УПРАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕМ ФГОС Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Advertisements

1 ФГОС нового поколения: обеспечение введения и реализации.
Работа с локальными актами, необходимыми при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Абрамова Татьяна Владимировна, начальник управления общего и специального.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
2011 Нормативно-правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Определение готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Практикум «Самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС»
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Условия введения ФГОС. Основные характеристики новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Цель: 1. Познакомить слушателей семинара с нормативно - правовой базой внедрения федерального государственного стандарта начального общего образования.
Об отдельных аспектах введения ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет.
Нормативно - правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
Транксрипт:

УПРАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕМ ФГОС Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз» ( А. Асмолов).

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) С 1 января 2011 года вступили в действие.

Качественный человеческий капитал – единственное устойчивое конкурентное преимущество любой страны Компетенции XXI века установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям высокая социальная активность требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность способность быстро адаптироваться к новым вызовам компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия Обобщенный заказ ФГОС: портреты выпускников Начальная школа Основная школа Старшая школа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября 2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «17»_декабря_2010 г.1897__ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования План действий по модернизации общего образования на годы УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г.

Будущее: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация Школа Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» Подготовка к выбору профессии Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции креативность способность переобучаться

Ключевые особенности ФГОС общего образования ФГОС – развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования. Изменяется структура, содержание, расширяется сфера действия и назначение образовательного стандарта Стандарты первого поколения - ориентированы на решение основной задачи - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания От минимального содержания образования – к индивидуальному максимуму результата впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закрепленный в законодательной базе.

Ключевые особенности ФГОС общего образования ФГОС - качественно новый этап в развитии подходов к проектированию образования: впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования. В структуру ФГОС включены требования к условиям реализации программ. В отличие от стандартов первого поколения нормируются: результаты образования; результаты образования; структура основных образовательных программ; структура основных образовательных программ; условия и ресурсы реализации основных образовательных программ; условия и ресурсы реализации основных образовательных программ; впервые основой и условием эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель впервые стандарт предусматривает внеурочную занятость впервые системообразующим компонентом ФГОС являются требования к результатам освоения ООП

Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г. (начальная школа) 2004 Стандарт второго поколения – 3 компонента (федеральный, региональный, школьный) – изменения в предметном содержании (разгрузка на 20%, новые предметы, новые концепции предметов, новые элементы содержания); – заявлены, но не реализованы личностная ориентация, ключевые компетенции, деятельностный характер образования – только федеральный компонент – предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер (дается три варианта планирования, педагог может создать свой, 4-й вариант), усиление воспитательной функции образования (на внеурочную работу – 10 ч. в каждом классе) – ориентация стандарта второго поколения на результат образования

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени обучения, а также их цели и ожидаемые результаты. Объект моделирования: образовательная система образовательной организации. Цель проекта: создание условий для модернизации образовательной системы образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС. Настоящая модель определяет

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа Примерная основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования.

пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей образовательной системы в образовательной организации с целью приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС 1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной и основной ступени и органов управления программой введения ФГОС. 2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной и основной ступени. 3. Разработка проекта модернизированной образовательной системы. 4. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы. 5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательнойорганизации.

1 этап Формирование рабочей группы Задачи этапа. 1.Определить состав рабочей группы; 2. Назначить руководителя рабочей группы; 3.Определить порядок ее работы; 4. Поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения. Формы работы группы: групповая и индивидуальная. Результаты этапа: Состав рабочей группы (согласно приказа) -заместитель директора по УВР начального общего образования - заместитель директора по УВР - заместитель директора по ВР - учителя - рук. МО - психолог - социальный педагог

2 этап. Определение изменений в существующей образовательной системе, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС Задачи этапа. Задачи этапа. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо: 1. Спланировать организационно-управленческую деятельность по направлениям в соответствии с 9 критериями, разработанными Министерством образования и науки РФ. 2. Соотнести имеющиеся результаты управленческой деятельности с формальными показателями. 3. Выявить степень соответствия/разработанности/укомплектованности по каждому формальному показателю. 4. Определить степень готовности (фактически (в %), либо – с указанием планируемого срока выполнения). Все эти действия могут осуществляться как последовательно, так и параллельно (одновременно). В результате будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системы.

3 этап. Разработка проекта модернизированной образовательной системы. Задачи этапа. При проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами. Т.е. необходимо: Разработать основную образовательную программу (какая основная методологическая, философская идея должна быть заложена в программе?) Разработать рекомендации для администрации образовательной организации по разработке локальных актов, должностных инструкций и т.д.; Предложить перечень УМК, учебников, которые следует применять. Разработать предложения по организации внеурочной деятельности обучающихся. Разработать проект методического плана рабочей группы как часть общего методического плана работы. Разработать предложения по реальному повышению профессиональной компетентности учителей, в том числе и внутри образовательной организации. Разработать рекомендации для администрации по обеспечению кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы образования в соответствии с требованиями ФГОС.

4 этап. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы. Создание нормативно- правового обеспечения введения ФГОС МероприятияСрокФормальные показателиОтветственные Решение органа государственно- общественного управления (Управляющего совета) о введении в школе ФГОС НОО Апрель Протокол заседания органа государственно-общественного управления ГБОУ….на котором принято решение, согласованное с учредителем Администрация Подготовка приказа по школе «О создании рабочей группы по введению ФГОС ООП в ….» Октябрь 201… Приказ по …..32 от …г. Директор Подготовка приказа по школе «Об утверждении создании рабочей группы по введению ФГОС НОО в МОУ СОШ» Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС в образовательной организации Октябрь Наличие плана-графикаАдминистрация Совет по введению ФГОС

5 этап. 5 этап. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательной организации На данном этапе проводится самооценка готовности ГБОО к введению ФГОС по заданным критериям и сформирован перечень изменений в элементах образовательной системы

Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС Разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательной организации, в т.ч. стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками. соответствие расчетов по фонду оплаты труда: фактическая обеспеченность/потребность = коэффициент обеспеченности (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2008 г. 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме») Определение оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями (ем) дополнительного образования детей) наличие проекта модели, ее обоснование наличие и обобщение положительного опыта организации внеурочной деятельности (от районного уровня и выше) наличие системы дополнительного образования (студии, мастерские, клубы и т.д.) результативность воспитательной системы Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС наличие проекта плана методической работы в образовательной организации наличие МО учителей активность работы МО (обобщение опыта работы на педсоветах, конференциях, семинарах и т.д., наличие опубликованных материалов в сборниках различного уровня) Эффективность методической системы образовательной организации наличие собственной методической продукции по материалам апробации ФГОС

Осуществление повышения квалификации всех учителей (возможно поэтапно, по мере введения ФГОС) наличие плана-графика повышения квалификации наличие дополнительных источников для повышения квалификации Обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС фактическая обеспеченность/потребность = коэффициент обеспеченности Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС Запланированные мероприятия Темы методических заседанийСроки проведения Утвердить график проведения методических дней:Сентябрь г. Концепция ФГОС. Новое содержание образования. Основная образовательная программа Октябрь 201..г Методологическая основа ФГОС. Технологии деятельностного подхода. Рабочая программа учителя. И т.д. по месяцам. Декабрь 201..г

Создание нормативно-правового обеспечения введения ФГОС (пример) Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ( из федерального перечня) Май 20…1Список учебников в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 201../201.. учебный год. Администрация Совет по введению ФГОС Разработка на основе примерной основной образовательной программы образования основной образовательной программы Июнь-сентябрь 201… Наличие программного документа Администрация Совет по введению ФГОС

2. Финансово-экономическое обеспечение МероприятияСрокФормальные показателиОтветственные Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками. Август Наличие дополнительных соглашений Администрация Привлечение для финансирования деятельности дополнительных средств из внебюджетных источников В течение годаПоступление дополнительных финансовых средств Администрация Управляющий совет

3.Организационное обеспечение введения ФГОС Мероприятия срокиотвтственные Создание рабочей группы по введению ФГОС в…… октябрь 201… Приказ по образовательной организации Директор Разработка плана взаимодействия между образовательной организацией и учреждениями дополнительного образования Май-август 201….Наличие плана работыАдминистрация Совет по введению ФГОС Управляющий совет Учреждения дополнительного образования 4. Создание кадрового обеспечения введения ФГОС МероприятияСрокФормальные показателиОтветственные Определения уровня готовности педагогов к реализации ФГОС (анкетирование, собеседование) Апрель Уровень готовности педагогов к реализации ФГОС Администрация 5. Создание информационного обеспечения введения ФГОС 5. Создание информационного обеспечения введения ФГОС 6. Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС

Основная образовательная программа основного общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее - Программа).

Содержательный раздел включает Содержательный раздел включает общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: - программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; - программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; - программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Основная образовательная программа основного общего образования в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.

Основная образовательная программа обязательную часть формируемую участниками образовательного процесса Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. индивидуальные потребности обучающихся в образовательной программе предусматривается учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные внеурочную деятельность

Основная образовательная программа типу Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу образовательного учреждения и быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования. Целевой раздел : Пояснительная записка раскрывает: 1) цель и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; 2) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы основного общего образования. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны: 1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы; являться содержательной и критериальной основой для разработки - рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, - рабочих программ курсов внеурочной деятельности, -курсов метапредметной направленности, программ воспитания, - системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Содержательный раздел: Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на: реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно- деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования; повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;

Организационный: Учебный план: обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов. филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России; естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.

за за внимание! внимание!