МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет Метапредметные образовательные технологии –основа реализации ФГОС.
Advertisements

Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего(полного)
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Учащиеся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились Коменский.
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Учитель начальных классов МОУ СОШ 1 С. Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края.
Педагогический совет: «Новые подходы к организации учебной деятельности: проектирование урока на основе метапредметного подхода»
Метапредметный подход в организации современного урока Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Проблема разобщённости научного знания Метапредметный подход в образовании, и соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны.
Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ( В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ )
Метапредметный подход в образовании Смирнова Е.В., учитель английского языка.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. М АССА ТЕЛА. Е ДИНИЦЫ МАССЫ. уч. физики ЛИХОДИЕВСКАЯ А.И 7 В класс.
Метапредметность как… Машуков А.В., помощник ректора.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Ключевые компетенции метапредметных образовательных результатов. Учитель физики : Салина О.И. МОУСОШ 15. Х. Дыдымкин. Курского района
Транксрипт:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Новое содержание образования Директор НИИ ИСРОО, д.психол.н., академик РАЕН, Лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2006 год Ю.В. Громыко

Давайте различим

Метапредметы : « Проблема », « Знак », « Знание », « Схема », « Смысл », « Ситуация », « Задача », « Идеализация »

Техники работы со знанием являются не ВНУТРИпредметными, а НАДпредметными, МЕТА - предметными, т. е. они носят универсальный характер и могут быть применены к любой предметной действительности Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы : что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.

Давайте различим

Метапредметное содержание ( от греч. « мета » – то, что стоит « за ») Общепредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования : опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний ; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу ; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях ; опыта осуществления эмоционально - ценностных отношений - в форме личностных ориентаций ( В. В. Краевский ). Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые носят название компетентностей.

« Метапредметные методы - особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования » ( А. В. Хуторской ): метод вживания ; метод смыслового видения ; метод образного видения : метод графических ассоциаций, метод фонетических ассоциаций, комбинированный ; метод символического видения ; метод гипотез ( рабочих, реальных ) »; метод наблюдений ; метод сравнений ; метод эвристических бесед ; метод ошибок ; метод регрессии.

Давайте различим

« Школа должна в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей » В. В. Давыдов

Общепредметное содержание образовательных стандартов включает в себя : - общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы ; - общеучебные умения, навыки, обобщённые способы деятельности ; - реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты ; - ключевые образовательные компетенции. А. В. Хуторской

« Фундаментальное ядро » знаний определенный понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры формирование обобщенных способов познавательной мыследеятельности Учение о знании - эпистемология Учение о методах познания - методология

Принципы создания нового содержания : логика развития базовой организованности деятельности и мыследеятельности ( знания, знака, проблемы, задачи и др.), которая надпредметна и носит универсальный характер ; логика формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.

Основные идеи метапредметного подхода : знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания ; метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое ; метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и дидактических дрессировок ; мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.

«… ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение » Блонский П. П. Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания.

Стадии развития мышления : - стадия чувственного, которая помогает создать образ предмета, явления, события и т. д. На данном этапе роль учителя заключается в создании яркого образа ; - стадии проблематизации - открыватель узнает о собственном знании и незнании ; - поиск методов разрешения проблемы ( позже эти методы станут собственностью открывателя, именно им он будет искать место в обыденности ). Роль учителя - показать ряд методов, из которых исследователь выберет тот, который подходит только ему. Особое внимание на использовании, составлении шаблонов и их отработке ; - в процессе исследования возникают новые образы – незнание трансформируется в знание, открывая новое незнание.

« Чему учить »: учить мыслить, предполагать, ошибаться ( не боясь ошибок ); спорить, не уходя в схоластику, доказывая свою точку зрения ; умению слушать и слышать ; использовать в своих интересах весь опыт человечества ; сохранять, приумножать и творить культуру, основываясь на социокультуре и этнокультуре.

« Как учить »: никак. Не учить, а демонстрировать – приёмы рационального использования резервов мозга ; приёмы работы с информацией ; представлять возможность - учиться самим, выражаясь в письменной и устной речи ; научиться самостоятельно переходить из пассивных речевых форм ( чтение и слушание ) в активные ( говорение и письмо ).

Проблематизация

Алгоритм проблематизации Выбор проблемной темы Выявление позиций, столкновение которых и определяет структуру проблемной ситуации. Установление отношений, тех, кто обсуждает данную проблемную тему в ситуации учения - обучения ( педагогами и учащимися ) к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации. Построение проблемной образовательной ситуации как ситуации учения - обучения со всем набором педагогических и учебных позиций. Возврат в исходную точку построения процесса проблематизации к первоначально сформулированной проблемной теме : когда на основе построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной темы.

Рисунок и схема

Математика алгебраические записи, а также определённый способ записи задач ; География карта ; Русский язык письменный язык, а также условный способ обозначения частей речи ; Геометрия чертежи фигур и сами фигуры ; Физика формулы и чертежи изучаемых процессов ; Химия формулы химических соединений и запись химических реакций ; История различные таблицы с данными, которые надо запоминать и осваивать. Помимо анализа и запоминания графических изображений, записей, рисунков на уроках это умение необходимо и в повседневной жизни, например, когда надо было разобраться со схемой маршрутов метро, расписанием движения пригородных поездов, или когда вы изучали инструкцию нового бытового прибора.

Алгоритм работы со знаком Стараться восстановить, какие, собственно, образы стоят за теми или иными графическими изображениями в различных науках. Стараться выразить эти изображения при помощи « картинок ». Картинки существуют, и они всё время сопровождают наше понимание и мышление. Рассматривать « картинки » образы, которые были в головах гениальных людей, создававших схемы, формулы в истории наук и искусств. Стараться выстроить « картинки » образов, которые возникают, когда вы понимаете текст речи, эта работа называется схематизацией понимания. Строить « картинки » образов, выслушивая коммуникативные тексты своих товарищей и затем обсуждая с ними эти « картинки ». Анализировать те правила работы с « картинками », которые были выработаны в различных науках. Учиться путём специально осуществляемых процедур выстраивать « картинку », которая либо не существовала ранее, либо была до сих пор вам неизвестна. Обсуждать, в чём заключается отличие « картинок » в различных науках, и чем они сами различаются между собой.

Этапы схематизации Вычленение отдельных элементов, из которых операционально и функционально может собираться конструироваться схема. В этом случае некоторый до данного момента слитый, переживающийся как единый образ фрагмент изображения должен быть представлен как совокупность операциональных элементов, связываемых и стыкуемых друг с другом. Собственно процедуры конструктивизации и связанные с ними процессы функционализации элементов изображения и определяют переход от рисунка к схеме и от имагинативного понимания ( воображения на основе понимания ) к понимающему мышлению.

Конструктивизация рисунка Сложный и своеобразный процесс извлечения процессами самого мышления той образной ткани рисунка, на которой начинает развертываться процесс мышления. Схема – это замыкание в структуре рисунка двух диаметрально разнонаправленных, взаимно стабилизирующих друг друга процессов, создающих своеобразную подвижную устойчивую обратимость, момент которой, собственно, и изображен на схеме.

Схематическая феноменография является новой математикой гуманитарных наук. Схема - своеобразный язык дифференцированности понимания. «Феноменология математика психологии» П.Г. Щедровицкий

Идеализация

Идеализация – это идеальный конструкт или теоретический продукт, лежащий в основе того или иного предметного понятия и определяющий его смысл. Идеализация – это не представление о чем либо в более совершенном виде, чем оно существует в действительности, а результат процесса мысленного конструирования понятий об объектах, не существующих и неосуществимых в действительности, но таких, которые имеют прообразы в реальном мире. Понятие о возрасте, понятие о юности

Этапы построения идеализации Проблематизация предыдущей идеализации Изоляция – вычленение сущностного признака, характерного для исследуемого явления Онтологизация – превращение явления в мыслительный объект Модельно - схематическое оформление объекта Понятийно - категориальное оформление полученной идеализации

Метапредметная интеграция Метапредметная интеграция не является: Тематической интеграцией Интеграцией на основе одного предмета Интеграцией на основе сходных определений и т.д.

Где познакомиться 8 (495) По вопросу приобретения книг звоните 8 (495)