Причины снижения интереса учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла
Учитель физики находится в условиях, при которых он обязан обучить всех учащихся Начиная с 1977 года, с введением всеобщего среднего образования, курс физики, рассчитанный на изучение 30% наиболее способных детей, стали изучать все 100% учащихся. В результате резко снизился интерес учащихся к предмету
Такая же проблема просматривается в образовании ряда стран, и для ее решения предпринимаются определенные меры «Лица, которые не достигнут необходимого уровня грамотности и образования, не смогут реализовать свои гражданские права не только в обеспечении материального благосостояния… но и в степени участия в жизни государства…» Д. Гарднер, Г. Сиборг, Дж. Холтон «Нация на грани риска»
Снижению интереса к изучению предметов естественного цикла способствовала также гуманитаризация образования парадокс Современная физика лежит в ядре гуманитарного образования, поскольку, кроме физики, ни один другой предмет не дает такого ясного понимания процесса познания природы и общества Бернар Прас (Bernard Pras) - французский современный художник.
Снижение познавательного интереса к изучению физики приводит к снижению уровня подготовки учащихся «Преподавание физики, в котором эксперимент не составляет основы и краеугольного камня всего изложения, должно быть признано бесполезным и даже вредным»
Попробуем представить: физика вновь «в почете». Вернулись часы, пополнились оборудованием кабинеты. Будет ли достигнут желаемый результат? Школьникам не хватает воображения, фантазии. Они не умеют учиться, в частности, читать с должной скоростью, считать. Их словарь беден. Это значит, что они не понимают текст учебника и речь учителя. Следовательно, их мышление не развито в той мере, в какой это необходимо для изучения физики в основной школе. Трудный возраст, оставляющие желать лучшего учебники. ЕГЭ все это только усугубляет.
В поисках выхода следует все же исходить из необратимости времени и из нежелательности возвращения в прошлое Значит, нужно в существующем положении вещей найти нечто позитивное, что могло бы послужить отправной точкой для преодоления кризиса.
Позитивные новообразования современные дети гораздо более самостоятельны, чем их родители в том же возрасте более приспособлены к жизни в современном обществе, чем их учителя
Позитивные новообразования Другое позитивное качество состоит в том, что молодежь сплошь и рядом плохо образованна (обучена). Здесь нет ошибки. Действительно ли в нашем невероятно быстро изменяющемся мире нужны те знания, что содержатся в школьных программах? может быть детей нужно просто научить учиться друг у друга?
Позитивные новообразования образовательные технологии уже известны и апробированы. Учителя в своей каждодневной работе преодолевают стереотип традиционного обучения. Однако значимый результат можно ожидать только в том случае, если процесс перехода школ на деятельностные технологии будет носить целенаправленный и массовый характер.
В отношении учителей физики эта задача особенно актуальна Логика рассуждений и сопровождающий ее математический формализм оказались ценными сами по себе. В результате школьная физика потеряла связь с миром, который как наука она отображает. Потеря интереса, отсутствие мотивации к изучению предмета – другая, не менее важная причина низкого качества знаний школьников по физике. Поэтому особенно важно научить детей видеть образ мира через призму физических принципов и законов