МБОУ «Промышленновская СОШ 56 «Организация тьюторской деятельности в образовательном учреждении» Педагог – психолог Сечкарева Л.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ресурсы тьюторства для решения задач профессионального образования Суханова Е.А., Степанов С.А. Правление Межрегиональной тьюторской ассоциации.
Advertisements

Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани.
Тьюторская деятельность по направлению: «Здоровьесберегающие основы системы образования в условиях перехода на ФГОС» сетевой проект 2012 г.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального общеобразовательного учреждение общеобразовательного учреждение Столбовской средней общеобразовательной школы 2008 –
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Тьюторское сопровождение ФГОС в начальной школе Автор проекта: Учитель начальных классов Калинина Маргарита Алексеевна.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Транксрипт:

МБОУ «Промышленновская СОШ 56 «Организация тьюторской деятельности в образовательном учреждении» Педагог – психолог Сечкарева Л.В.

«Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» преуспевающего общества». И.И.Брехман

Меняется мир непрерывно, неспешно, Меняется все – от концепций до слов. И тот лишь сумеет остаться успешным, Кто сам вместе с миром меняться готов. Петр Калита, академик российской академии проблем качества

История тьюторства Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун». Тьюторство как одна из институционализированных форм наставничества возникло в первых Британских университетах : Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.) В России в связи с немецкой моделью университетского образования нашло применение в домашнем обучении 4>4>

…А тьютор - КТО? Тьюторская практика обеспечивает сопровождение процесса проектирования и реализации подопечным его индивидуальной образовательной программы. Т.М.Ковалева, д.п.н., профессор МПГУ.

…А тьютор - КТО? Тьюторство– это одна из форм посреднического действия, с помощью которой человек строит свой собственный образ. Б.Д.Эльконин, д.пс.н., зав.лабораторией психологии развития Института психологии РАО

…А тьютор - КТО? Тьюторство – это не роль учителя, который знает ответы на вопросы, которые ребенок ему не задавал. Деятельность тьютора во многом заключается в том, чтобы понять, а в чем детский вопрос к… Тьютор отвечает как возможно такое содержание образования, субъектом которого является человек? А.И.Адамский, к.ф.н., ректор Института проблем образовательной политики «Эврика»

История тьюторства в России гг. – проект факультета тьюторства в Школе Культурной Политики (П.Г. Щедровицкий), г.Москва г. – создание первой тьюторской группы в школе «Эврика- развитие» (науч.рук. Т.М.Ковалева), г.Томск 1996 – 2011 гг. – Ежегодные научно-практические тьюторские конференции (г.Томск) 2007 г. – создание Межрегиональной тьюторской ассоциации 2008 г. – введение в реестр профессий, в номенклатуру должностей 2009 г. – президентская инициатива «Наша новая школа», проект ФГОС 2010 г. – открытие магистерской программы подготовки тьюторов (МПГУ) гг. – разработка стандарта профессиональной тьюторской деятельности 2012 г. – концепт тьюторской модели образования стал одним из победителей конкурса «Школа Сколково» 8>8>

ПРАКТИКА ТЬЮТОРСТВА Представители из 40 регионов – члены Межрегиональной тьюторской ассоциации Представители из 40 регионов – члены Межрегиональной тьюторской ассоциации Созданы 7 Региональных центров развития тьюторской практики, сеть подготовки тьюторов Открыта магистерская программа по тьюторству в МПГУ, ДФУ В Региональные проекты модернизации образования включены тьюторские модели (Томская обл., Волгоградская обл., Удмуртия, Чувашия, Краснодарский край, Архангельская обл.) Издается журнал «Тьюторское сопровождение» Разработана тьюторская модель «Школы Сколково» Стандарт профессиональной тьюторской деятельности МТА прошел экспертизу РСР, ФИРО и находится на утверждении в НАРК Черноморский университет тьюторства

Современный Российский опыт внедрения тьюторства Школа «Эврика-развитие» (г. Томск) г. – введение позиции тьютора ЦЕЛЬ – поддержка различных образовательных интересов школьников

Практика тьюторства Тьюторское сопровождение детского интереса в дошкольном образовании Тьюторское сопровождение образовательной инициативы в начальной школе Тьюторское сопровождение пробно-поисковой деятельности, проектной деятельности в подростковой школе Тьюторское сопровождение построения ИОП старшеклассников Тьюторское сопровождение ИОП в Открытом образовательном пространстве Тьюторское сопровождение образовательной деятельности студентов в вузе Тьюторское сопровождение процесса профессионализации и повышения квалификации Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании Тьюторское сопровождение семьи Тьюторское сопровождение в дистанционном обучении

Предмет тьюторского сопровождения Любая деятельность или процесс, направленные на решение образовательных задач. Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение как универсальную педагогическую технологию, эффективную для достижения индивидуализации обучения.

Тьютор может осуществлять следующие виды деятельности: проводить консультации для педагогических и (или) руководящих работников по актуальным вопросам педагогической практики; принимать участие в обучении педагогических и (или) руководящих работников совместно с сотрудниками КРИПКиПРО по краткосрочным программам повышения квалификации КРИПКиПРО; самостоятельно разрабатывать методические материалы; проводить семинары, мастер-классы и иные методические мероприятия, способствующие профессиональному развитию педагогических и (или) руководящих работников; экспертировать и рецензировать методический материал по профилю своей деятельности.

Тьютор имеет право: осуществлять обучение педагогических работников в рамках направления тьюторской деятельности; вносить предложения по совершенствованию деятельности тьюторов; пользоваться учебно-методическими и информационными ресурсами КРИПКиПРО; самостоятельно планировать свою деятельность в рамках задач, поставленных курирующим структурным подразделением.

Тьютор обязан: осуществлять свою деятельность в соответствии с Положением о тьюторе, планом работы структурного подразделения, курирующего деятельность тьютора; предоставлять отчеты курирующему структурному подразделению о тьюторской деятельности в соответствии с планом работы; повышать свой профессиональный уровень.

Модели тьюторства в ОУ Тьюторская позиция педагога: ориентация на проявление интереса, формирование заказа на образование, включение в образовательный процесс, рефлексия. Предметное тьюторство: работа по построению и реализации индивидуального образовательного маршрута в предметной (научной ) области. Тьюторское сопровождение формирования образовательных и профессиональных компетенций – организация ситуации пробного действия, рефлексии способа и результата освоения, организация ситуации применения Тьютор –навигатор: помощь в ориентации в разных видах ресурсов для профессионального и образовательного самоопределения, получения ресурсов для реализации своей цели Тьюторское сопровождение развития и образования в условиях образовательного события: построение ситуации преодоления себя, пробы себя, действия в условиях неопределенности, построения социального «эха», «зеркал» Тьюторское сопровождение формирования и реализации индивидуального учебного плана – консультации при составлении, предоставление необходимых ресурсов (методических, информационных) для реализации, организация анализа и рефлексии (результативность, самоорганизация, перспективы) Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальной образовательной программы –проявление запроса, построение цели своего образования, анализ внутренних и внешних ресурсов, проектирование маршрута в ОУ и во вне, координация при реализации, анализ результативности, проектирование следующего шага.

Назначение тьютора Помощь ребенку в создании образа самого себя, концепции личности, а также в осознании собственной уникальности Помощь обучающемуся в осознании своих образовательных и профессиональных интересов, составлении ресурсной карты для их реализации, выработке ИОП Обеспечение индивидуального предметного движения в разных областях научного знания Работа с индивидуальными учебными стилевыми характеристиками Помощь обучающимся в освоении технологий (а не суммы знаний), обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса; Развитие индивидуальной социальной активности самого ребенка.

Предполагаемый результат тьюторского сопровождения Достижение каждым обучающимся своего собственного образа (личностного, профессионального и т.д.) Определение своего пути в образовании, понимание своего заказа к образованию, принятие ответственности за свое будущее

Модель деятельности тьютора 1. Предназначение тьютора 2. Цель педагогической деятельности тьютора 3. Функции тьютора 4. Структура педагогической деятельности(этапы) 5. Содержание деятельности

Модель деятельности тьютора 1. Предназначение тьютора Актуализация и развитие поддерживающей образовательной среды, позволяющей обучающимся в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности благодаря синтезу педагогических, информационных и организационных технологий, обеспечивая при этом единые для всей сети стандарты качества. 2. Цель педагогической деятельности тьютора: создание условий для становления обучающихся как субъектов собственной учебной деятельности по развитию желаемого уровня компетентности.

Модель деятельности тьютора 3. Функции Контрольно-диагностическая Проектная Мотивационная Информационно-содержательная Организационно-деятельностная Технологическая Консультационная Рефлексивная

Модель деятельности тьютора 4. Структура педагогической деятельности(этапы) Проектировочный Организационно-деятельностный Диагностический Поддерживающий 5. Содержание: описание целей и последовательности действий на каждом из этапов работы

Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения (блоки) Содержательный Мотивационный Блок способов, знаний и умений школьников Организационно-деятельностный Диагностический

Содержательный блок (организация тьюторского сопровождения ) - фиксация познавательного интереса. Теоретические основы тьюторского сопровождения Технологии тьюторского сопровождения. Цель этапа осознание школьником своих целей, интересов и планов.

Способы деятельности тьютора: Диагностика интереса Анкетирование, тестирование «Включение» и «приобщение» Вопросы с правом выбора Работа с папкой личных достижений ученика Беседа, консультирование Построение цепочки (что было, что есть, что будет)

Способы работы обучающегося: Рассказ о себе представление своего «Я». Представление имеющегося объема знаний по теме. Представление рассказ об истории возникновения познавательного вопроса. Осознание неопределенности создавшейся ситуации, необходимость ее достройки из прошлого и будущего.

Мотивационный блок -организация сбора и анализа информации по теме Обеспечивает поэтапное развитие познавательной мотивации школьников в соответствующих педагогических условиях.

Способы деятельности тьютора Нахождение «точек удивления», вопросов в представленном материале. Сужение или расширение темы. Планирование шагов для достижения цели, создание «образа будущего». Анализ «портфеля». Консультации по «портфелю». Помощь в составлении «карты» интереса.

«Карта» познавательного интереса Выявление образовательных ресурсов, «мест», в которых ребенок может найти информацию по интересующей теме. Цель этой работы овладеть культурными средствами самообразования, в том числе институциональными средствами (библиотеки, кружки и т.п.).

Сбор и анализ «портфеля» Анализ познавательного интереса ученика, основанный на подборе материала по интересующей теме. Цели: снабдить учеников, родителей и всех тех, кто принимает решение в отношении образования, необходимой информацией о прогрессе школьника в изучении выбранной темы; помочь учителю следить за прогрессом отдельных учеников в их индивидуальных поисках; научить ребенка систематизировать набранный материал; способствовать участию детей в оценке своей работы; осознать собственную успешность и компетентность в выбранной теме; заложить основу для многосторонней оценки общей работы ребенка.

Блок способов, знаний и умений В качестве результата фиксирует личностные изменения ребенка; включает в себя способы работы тьютора и ученика.

Организационно-деятельностный блок - организация представления познавательного интереса и анализ этого представления Представляет собой организационно- деятельностное обеспечение развития через индивидуальные и групповые формы работы, тьюторские консультации, практическую деятельность, представление познавательных интересов, «Город мастеров», игры, тренинги, экскурсии, выезды.

Школьники должны осознать значение представления познавательных интересов, способов работы, полученных результатов для себя, определить перспективы работы с познавательным интересом. Совместно выбирается форма представления интереса: «открытая», лаборатория, мастерская, салон, презентация и т.д. Важнейшее звено подготовки и представления познавательного интереса создание опорного плана конспекта, а также выступление перед аудиторией, которую выбирает сам обучающийся.

Диагностический блок Предусматривает анализ результатов тестирования, наблюдений, бесед, анкетирования

Способы деятельности После представления познавательного интереса идет анализ выступления. Он складывается из содержательного и внешнего анализа. 1. Из числа выступающих назначается «эксперт», специалист в данной теме. Перед групповым анализом он еще раз внимательно просматривает видеозапись выступления, осмысливает полученные результаты, а затем делится своими впечатлениями с группой. После выступления рецензента начинается коллективное обсуждение: школьники размышляют о том новом, что узнали во время выступлений, отмечают наиболее интересные моменты и эпизоды, находки выступающих. Разговор может начать и сам учитель, постепенно включая в обсуждение всех членов группы. 2. Индивидуальная консультация по итогам проведения представления познавательного интереса, на которой обучающийся старается отметить сильные и слабые стороны своего выступления, успехи и трудности, которые ему удалось преодолеть, способы деятельности, использованные во время подготовки и проведения представления познавательного интереса.

Стадия определения планов на будущее определение перспектив развития познавательного интереса; определение темы (содержательных перспектив); определение сроков (временные перспективы).

Начальная школа Совместно с психологом и родителями помощь школьнику в определении наиболее адекватной для него системы обучения Формы: - собеседование, - игры, - индивидуальная работа детей по тестовым заданиям, - наблюдение за поведением, успехами и неудачами ученика, - отслеживание динамики роста успехов ребенка.

Средняя школа Задача - помощь обучающемуся в осознании своих интересов внутри учебного предмета Возможности - изучение предмета по ИУП и в условиях разных образовательных систем, - максимально возможное увеличение возможности выбора различных предметов за счет введения студий, кружков, факультативов. Условия реализации - Обсуждение любого выбора с тьютором! - Организация совместно с родителями жизни подростков - Отделение подростковой школы от начальной и старшей школы

Формы тьюторского сопровождения в подростковой школе Общий сбор подростковой школы (еженедельно) Тьюторские часы Круглые столы с учителями Тьюторский совет Экраны фиксации траектории индивидуального движения ученика в предмете «Дни шанса» Организация студий из предметов по выбору Письменные рефлексии учащихся о новых формах работы, анализ их тьютором

Старшая школа Задачи - помощь обучающемуся в: - ориентировании в категориях будущего в профессиональном поле, - осознании своих способностей и возможностей; - в построении индивидуального способа социализации. Формы Тьюторские спецкурсы, студии (курс социальной футурологии, «Образ будущего», предметные практики) Организация линии образовательных событий в старшей школе Сопровождение процесса освоения обучающимися разноуровневых образовательных программ Анализ образовательных эффектов событий

Логика тьюторского сопровождения У тебя (подростка) есть стремление ответить на значимый для тебя вопрос. Я (тьютор) готов обсуждать, зачем тебе эти знания и КАК ты отвечаешь на твой вопрос. Это обсуждение поможет тебе понять свои достижения (какие используемые тобой средства познания эффективны) и твои проблемы (что и КАК надо менять в твоей деятельности). Главное – наша работа поможет тебе понять, КАК ты можешь использовать итоги твоей деятельности в твоем будущем – как отдаленном (в профессии, в жизни вообще), так и в ближайшее время.

Общие рекомендации по введению тьюторства в профильной школе 1. Предоставление тьюторской поддержки учащимся, готовым к самообразованию. 2. Разделение образовательного и самообразовательного пространств (не совмещать уроки и тьюторские консультации). 3. Наличие у тьютора собственного опыта самообразования. 4. Минимальное количество тьюторов в школе – три. Это должны быть люди, увлеченные этой идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность. 5. Соответствие тьюторского сопровождения возрастным особенностям учащихся.

Этапы технологии тьюторского сопровождения Определение познавательного интереса подростка. Формулирование образовательного вопроса. Постановка цели образовательной деятельности. Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка план-карты познавательного интереса. Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности - сбор портфолио, образовательный проект. Анализ итогов образовательной деятельности – презентация портфолио или проекта. Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив.

Технология тьюторского сопровождения в подростковой школе Основное содержание Обеспечение работы тьюторских классов в качестве образовательных сообществ, объединенных по способу деятельности, способу, позволяющему искать ответ на значимые вопросы: Исследовательские Проектные Творческие Техники работы - образовательная карта; - портфолио; - личностно значимое общение; - презентация в образовательном сообществе.

Этапы работы обучающегося с тьютором. Первый этап Обучающийся формулирует при помощи тьютора тот вопрос, на который он хочет получить ответ. Задача тьюторской работы найти именно такие личные вопросы, в работе с которыми и может быть разбужено отношение к знанию. Постановке такого вопроса уделяется достаточно много времени, и для этого используются специальные игровые, педагогические и психологические техники: можно составить интересную для ее заполнения анкету, где ученик укажет несколько разных вопросов, на основании которых можно будет затем побеседовать с ним или конкурс на лучший вопрос.

Второй этап 1. Поиск ответов на вопрос : обсуждение с тьютором, в котором определяется способ получения возможного ответа собственно - поиск. 2. Выбор способа Определение индивидуального стиля образования и приведение обучающегося к его осознанию Познакомить с существующими в культуре способами ответов на возникающие у людей вопросы: классическое исследование, журналистское интервьюирование, образное проживание и т.д. В своей работе тьютор стремится все время соблюдать равновесие культурного и индивидуального в работе с вопросом и поиске ответа на вопрос, отталкиваясь от индивидуального.

Основные техники работы тьютора на данном этапе План-карта источников, где можно так или иначе найти материал для ответа на вопрос. Вопросные техники (приобретая опыт сопровождения индивидуального образовательного поиска, тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов). Образовательное портфолио. Тьютор также ведет свой портфолио, только у него в нем может быть столько отделений, сколько рефлексивных уровней в его работе: его (тьютора) портфолио как ученика, тоже отвечающего для себя на вопрос его подопечного; портфолио об успехах и неуспехах его подопечного; портфолио о его собственно тьюторских шагах и находках.

Заключительный этап в цикле работы над вопросом – презентация найденных ответов в кругу обучающихся Выбор формы презентации: музейная экспозиция, увлекательный рассказ или доклад о проекте космического корабля. Образовательный продукт – запечатление ответа в форме, которая может быть использована тобой или другими. Сами презентации не выполняют функцию оценки оценки, но только приобретения нового статуса его участником.

Технология тьюторского сопровождения в старшей школе Основное содержание: Помощь обучающемуся в создании проекта своей индивидуальной образовательной программы поверх индивидуального проекта профессиональной деятельности. Техники работы: - проектная карта – включает: сферы и типы деятельности; проблемы и задачи социального масштаба; существующие проекты и программы, решающие эти проблемы; фигуры экспертов – профессионалов; рейтинг образовательных учреждений, программ, мероприятий. - портфолио; - личностно и социально значимое общение; - презентация - ярмарка индивидуальных образовательных программ и профессиональных проектов.

Благодаря тьюторскому сопровождению школьники осваивают следующие виды деятельности: Поиск в окружающем мире удивительных явлений, примечательных и значимых объектов. Творческая продукция детей краткое представление интереса. Формирование способа и техники поиска и систематизации материала. Систематическое наблюдение какого-нибудь объекта, ведение дневниковых записей, сбор примечательных фактов. Оформление и формулировка вопросов, обнаруженных фактов, формулировка проблем на основе вопросов. Создание умозаключений, выводов и обобщений, конструирование объяснений, выдвижение гипотез, предположений, версий. Работа с текстами по своей тематике. Ознакомление с современными научными гипотезами, альтернативными точками зрения на одну и ту же проблему. Изложение своего взгляда. Отстаивание позиции. Рефлексия познавательной деятельности. Рецензирование работ. Умение вести диалог и спор со слушателями. Составление таблицы-приложения. Выпуск книг и журналов.

ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ 1. Социальный анамнез 2. Образ жизни 3. Физическое развитие 4.Соматическое здоровье 5. Физическая подготовленность 6.Психологический блок 7.Психофизиологический блок 8.Психолого-педагогическое сопровождение

2 Элементы режима дня (в час., мин) регулярность ежедневн о 2-3 раза в неделю 1-2 раза в месяц Утренняя гимнастика Дорога до школы и обратно Занятия в школе Участие в различных мероприятиях в школе после уроков Спорт Домашнее задание Секции и кружки Прогулка Телевизор Компьютер Питание Личная гигиена

2.2. Питание Сколько раз в день ты питаешься горячей пищей? Один раз в день Два раза в день Три раза в день Четыре раза в день Завтракаешь ли ты? Да Нет Питаешься ли ты в школьной столовой? Да Нет Питаешься ли ты в одно и тоже время? Да Нет Оценка режима питания Оценка сбалансированности питания ПродуктыРыбаМол очны е Овощи (Кроме картоф еля) Круп ы Фрук ты МясоКопч енос ти Шок олад, конф еты Мучно е Газирова нные напитки Фаст- фуд Каждый день 1-2 раза в неделю 1-2 раза в месяц

Блок 3 Физическое развитие. МОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Возраст Рост ______ (см) Вес ______ (кг) Окружность грудной клетки ______ (см) Заключение Осанка Осмотр стопы Динамометрия (правая рука; Левая рука)

КОМПЛЕКСНЫЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД (ИНТЕГРАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ) Соматическое здоровье – подразумевает высокий уровень физического здоровья и развития. Психологическое здоровье – подразумевает высокий уровень психоэмоционального, интеллектуального и личностного благополучия. Социальное здоровье – подразумевает успешную социализацию, здоровое социальное поведение и нормативные ценностные установки. Психологическое здоровье школьников предполагает высокий уровень психоэмоционального, интеллектуального и личностного благополучия, что на социальном уровне проявляется в успешной социализации, здоровом социальном поведении и нормативных ценностных установках. Психологическое здоровье школьников предполагает высокий уровень психоэмоционального, интеллектуального и личностного благополучия, что на социальном уровне проявляется в успешной социализации, здоровом социальном поведении и нормативных ценностных установках.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ важная антропологическая составляющая интегрального здоровья. Психологическое здоровье – важная антропологическая составляющая интегрального здоровья. Это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни ; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида (по В.И. Слободчикову). Оно достигается не лечебно-медицинскими средствами, а является личностным образованием и формируется в результате активизации внутренних психологических ресурсов самого человека (по Н.П. Локаловой). Психологическое здоровье характеризует личность в целом и находится в непосредственной связи с психологической культурой личности и проявлениями человеческого духа. Индивидуальная норма психологического здоровья есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития (по И.В. Дубровиной).

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ (ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ) Уровни психологического здоровья личности (по Б.С. Братусю): Собственно личностный – высший уровень (цели, ценности, смыслы, самосознание, мотивация, самодетерминация); Инструментальный уровень (интеллект, способности, характер, операциональные и социальные навыки); Уровень психофизиологических механизмов (психофизиологическая регуляция и нейропсихологическая основа психических функций).

Психическая зарядка для учителя на каждый день. На уверенность в себе. Я все умею. Урок у меня получится. Я справ - люсь с любой ситуацией. На любовь к профессии и детям. Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу. На оптимистическое мировосприятие. Мир красив и прекрасен. В природе вечность и гармония. Я частица великого Космоса. Я счастлива и красива. На уменьшение напряжения в работе. Я спокойна, стабильна. У меня много сил. Я справляюсь с собой. Моя энергия позволяет преодолеть препятствия. Я люблю свою работу. В случае дневной перегрузки и когда не удается уснуть. Голова свободна от мыслей. Я чувствую душевное успокоение. Хочется отдохнуть. Сон охватывает без таблеток. Мне хорошо и крепко спится.

Мимическая гимнастика. 1.Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. 2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. 3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться. 4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться. 5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться. 6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться. 7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!)

Чтобы сохранить энергию, так необходимую учителю в его трудной, но благородной работе, важно помнить простые правила: 1. Не зацикливайтесь на плохом, подводя итоги дня, - считай только удачи. 2. Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети. 3. Каждый день начинайте с нового листа. В реку жизни, нельзя войти дважды. 4. В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству. Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно транслируйте дружелюбность. 5. Помните восточную мудрость: Трудись, не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя до истощения сил. 6. Осознайте высшую самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы от того, что живем. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.

Нормативно-правовое обеспечение Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г (с последующими изменениями и дополнениями); Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями); Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. 610, с последующими изменениями и дополнениями); Положение о тьюторе (рассмотрено на Учебно- методическом совете КРИПКиПРО, Протокол 4 от ).

Уровень документа Международный уровень: Конвенция о правах ребенка. Федеральный уровень: Федеральное законодательство об охране здоровья школьников: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ Об образовании, федеральные законы, связанные с социальными и поведенческими факторами, влияющими на здоровье школьников, в том числе закон РФ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др. Концепция модернизации Российского образования на период до 2020, Приказ Министерства образования и науки РФ(Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва"Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N Региональный уровень: Закон «Об образовании Кемеровской области»Программа развития образования Кемеровской области Уровень образовательного учреждения: Устав школы, программа развития МБОУ «СОШ 56»,, программа «Здоровье педагога», положение о безопасности жизнедеятельности, положение о деятельности координационного совета «По сохранению здоровья обучающихся на всех ступенях обучения», ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОУЧАЮЩИХСЯ МБОУ«СОШ 56 » на 2012 – 2015 годы.

Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников включают: Системность деятельности по вопросам здоровьесбережения: отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ (ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ по В.А. Ясвину) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (в узком смысле) – среда для организации образовательного процесса, проектируемая в соответствии с педагогической теорией и стратегией, задающими идеальные образцы, в соответствии с которыми строится процесс формирования личности. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (в широком смысле) – интегральная характеристика воздействия всего комплекса условий, в которых протекает жизнедеятельность учащихся в стенах образовательного учреждения, на их психологическое состояние, успешность учебной деятельности и личностное развитие. Качественная образовательная среда в равной мере должна обеспечивать возможности для личностного развития всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей и других лиц, включаемых в социальный компонент данной среды. Анализ комплекса возможностей для удовлетворения и развития потребностей и ценностей субъектов образовательного процесса, обеспечиваемый образовательной средой, может выступать как интегративный критерий качества данной образовательной среды.

РЕСУРСНАЯ АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩАЯ (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (по Э.М. Казину и др.) Критерии оценки степени сформированности здоровьесберегающего компонента образовательной среды: – сформированность системы представлений о ЗОЖ; (1) Когнитивный – сформированность системы представлений о ЗОЖ; – сформированность мотивационно- волевой регуляции здорового социального поведения и образа жизни; (2) Мотивационно-волевой – сформированность мотивационно- волевой регуляции здорового социального поведения и образа жизни; – сформированность операциональной структуры деятельности по ведению ЗОЖ; (3) Инструментально-деятельностный – сформированность операциональной структуры деятельности по ведению ЗОЖ; (4) Эмоциональный – состояние психоэмоционального самочувствия в процессе и результате реализации здоровьесберегающей работы; (5) Адаптивно-ресурсный – ресурсы физиологической и психологической адаптации в процессе и результате реализации здоровьесберегающей работы.

Программа мониторинга состоит из 11 блоков, включающих комплекс показателей, отражающих особенности здоровьесберегающей деятельности в конкретном образовательном учреждении. Блоки содержат оценку следующих и показателей: - кадровая обеспеченность; - уровень компетентности специалистов в вопросах здоровья и здорового образа жизни ( проведение семинаров, педсоветов, курсов повышения квалификации по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовании); - организационно-управленческая деятельность (нормативно-правовая база, программы здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса); - научно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности; Специалистами ГУО Кемеровского областного психолого- валеологического центра и совместно со специалистами Кемеровского государственного университета разработана программа комплексного мониторинга здоровьесберегающей деятельности и условий ее осуществления в образовательных учреждениях (Казин Э.М., Федоров А.И., Блинова Н.Г., Белоногова Е.В. и др. 2006)

-санитарно-гигиенические условия обучения; ( воздушно-тепловой режим образовательного учреждения; освещение классной комнаты; требования к школьной мебели и оборудованию; гигиенические нормы режима дня; питание в школе; гигиенических требований к организации образовательно-воспитательного процесса; гигиенические требования к расписанию уроков) -материально-техническая база (оборудование для диагностической, развивающей, коррекционно-реабилитационной и оздоровительной работы, оснащение необходимым инвентарем для здоровьесберегающей деятельности кабинетов медицинского работника, психолога; комнаты психологической разгрузки и групповой психологической работы, спортзала, спортплощадки, игровых помещений, рекреаций ); -образовательно-воспитательная деятельность ( программы уроков здоровья, факультативов и кружков оздоровительной направленности, конкурсы, олимпиады, викторины, классные часы, внеурочные мероприятия, направленные на формирование у школьников компетентности в области культуры здоровья и ЗОЖ) ; -профилактическая и оздоровительная деятельность ( организация витаминизации, оптимальной двигательной активности, профилактика вредных привычек, употребления ПАВ, нарушений осанки, зрения, плоскостопия);

- коррекционно- развивающая и реабилитационная деятельность ( психологические тренинги, тренинги социальных навыков, занятия физкультурой для специальной медицинской группы, занятия по коррекции речи и др.); - система работы с родителями по просвещению в вопросах здоровья и здорового образа жизни ( родительские собрания, родительский всеобуч, конференции, попечительские советы и т.п.); - организация мониторинга состояния здоровья и особенностей развития обучающихся ( показатели физического и психического здоровья обучающихся, оценка психолого-физиологической цены обучения).

Письмо Минобрнауки России от N ДЛ-150/08 "О сокращении объемов и видов отчетности, представляемой общеобразовательными учреждениями" Школы освобождаются от излишней отчетности. Минобрнауки России сообщает о недопустимости направления ОУ необоснованных информационных запросов, в частности: - запросов информации, связанной с текущей и промежуточной аттестацией обучающихся: отчет по итогам учебной четверти, полугодия, годовой отчет об успеваемости, о пропусках учебных занятий, т.к. в соответствии с Законом РФ "Об образовании" учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации учащихся; - запросов информации типа: планы работ методических объединений, отчеты о работе учителей-предметников, согласование учебных планов и программ, отчеты по участникам олимпиад и т.п.; - запросов информации, не относящейся к реализации основных общеобразовательных программ. Администрации ОУ в случае получения неправомерных запросов рекомендовано направлять их учредителю. Минобрнауки России планирует отказаться от дублирующих запросов и унифицировать федеральные мониторинги сферы образования, а также в течении года ввести в эксплуатацию единую автоматизированную информационную систему мониторинга сферы образования.

Не жди, когда придёт твой корабль… Плыви к нему сам.