ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС начального общего образования (Утвержден.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования Начальное общее образование НОВОМОСКОВСК АВТОР: ДИРЕКТОР МОУ «САВИНСКАЯ.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
МОБУ «Янинская СОШ» Педагогический совет Тема: Из опыта работы педагогов по проектной деятельности 15 апреля года.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
СТРУКТУРА основной образовательной программы образовательного учреждения Учебный план Программа формирования УУД Программы по предметам Программа коррекционной.
Национальная образовательная инициатива Пункты инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты 1. Переход на новые образовательные.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС начального общего образования (Утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г ) Педсовет 2 декабря 2010 года

Социальные вызовы школьному образованию: Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования Усиление миграционных процессов Недостаточный уровень воспроизводства населения Снижение физического, социального и психического здоровья населения

04 февраля 2010 г. Президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ

Структура ФГОС Система Требований: Требования к структуре основных образовательных программ; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к условиям реализации основных образовательных программ

В отличие от стандартов первого поколения нормируются: Цели, результаты образования Структура основных образовательных программ Условия и ресурсы реализации основных образовательных программ

Системно-деятельностный подход развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельностиразвитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Чему учить?обновлениесодержанияобразования Ради чего учить?Ценностиобразования Как учить? Обновление технологий образования

Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Метапредметные результаты должны отражать (п.11 ФГОС НОО): овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; и др.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы учитывают специфику содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы Филология Русский язык. Родной язык. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке. Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы духовно-нравственной культуры народов России Искусство. Изобразительное искусство. Музыка Технология Физическая культура

Цели, результаты образования Ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; ценности личной, социальной и государственной безопасности; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства

Структура основных образовательных программ зафиксировано наличие частей: обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение – 80% и 20% (п.15); определены разделы ООП (п.16) и представлены их характеристики (п.19); Осуществлена интеграция учебной и внеурочной деятельности (п.19.3).

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к структуре основной образовательной программы ТРЕБОВАНИЯ Планируемыерезультаты Программаформиро-ваниякультурыздоровогоибезопасногообразажизни Базисныйучебныйплан Программаформиро-ванияУУД Программадуховно-нравственногоразвитияивоспитания Программыпопредметам ПрограммакоррекционнойработыСистемаоценки

Раздел 1.Пояснительная записка Отражает особенности ОУ

Раздел 2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Требования к предметным результатам Требования к метапредметным результатам Требования к личностным результатам

Содержание планируемых результатов в соответствии с системно-деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи: - направленные на отработку теоретических моделей и понятий, - максимально, по возможности, приближенные к реальным жизненным ситуациям. система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, – преломленными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса. особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, служащий основой для последующего обучения.

Раздел 3.Учебный план начального общего образования Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса Внеурочная деятельность по направлениям (10 ч/нед) –спортивно-оздоровительная –художественно-эстетическая –научно-познавательная –военно-патриотическая –общественно-полезная –проектная

Предметные области Учебные Предметы Классы Количество часов в неделю Всего IIIIIIIV Обязательная часть Филология Русский язык Литературное чтение Иностранный язык–2226 Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир22228 Основы духовно- нравственной культуры народов России –––0/10,5 Искусство Музыка11114 Изобразительное искусство Технология Физическая культура Итого ,586,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса –332,58,5 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) Всего к финансированию

Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное ПАРТНЕРЫПАРТНЕРЫ ПАРТНЕРЫПАРТНЕРЫ Направления развития личности духовно-нравственноедуховно-нравственное социальноесоциальное научныеисследования Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов общественнополезныепрактикиобщественнополезныепрактики Формы деятельности интеллектуальноеинтеллектуальноеобщекультурноеобщекультурное поисковыепоисковые Олимпиадысоревнования школьныенаучныеобществашкольныенаучныеобщества диспутыдиспуты конференцииконференции круглые столы секциисекциикружкикружки

Раздел 4.Программа формирования УУД Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества

Раздел 5. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов программы обеспечивают: достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы В программах представлены: не только содержание, но и виды учебной деятельности

Примерная программа Пояснительная записка Личностные, метапредметные и предметные результаты Основное содержание Рекомендации Варианты тематического планирования (с видами деятельности) Рекомендации по внеурочной деятельности Рекомендации по оснащению и методической литературе Все предметы начальной школы, 2 части Примерные программы учебных предметов предметов

РАЗДЕЛ 6 Примерная программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы Структура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

РАЗДЕЛ 7 Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни

РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Внешняя оценка: -аккредитация ОУ -аттестация кадров -мониторинги Внешняя оценка: -аккредитация ОУ -аттестация кадров -мониторинги Итоговая оценка достижений обучающихся: накопленная текущая оценка, оценка за итоговую работу ( стандартизированные письменные и устные работы), оценка за выполнение проекта Итоговая оценка достижений обучающихся: накопленная текущая оценка, оценка за итоговую работу ( стандартизированные письменные и устные работы), оценка за выполнение проекта Внутренняя оценка: администрация ОУ, учитель, ученик, родители, Внутренняя оценка: администрация ОУ, учитель, ученик, родители, Накопленная оценка (портфолио ) Накопленная оценка (портфолио ) Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода

Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Материально- техническое обеспечение Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Финансово- экономическое обеспечение

Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (п.25) Материально-технические условия должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных ФГОС требований к результатам требований к результатам возможность достижения обучающимися установленных ФГОС требований к результатам требований к результатам СоблюдениеСоблюдение своевременных сроков и необходимых объемов ремонта; санитарно- бытовых и социально-бытовыхусловий пожарной и Электробезопасности архитектурнойдоступностиобъектовинфраструктуры требований охраны труда санитарно-гигиеническихнорм

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность (п.25): Осуществлять деятельность создание и использованиеинформации использованиеинформации ПолучениенформацииПолучениенформации Организовать отдых и питание Физическое развитие развитиеФизическое исполнения, сочинения и аранжировки и аранжировкимузыкальныхпроизведений исполнения, сочинения и аранжировки и аранжировкимузыкальныхпроизведений Проведение экспериментов экспериментовПроведение Проектирование и конструирование Проектирование обработка материалов и информации и информации обработка материалов и информации и информации Созданиематериальных объектов, объектов,Созданиематериальных наблюдения (включая наблюдениемикрообъектов), наблюдениемикрообъектов),

Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину;любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающийлюбознательный, активно и заинтересованно познающий мир;мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Задачи Разработка и утверждение на основе примерной ООП основной ООП ОУ. Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям стандарта Разработка и утверждение плана-графика введения стандарта в ОУ Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии со стандартом Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования. Реализация моделей взаимодействия УО и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения стандарта Создание плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ в связи с введением стандарта. Разработка плана семинаров с ориентацией на проблемы введения стандарта. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ОУ с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса.

33 разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.) приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно- квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения

34 определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей)

35 разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно, по мере введения ФГОС начального общего образования) обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

36 Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта