Психологическая безопасность образовательной среды Концепция развития МОУ «СОШ 9» г.Балашова Саратовской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическая безопасность среды в детском оздоровительном лагере В.В. Ковров Центрэкстреннойпсихологической Помощи МГППУ.
Advertisements

Суть и сущность инновационных практик реализации психологического здоровья педагогов Панова Н.В., к.п.н., доцент СПб АППО, руководитель проекта.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе ЯКУШ Ю.И. Директор МОУ «школа.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
В.В. Рубцов Школа и стрессы: современное состояние проблемы.
Экспертиза психологической безопасности образовательной среды.
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетних»
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад 71» 2014 год.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
Актуальные компетентности в деятельности классного руководителя в условиях реализации современной модели образования Петренко И.В. Руководитель ГМО классных.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Транксрипт:

Психологическая безопасность образовательной среды Концепция развития МОУ «СОШ 9» г.Балашова Саратовской области

Среда – «совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка,… для образования не есть нечто однозначное и наперёд заданное…» Образовательная среда «…начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между её отдельными элементами начинают выстраиваться определённые связи и отношения» В.И. Слободчиков

Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни среды как фактора образования является подсистемой социокультурной среды

Образовательная среда школы характеризуется категорией «со-бытийность общности» Со-бытийная общность – есть целостно- смысловое объединение людей, создающее условия для развития предметной деятельности, среды, индивидуальных способностей человека (В. И. Слободчиков)

Структура образовательной среды образовательного учреждения КОМПОНЕНТЫ: 1. Пространственно-семантический 2. Содержательно-методический 3. Коммуникационно - организационный

1. Пространственно-семантический компонент включает: - архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении; - символическое пространство школы (символика, атрибуты, традиции и др.).

2. Содержательно-методический компонент включает: - содержательную сферу (концепция жизнедеятельности школы, концепция и программа воспитательной работы, программы основного и дополнительного образования); - технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в образовательном учреждении (мероприятия, игры, дела, структуры управления и самоуправления и др.), подготовки и проведения мероприятий и коллективных творческих дел в школе

3. Коммуникационно-организационный компонент включает: - особенности субъектов образовательной среды образовательного учреждения; - коммуникационную сферу; - организационные условия (особенности управленческой культуры).

Специфика и уникальность образовательной среды образовательного учреждения определяются: типовыми и видовыми особенностями образовательного учреждения; системой организации и управления жизнедеятельностью ребёнка и групп детей – учебных классов, временных детских коллективов (отрядов), клубов и объединений детей по интересам; наличием «лидеров» и «отстающих»; включённостью ребёнка в другие коллективы, группы и группировки, уровнем защищённости ребёнка в них;

Специфика и уникальность образовательной среды образовательного учреждения определяются: социальными контактами субъектов образовательного учреждения (образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (сотрудничество, взаимопомощь, господство, авторитарность и т.п.), личный пример, опыт);

Специфика и уникальность образовательной среды образовательного учреждения определяются: информационной составляющей образовательной среды (правила внутреннего распорядка, устав, конституция, декларация о намерениях, законы и т.п.); фактическими, а не декларируемыми нормами отношения к людям, их мнениям и оценкам; предписаниями и правилами личной и общественной безопасности;

Специфика и уникальность образовательной среды образовательного учреждения определяются : средствами наглядности в школе (любые идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы, рекомендации, пожелания, т.е. персонально адресованное на субъекта образовательной среды воздействие); материальной и соматической составляющими среды (условия обучения, досуга и отдыха; здоровье и психическое состояние; психологический микроклимат).

Сущность понятий: «опасность», «риск», «угроза» Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами; Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта; Угроза – конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил (обстоятельств); совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства.

Психологическая безопасность состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношения ее участников Модель психологически безопасной образовательной среды включает: 1. защищенность от психологического насилия; 2. референтную значимость окружения; 3. удовлетворенность в личностно- доверительном общении. (И.А. Баева)

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды (И.А. Баева)

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально- организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия. Следствие – получение ребенком психологической травмы

Формы психологического насилия 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребёнка); 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания); 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)

Проявления психологического насилия в образовательной среде: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение.

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 3. Отсутствие удовлетворенности в личностно- доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза психическому здоровью

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью

Результаты опроса педагогов о трудностях работы в школе 1. Фактическое отсутствие «права на ошибку» (89%). 2. Недостаток положительного стимулирования труда (89%). 3. Отсутствие свободного времени и условий для полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы (73%). 4. Неудовлетворенность профессиональным статусом (71%). 5. Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей, коллег, родителей (67%). 6. Отсутствие возможности и условий для самовыражения и самореализации (35%).

Риски, связанные с ребенком: - отклонение от нормы психического и физического развития – 60%; - низкая мотивация – 35%; - трудности адаптации – 30%; - высокий уровень агрессии – 20%; - педагогическая запущенность – 20%; - учебная перегрузка – 20%; - личностные особенности – 10%; - страхи, тревожность – 10%.

Риски, связанные с учителем: - эмоциональное выгорание – 55%; - некомпетентность – 30%; - низкий уровень мотивации – 20%; - низкий уровень профессионального саморазвития – 20%; - большая учебно-воспитательная нагрузка – 15%; - большая наполняемость классов – 10%; - повышенная ответственность, тревожность – 10%; - пожилой возраст, соматические заболевания – 15%; - негативные стереотипы, связанные с неуспевающими детьми – 10%; - завышенная требовательность – 5%; - грубость, безразличие – 5%; - неудовлетворенность социальным статусом – 5%; - негибкость, ригидность мышления, авторитарность – 5%.

Риски, связанные с семьей: - изменение состава семьи – 25%; - патологии личности родителей – 20%; - развод – 20%; - завышенные требования к ребенку – 15%; - пьянство (алкоголизм) – 15%; - невнимание к ребенку – 15%; - смерть одного из родителей – 15%; - плохая забота о ребенке – 15/%; - семейные конфликты – 10%; - педагогическая некомпетентность – 10%; - неполная семья – 10%; - изменение социального и материального статуса семьи – 10%; - жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни – 10%.

Риски, связанные с управлением школой: - отсутствие команды единомышленников в администрации – 10%; - неадекватность и несоответствие предъявляемых требований возможностям педагогического коллектива – 10%; - формализм, закрытость администрации – 5%; - введение инноваций – 5%; - процедура аттестации – 5%; - изменение состава администрации, изменение профиля школы – 5%; - нездоровая соревновательность – 5%; - отсутствие мотивации повышения квалификации педагогического коллектива – 5%.

Риски, связанные с организацией учебно- воспитательного процесса: - большой объем учебной нагрузки – 20%; - не рецензируемые учебники – 20%; - невнимание к эмоциональной сфере ребенка, психо- эмоциональные перегрузки учащихся – 20%; - завышенные требования при аттестации (ЕГЭ) – 15%; - сложность учебных программ – 15%; - излишняя рационализация образования – 10%; - необходимость адаптации учебно-воспитательных программ – 10%; - введение новых предметов – 10%; - модернизация образования – 10%; - недостаток развивающих программ – 10%.

Риски, связанные с особенностями школьных взаимоотношений в диадах: ребенок-ребенок: - нарушение межличностных отношений – 35%; - насилие, нетерпимость – 30%; - низкая коммуникативная компетентность – 35%; - деление на лидеров и изгоев – 10%; - соперничество – 10%.

Риски, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса: ребенок-взрослый: - отсутствие доверительных отношений – 20%; - отсутствие психологической поддержки – 20%; - авторитарность – 20%; - незащищенность ребенка – 10%; - жестокость, безразличие – 10%; - самоутверждение за счет ребенка – 10%; - предвзятость, субъективизм – 5%; - некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми – 5%.

Риски, связанные с организацией учебно- воспитательного процесса: взрослый-взрослый: - соперничество – 15%; - несогласованность педагогических позиций – 15%; - неумение сотрудничать, недоверие друг к другу – 10%; - некомпетентность, дезадаптация, субъективизм – 10%; - психические болезни – 5%; - последствия эмоционального выгорания – 5%; - взаимные претензии, перекладывание ответственности – 5%.

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании): гуманистической образовательной системы школы; единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей школу среде; включённости самого ребенка в образовательный процесс в субъектной позиции; наличия значимых для ребёнка сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.

Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде школы принцип опоры на развивающее образование и воспитание принцип психологической защиты личности принцип помощи в формировании социально-психологической умелости

Социально-психологическая умелость - набор умений, дающий возможность компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности (И.А. Баева)

П сихологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии

Условия организации безопасной образовательной среды в школе - целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений самих участников образовательного процесса; - адресная помощь ребенку в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях школы (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально- эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.);

Условия организации безопасной образовательной среды в школе - активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе; - эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации; - повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.

Основные задачи организации безопасной образовательной среды в школе - выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях школы (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником – учителем, педагогом дополнительного образования, психологом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих образовательному учреждению); - отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду школы как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития современного ребенка (экспериментальная модель «Школа без стрессов»);

Основные задачи организации безопасной образовательной среды в школе - обосновать условия организации такого типа образовательной среды и требования к ее эффективной организации, относящихся ко всем участникам, отвечающим за обучение, воспитание, развитие детей, включая систему задач и действий, для каждого участника педагогической ситуации; - обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, детей в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в ходе учебно-воспитательного процесса в школе; - составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации; - сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

Задачи РЭП 1. Создание системы экспертизы психологической безопасности образовательной среды школы. 2. Организация мониторинга состояния образовательной среды в аспекте её психологической безопасности. 3. Разработка и апробация «Паспорта психологической безопасности образовательного учреждения».

Спасибо за внимание! Михайлина Марина Юрьевна Зав.кафедрой психологии ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», Научный руководитель экспериментальной площадки