Презентацию подготовили Ученицы 7 класса « Б » Уткина Анастасия и Цибанкова Юлия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГЛАГОЛ Для подготовки к ЕГЭ Кузьмина Л. С.. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?
Advertisements

Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Страна Глаголия Несовершенный вид Настоящее время Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Спряжение Совершенный вид Условное наклонение Прошедшее.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Страна Глаголия Несовершенный вид Настоящее время Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Спряжение Совершенный вид Условное наклонение Прошедшее.
КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ГЛАГОЛА? Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: «Что делать?, Что сделать?» Обозначает действие.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Безличные глаголы Урок - исследование. Определение безличных глаголов, их роль в предложении. Безличными называются глаголы, обозначающие действие без.
7 класс Выполнила: Гессель Т.И.. Самостоятельная часть речи Обозначает: Действие предмета Вопросы: Что делать? Что сделать? Неопределенная форма глагола.
Сформировать знания учащихся по теме «Глагол» Познакомить их с основными признаками. Научить различать спряжение, наклонение глагола.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
1 Удивительная часть речи – глагол!. 2 Что без меня предметы? Лишь названия. Но я приду – все в действие придет, Летит ракета, люди строят здания, И рожь.
СОДЕРЖАНИЕ Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное План морфологического разбора
Интерактивный тренажёр по теме: «Глагол» 6 класс Ячменёва Галина Александровна МАОУ ОСОШ 2.
Какие наклонения бывают у глаголов. Изъявительное наклонение Условное наклонение Повелительное наклонение Наклонения глагола.
Страна всяческих действий. Тема урока ГЛАГОЛЫ УСЛОВНОГО УСЛОВНОГО НАКЛОНЕНИЯ НАКЛОНЕНИЯ.
Транксрипт:

Презентацию подготовили Ученицы 7 класса « Б » Уткина Анастасия и Цибанкова Юлия

Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечают на вопросы что делать ? что сделать ? что делал ( а, и, о )? В предложении чаще всего выражен сказуемым. ГЛАГОЛ

Глаголы изменяются по числам, временам, лицам ( в настоящем и будущем времени ) и по родам ( в прошедшем времени и единственном числе ) КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ГЛАГОЛЫ

Начальной формой глагола является его неопределенная форма, или инфинитив. Глагол в инфинитиве отвечает на вопросы что делать ? или что сделать ? и имеет только постоянные признаки переходности ( читать - перех., спать - неперех.), возвратности ( мыть - мыться ) и вида ( решать - несов. вид, решить - сов. вид ). Формальными показателями инфинитива являются формообразующие суффиксы - ть ( чита - ть ), - ти ( нес - ти ), - чь или Ш ( пе - чь или печь - Ш ). Инфинитив может быть любым членом предложения : подлежащим ( Учиться всегда пригодится ), сказуемым ( Быть грозе великой !), дополнением ( Все просили ее спеть ), определением ( У меня возникло непреодолимое желание поспать ), обстоятельством ( Я пошел пройтись ). НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Спрягаемые формы ( дышу, буду дышать, дыши, дышал бы и т. п.) - это формы наклонений, времен, лиц ; именно эти формы в наиболее отчетливом виде представляют грамматические свойства глагола как части речи. В предложении спрягаемые глагольные формы используются как простое глагольное сказуемое ( он глубоко и редко дышал.). СПРЯГАЕМЫЕ ФОРМЫ

Глагол может быть совершенного и несовершенного вида. Глаголы СВ отвечают на вопрос что ( сделать ?) и обозначают законченное действие ( прочитать ) или действие, достигшее определенного предела ( похудеть ). Эти глаголы описывают действие как факт ( Наступила осень, листья пожелтели и опали.). Очень редко, преимущественно в разговорной речи, глаголы СВ могут обозначать факт как пример повторяющегося действия ( С ним так бывает : остановится и задумается ). Глаголы НСВ отвечают на вопрос что делать ? и не обозначают законченного действия ( читать ) действия, достигшего определенного предела ( худеть ). СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД

Глаголы, которые сочетаются или могут со ­ четаться с существительным или местоимени ­ ем в винительном падеже без предлога, назы ­ ваются переходными : Люблю родную сторону. Переходные глаголы обозначают такое дей ­ ствие, которое переходит на другой предмет : люблю ( что ?) сторону. Существительное или местоимение при пе ­ реходном глаголе может стоять в родительном падеже : 1) Если при глаголе имеется отрицание : Я написал ( что ?) письмо. Я не написал ( че - го ?) письма. 2) Если действие переходит не на весь пред - мет, а только на часть его : выпил ( что ?) воду выпил ( чего ?) воды. Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой пред ­ мет : ходить ( на лыжах ), купаться ( в море ), претворять ( в жизнь ). К непереходным относятся глаголы с суф ­ фиксом - ся ( сь ). ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Глаголы с суффиксом - ся ( сь ) называются возвратными : учиться, встречаться, умы ­ ваться. Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными ( причесывать причесывать ­ ся, купать купаться ); другие только воз ­ вратными ( без суффикса - ся они не употребля ­ ются ): смеяться, надеяться, бороться, кла ­ няться, трудиться, стараться, ложиться, гордиться, оставаться, становиться. Суффикс ся бывает после согласных ( удив ­ ляться, занимаешься ), а суффикс - сь после гласных ( встречаюсь, горжусь, удивляюсь ). ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Глаголы в изъявительном наклонении обо ­ значают действия, которые происходят, проис ­ ходили или будут происходить на самом деле : строю, строил, буду строить. Глаголы в изъявительном наклонении из ­ меняются по временам. В настоящем и буду ­ щем времени гласная конца основы неопреде ­ ленной формы иногда отсекается : видеть вижу, увидеть увижу. В изъявительном наклонении глаголы несо ­ вершенного вида имеют три времени : настоя ­ щее ( читаю, строим ), прошедшее ( читал (- а ), строили ) и будущее сложное ( буду читать, будем строить ), а глаголы совершенного ви ­ да два времени : прошедшее ( прочитал (- а ), построил ( а )) и будущее простое ( прочитаю, построим ). ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Глаголы в условном наклонении обознача ­ ют действия, желаемые или возможные при определенных условиях : сделал бы, принес бы. Условное наклонение глагола образуется от ос ­ новы неопределенной формы глагола при помо ­ щи суффикса - л - и частицы бы ( б ). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими слова ­ ми : Если каждый человек на куске земли сво ­ ей сделал бы все, что он может, как прекрас ­ на была бы земля наша. Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе по родам. УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА

Глаголы в повелительном наклонении вы ­ ражают побуждение к действию, приказ, просьбу : иди в школу, идите в школу, встань пораньше, встаньте пораньше. Глаголы в повелительном наклонении упо ­ требляются обычно в форме 2- го лица : верь в себя. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам. Формы повелительного наклонения образу ­ ются от основы настоящего или будущего прос ­ того времени с помощью суффикса - и - или ну ­ левого суффикса. Глаголы в повелительном на ­ клонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном - те : ре ­ ши решите, познакомь познакомьте. Иногда к глаголам повелительного накло ­ нения прибавляется частица - ка, которая не ­ сколько смягчает приказание : присядь - ка, при ­ сядьте - ка, подойди - ка ко мне. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи: сияет месяц, снег сверкает. Глаголы в настоящем времени могут обо­значать действия, которые совершаются посто­янно, всегда: наступает весна. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам. ЧислоЛицоПримеры Единственное 1- еЧитаю, иду 2- еЧитаешь, идешь 3- еЧитает, идет Множественное 1- еЧитаем, идем 2- еЧитаете, идете 3- еЧитают, идут

Глаголы в прошедшем времени показыва ­ ют, что действие происходило до момента ре ­ чи : грачи улетели, поля опустели. При описании прошлого часто вместо про ­ шедшего времени употребляется настоящее время : Возвращаюсь вчера с вокзала домой, иду темной улицей. Вдруг вижу : у фонаря что - то белеет. Глаголы в форме прошедшего времени об ­ разуются от неопределенной формы ( инфини ­ тива ) с помощью суффикса - л -: строить строил, строила, строили. Глаголы в неопределенной форме на - чъ, - ти, - нутъ ( несовершенного вида ) образуют формы прошедшего времени ед. числа мужско ­ го рода без суффикса - л -: беречь берег ( но бе ­ регла ), нести нес ( но несла ). От глагола идти прошедшее время шел, шла, шли ; от глагола найти прошедшее время нашел, нашла, нашли ; от глагола расти рос, росла, росло, росли. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам ( рассказал рассказали ), а в ед. числе по родам. Во мн. числе глаголы в про ­ шедшем времени по лицам не изменяются. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи : Увидишь, что это за человек ! Ты сразу его полюбишь и подружишься с ним, голубчик ! ( а. Чехов ). Будущее время имеет две формы : простую и составную. Форма будущего составного гла ­ голов несовершенного вида состоит из будуще ­ го времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида : буду ри ­ совать, буду стараться. От глаголов совершен ­ ного вида образуется будущее время простое ( прочитаю ), от глаголов несовершенного ви ­ да будущее время составное ( буду читать ). Форма будущего простого глагола совер ­ шенного вида образуется так же, как и форма настоящего времени : открою, откроешь, от ­ кроет, откроем, откроете, откроют. В буду ­ щем простом глаголы имеют те же личные окончания, что и глаголы несовершенного ви ­ да в настоящем времени. БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ

СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ По своим личным окончаниям глаголы де­лятся на два спряжения: первое и второе. Отличие первого спряжения от второго Спряжение глаголов определяется по не­определенной форме. Если у глагола безудар­ное личное окончание, то нужно: 1) поставить глагол в неопределенную форму {работаете работать, делают делать); 2) определить, какая гласная стоит перед -ть. При определении спряжения глагола неопре­деленную форму надо брать от того же вида, что и личная форма: выполняешь выполнять (не-сов. вид), выполним выполнить (сов. вид). Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: ле­теть вылететь (I спряжение), учить вы­учить (II спряжение).

Глаголы хотеть, бежать изменяются по первому, а частично по второму спряжению. Поэтому они называются разноспрягаемыми. Особо спрягаются глаголы есть (кушать) и дать РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ

Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица ( предмета ), называются безличными : смеркается, знобит, нездоровится, подморози ­ ло, вечереет. Безличные глаголы обычно обозначают яв ­ ления природы или состояние человека : Вот уже светает. Но мне не спится. В предложе ­ ниях безличные глагилы являются сказуемы ­ ми, при которых не может быть подлежащего : Сегодня морозит ; В лесу легко дышится ; Мне нездоровится ; Недаром говорится, что дело мастера боится. Безличные глаголы употребляются : а ) В изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого времени : форму 3- го лица единственного числа ( настоящего или бу - дущего времени ) и форму среднего рода един - ственного числа ( прошедшего времени ): нездо - ровится, будет нездоровиться, нездоровилось ; б ) В условном наклонении также в одной форме : нездоровилось бы ; в ) В неопределенной форме : нездоровиться. Многие личные глаголы в предложении мо ­ гут выступать в значении безличных. Ср.: Пах ­ нет весною. В этом предложении нет подлежа ­ щего, глагол пахнет употреблен в безличном значении. Свежее сено хорошо пахнет. БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Принадлежит глагол. Во - первых, обозначает действие предме ­ та и отвечает на вопрос ( что делает ?). Во - вторых, начальная форма принад ­ лежать ; имеет постоянные морфологические признаки : несовершенный вид, непереходный, II спряжение. Здесь употреблен в изъявительном наклоне ­ нии, в единственном числе, в настоящем вре ­ мени, в 3- м лице это его непостоянные при ­ знаки. В - третьих, в предложении является ска ­ зуемым. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА