Прокурор общественной жизни М.Е.Салтыков- Щедрин «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Advertisements

М.Е.Салтыков-Щедрин ( ) Сказки. терминология «Эзопов язык» - средство борьбы с цензурными гонениями. «С одной стороны, появились аллегории, с.
Сказки (1869 и 1880 – 1886) «Для детей изрядного возраста»
В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин. Н.Г. Чернышевский 900igr.net.
Сатирическая направленность сказок Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина-синтез его творчества. Выполнили учащиеся 10го класса МОУ ЧСОШ.
1 М. Е. Салтыков-Щедрин 1826 – Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина Жизнь и творчество.
В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин. Н.Г. Чернышевский.
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина 10 класс. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина Творчество Салтыкова- Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы,
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков- Щедрин.
М.Е. Салтыков-Щедрин Сказки для детей изрядного возраста.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Сказка – ложь да в ней намек: добрым молодцам урок!
Устное народное творчество Сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина Проект И.П. Грибовой.
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина синтез его творчества Автор: Щеникова Наталья Сергеевна преподаватель русского языка и литературы Профессиональное училище.
Учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме: презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-
Тема урока: Сказки для детей изрядного возраста. Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков-Щедрин. Н.Г. Чернышевский.
М.Е.Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-
Транксрипт:

Прокурор общественной жизни М.Е.Салтыков- Щедрин «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто… не карал наших общественных язв с большей беспощадностью» (Н.Г.Чернышевский) « Публика наша еще не видела такого прямого и ясного способа относиться к современности» (П.В.Анненков) В высшей степени правдив и человечен

Традиции русских сатириков в творчестве Щедрина Смех как острейшее оружие. «Ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздается смех». Сочетание смешного и трагического – одна из характерных черт сатиры Фонвизина и Щедрина. Как и Гоголь, Салтыков – Щедрин создает широкие обобщения, образы –типы. Углубление и заострение критической направленности русского реализма- характерная черта щедринской сатиры

«…то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, направленная против общественного и политического нашего устройства…»

Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина «Сказки для детей изрядного возраста» « Для детей от 7 до 70 лет» ( гг) Сказки- итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. Из 32 сказок 28 созданы в течение 4 лет, с г. Философско- сатирические сказки. Они о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей. Цель: пробудить народ, чтобы дети «изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

Сказка «Премудрый пескарь» 1883г. Сказка написана в годах, после покушения народовольцев на царя Александра 2 (1 марта 1881 года) Уж очень худое время наступает, – отмечает Салтыков- Щедрин в один из первых мартовских дней 1881 года.- В атмосферу русской жизни проникают подозрительность и трусость. Но, страшнее всего, считал автор, малодушие. И в это время он берётся напомнить своим современникам о человеческом достоинстве, о чести, стыде, о мудрости, истинной и мнимой. Своему герою писатель дал определение премудрый. Как вы понимаете смысл заглавия? Каково значение эпитета «премудрый»?

Какие были у него радости? Кого утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём? Кто об его существовании вспомнил? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никого. Неправильно полагают те, кто думает, что лишь пескари могут считаться достойными гражданами. Кои, обезумев от страха, сидят в своих норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере, бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия…живут, даром место занимают, да корм едят… Сказка содержит главный нравственный урок – трусость, равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла.

Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными сказками и в чем их отличие? Каковы же объекты сатиры? Каковы основные причины обращения Салтыкова- Щедрина к жанру сказки? На какие тематические группы делятся сказки Салтыкова -Щедрина? В чем художественное своеобразие сказок?

Идейно-тематическое своеобразие сказок Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат». «Богатырь») Обличение самодержавной власти Отношения мужика и барина («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»)-обличение паразитического образа жизни господствующего класса; Положение народа («Коняга», «Кисель») Подлость буржуазии и трусость обывателя («Либерал», «Карась – идеалист», «Премудрый пескарь») – обличение рядовых обывателей и либерально настроенных слоев общества в бездеятельности Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь», «Путем-дорогою», «Ворон-челобитчик») ("Совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет - от этого он и к жизни приспособиться не может".

Художественные особенности сказок Фольклорные мотивы (зачин, присказка, пословицы, поговорки, числительные с нечисловым значением и т.д) Гротеск (переплетение фантастики и реального) Эзопов язык (иносказание и метафоричность) Социальная сатира ( сарказм и реальная фантастика) Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности) Гиперболизация

Примерный план анализа сказки Тема (О чем?) Главная мысль (Зачем?) Особенности сюжета (как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?) Особенности образов сказки: Образы-символы Своеобразие животных Близость к народным сказкам Сатирические приемы, используемые автором Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер Соединение фольклорного, фантастического и реального

Задание: 1.Из критической статьи А.С.Бушмина. М.Е.Салтыков-Щедрин (часть7) выбрать высказывания (1)о творчестве Салтыкова-Щедрина. 2. Из афоризмов М.Е.Салтыкова-Щедрина выписать самое ценное, на ваш взгляд, изречение.