПОДПРОГРАММА 3.1. «ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКА» ПОДПРОГРАММА 3.2. «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ» ПОДПРОГРАММА 3.3. «ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПОДПРОГРАММА 3.4. «ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН» ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА IV. «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ» ПОДПРОГРАММА 4.1. «ВОСПИТАТЕЛЬ В ШКОЛЕ» ПОДПРОГРАММА 4.2. «СОУПРАВЛЕНИЕ» ПОДПРОГРАММА «ОТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К СОЦИАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ» ПОДПРОГРАММА 4.4. «СОРАЗВИТИЕ И ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММАV. «МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ»