Тема 5 Социально- психологические основы внутриличностных конфликтов Учебные вопросы: 1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта. 2. Основные виды.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внутриличностные конфликты ГБОУ РС (Я) «РЛЦП и МСРИ» Выполнил: Владимиров Дь. гр.«Контролер СБ»
Advertisements

Внутриличностные конфдикты ТЕМА 5. Внутриличностный конфликт – это… Это внутренние противоречия, борьба, сильные негативные переживания. Это столкновение.
Внутриличностные конфликты - острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Виды и пути преодоления.
Конфликты: Преодоление Преодоление Сущность СущностьПетрозаводск
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
Школа бизнес-коучинга и тренинга Ирины Марецкой «Между Сциллой и Харибдой» Внутриличностный конфликт как предпосылка мощных личностных изменений.
ЛЕКЦИЯ 7. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 2 часа.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Мотивы конфликтного поведения детей и подростков и пути предотвращения агрессивности в конфликтных ситуациях»
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ Монгуш Орлана Орлан-ооловна Заведующая МБДОУ 8.
Самосознание сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и.
Педагогические конфликты: причины и пути разрешения.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Транксрипт:

Тема 5 Социально- психологические основы внутриличностных конфликтов Учебные вопросы: 1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта. 2. Основные виды внутриличностных конфликтов. 3. Последствия внутриличностных конфликтов. 4. Способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Вопрос 1 Подходы к пониманию внутриличностного конфликта

ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА Внутриличностный конфликт - это регресс в сферу бессознательного, проигрывание так называемого «родительского сценария». (К.Юнг) Внутриличностный конфликт – это столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и - противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других. (К.Хорни) В основе внутриличностного конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. (К.Роджерс) Главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, или чувство бесцельности и пустоты. (В.Франкл) 2

ТЕОРИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА (по З.Фрейду) У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний. Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Оно (Ид) сосредоточение слепых инстинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению Сверх-Я (Супер-эго) моральные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью 3

Это борьба в психике одного субъекта: или двух позитивных тенденций; или двух негативных тенденций; или позитивной и негативной тенденции «Я» РЕШЕНИЕ СТРУКТУРА ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА (по К.Левину) Внутриличностный конфликт - это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и субъект вынужден делать выбор: между положительной и отрицательной тенденциями; между положительной и положительной тенденциями; между отрицательной и отрицательной тенденциями (К.Левин) «+» «-» «+» «+» «-» «-» 4

Внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности Внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими Сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания Основу внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся: противоречивыми позициями сторон; противоположными мотивами, целями и интересами сторон; противоположными средствами достижения целей в данных условиях Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов) «Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим.» (М.Твен) 5

Вопрос 2 Основные виды внутриличностных конфликтов

ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЛИЧНОСТИ Отражают стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»). Определяется как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»). Мотивы Самооценка Воплощают в себе общественные нормы и выступают благодаря этому как эталоны должного. Здесь имеются в виду личностные ценности, т.е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Они обозначаются как «надо» (Я «должен») Ценности 6

Структуры внутреннего мира личности, находящиеся в конфликте Вид внутриличностного конфликта «Хочу» («Я хочу») Мотив «Надо» («Я должен») Ценность «Могу» («Я есть») Самооценка Мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу») Нравственный конфликт (между «хочу» и «надо») Конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу») Ролевой конфликт (между «надо» и «надо») Адаптационный конфликт (между «надо» и «могу») Конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу») ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ 7

МОТИВАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ Существуют конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и к безопасности, между двумя положительными тенденциями – классическая дилемма «буриданова осла», или как столкновение различных мотивов «Я» - хочу Внутренняя борьба связана с принятием решения и выбором наиболее привлекательного решения Ситуация: Таня пишет: «Мне 21 год. Мой муж хороший человек, но пьет каждый день. Его ничего не останавливает. Сама удивляюсь, почему я до сих пор с ним. Почему я не могу его бросить? – Предложите решение ситуации:Предложите решение ситуации Решение: Помочь себе может только она сама. У всех поступков есть причины. Если Таня терпит его, значит, находит в этом свои психологические преимущества – например, чувство собственной нужности («он без меня пропадет»), убеждает себя в правильности своих жизненных принципов («любому нужно помочь»). 8

НРАВСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ Конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями, между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества, между долгом и сомнением в необходимости следовать ему «Я» - хочу «Я» - надо Внутренняя борьба связана с принятием решения и выбором между желанием и долгом Ситуация: Героиня романа «Евгений Онегин» Татьяна Ларина заявляет: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Именно «отдана», т.е. с ней общество, семья поступили, как с предметом. Но «буду век ему верна» - решает для себя Татьяна Ларина. – Предложите решение ситуации:Предложите решение ситуации: Решение: Решение принимается в результате мучительных раздумий, борьбы мотивов, благодаря нравственным усилиям. Так она понимает супружеский долг. 9

КОНФЛИКТ НЕРЕАЛИЗОВАННОГО ЖЕЛАНИЯ Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать «Я» - хочу «Я» - могу Внутренняя борьба связана с невозможностью реализовать свои желания Ситуация: Писательница Арбатова пишет, что она, переболев в детстве полиомиелитом, комплексовала. Усугубляла это состояние мама, которая упивалась ролью матери болеющего ребенка. – Предложите решение ситуации:Предложите решение ситуации Решение: Необходимо переключить сознание человека на более радостную перспективу, на повышение самооценки. Например, убедить комплексующего человека в том, что успех его в обществе зависит не от того, над чем он комплексует, а от другого. 10

РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ Выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований самой личности к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт) «Я» - надо Внутренняя борьба связана возможностью реализовать роль Ситуация: Дима (13 лет) идя рядом с мамой заинтересованно разговаривал с ней о своих увлечениях. Но вот навстречу идут ребята из его класса. Дима мгновенно отошел от мамы на большое расстояние. – Предложите решение ситуации:Предложите решение ситуации: Решение: В данном случае возникла конфликтная ситуация – необходимости выполнять одновременно разные роли., которые требовали противоположных форм поведения: с мамой – роль внимательного сына, а со сверстниками – независимой личности, чтобы они не называли его «маменькиным сынком». 11

АДАПТАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека - профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования. «Я» - надо «Я» - могу Внутренняя борьба связана с адаптацией в конкретной группе (обществе, обстановке и т.д.) Ситуация: Витя (17 лет) однажды решил познакомиться с девушкой, а она язвительно ответила ему отказав, сказав «Посмотри на себя в зеркало…». Это происходило в присутствии его друзей. С тех пор Витя даже не пытался знакомиться с девушками. А со свидетелями своего «позора» стал избегать встреч. – Предложите решение ситуации:Предложите решение ситуации: Решение: Мучиться подобными воспоминаниями нет никакого смысла. Случилось и прошло. Надо сразу же сделать поправку на то, что неловкая ситуация сложилась случайно и виновник ее совершенно не хотел никому сделать зла. У него были свои проблемы. 12

КОНФЛИКТ НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. «Я» - могу Внутренняя борьба связана с самооценкой и возможностью реализовать свои возможности Ситуация: Таня пишет: «Мне 20 лет. У меня давно нет близкого друга. Я превратилась в одинокую женщину. Пробовала жить по принципу «стерпится – слюбится», ничего не получается. Идеального мужчину все равно не найти – таких просто нет. А загонять себя в тупик ничего не значащих отношений не хочу. Что же делать?» – Предложите решение ситуации:Предложите решение ситуации: Решение: Конечно, идеальных мужчин не существует – это не открытие. Однако здесь важно, чтобы женщина смогла разглядеть, оценить и полюбить в мужчине СВОЕ. 13

КОГНИТИВНЫЙ КОНФЛИКТ Конфликты, связанные с тем, что человек может иметь 2 знания (мнения), психологически несовместимых (не согласованных). Человек знает, что курить вредно, но продолжает курить. 2 знания (когниции) – «знаю, что курить вредно» и «знаю, что курю» - противоречат друг другу. Это когнитивный диссонанс. «Я» - думаю Внутренняя борьба связана со столкновением несовместимых представлений Ситуация: Человек купил телевизор марки «Самсунг». После этого возникли сомнения – ту ли модель купил. Возник диссонанс 2 – х знаний: «Я принял решение» и «Я не уверен, что это правильное решение». – Предложите решение ситуации:Предложите решение ситуации Решение: Уменьшение диссонанса возможно через изменение одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу: привести себе дополнительные аргументы в пользу того, что эта модель проста и удобна в управлении, имеет технические возможности, которых нет у других и т.д. 14

ПОКАЗАТЕЛИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался. Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса. Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения. Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания Таким образом, внутриличностный конфликт – это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения 15

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА Форма проявленияСимптомы Неврастения Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли Эйфория Показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы» Регрессия Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности Проекция Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная Номадизм Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения, партнеров; частые разрывы отношений с друзьями; изменение привычек, увлечений, обстановки Рационализм Самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых МЫ СОПРОТИВЛЯЕМСЯ НАШИМ СТРАСТЯМ НЕ ПОТОМУ, ЧТО МЫ СИЛЬНЫ, А ПОТОМУ, ЧТО ОНИ СЛАБЫ (М.Ларошфуко) 16

Вопрос 3 Последствия внутриличностного конфликта

ПОСЛЕДСТВИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА НЕГАТИВНЫЕ ПОЗИТИВНЫЕ неврозы; тревожность; общая психическая подавленность; бесконтрольный выход энергии; утрата уверенности в своих силах усиливается привлекательность еще недоступной цели; наличие препятствия способствует мобилизации сил и средств для его преодоления; сила мотивации достигает своего апогея. ЕСЛИ ВЫХОД НЕ НАЙДЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СРЫВ СУИЦИД ПРИЯТНЕЙШИЙ СПОСОБ САМОУБИЙСТВА – ТОНУТЬ В СИРОПЕ СЛАВОСЛОВИЯ 17

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ 18

ПОКАЗАТЕЛИ СУИЦИДОВ В СТРАНАХ МИРА (от 10 до 20 человек на 100 тысяч населения) – Австралия, США. (свыше 20 человек на 100 тыс. населения) - Латвия (42.5), Литва (42.1), Эстония (38.2), Венгрия (35.9). Уровень суицидального показателя Средний Высокий (до 10 человек в год на 100 тысяч населения) - Греция, Италия, Гватемала (0.5), Филиппины (0.5), Албания (1.4), Доминиканская Республика (2.1), Армения (2.3). Низкий Россия уже давно занимает прочную позицию в третьей группе с показателем 39. В нескольких регионах России число самоубийств приближается к 80 (например, Читинская область), в пятнадцати регионах он превышает 60, в трех 70 (данные 1996 г.). По данным ВОЗ за 2003 год Россия вышла на первое место по количеству самоубийств на 100 тысяч населения. Каждый год в мире кончают с собой человек. Среди них: тысяч китайцев, - 30 тысяч американцев, - 25 тысяч японцев, - 20 тысяч французов, - 51 тысяч россиян. 19

ПРИЧИНЫ СУИЦИДОВ (%) ВРЕМЯ СУИЦИДОВ (%) МЕСТО СУИЦИДОВ (%) СТАТИСТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОСТУПКОВ СУИЦИДУ ПРЕДШЕСТВОВАЛИ (%) 20

Вопрос 4 Способы разрешения внутриличностных конфликтов

СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА СТРАТЕГИЯСОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ Компромисс Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации Уход Уход от решения проблемы Пере- ориентация Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему Сублимация Перевод психической энергии в другие сферы деятельности – занятие творчеством, спортом, музыкой и т.д. Идеализация Предаться мечтаниям, фантазиям, уход от действительности Вытеснение Подавление чувств, устремлений, желаний ЮМОР ПЕРЕНОСИТ ДУШУ ЧЕРЕЗ ПРОПАСТЬ И УЧИТ ЕЕ ИГРАТЬ СО СВОИМ ГОРЕМ (Л.Фейербах) 21

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЯ Вытеснение Забыть, не осознавать события, вызывающие тревогу. Затрачиваются усилия на поддержание вытесненного. «Часто забывается и конфликт, и все, что с ним связано.» Рационализация Обесценивание: «виноград-то зеленый». Мнимая привлекательность того, что мы потеряли. «Если к другому уходит невеста, то неизвестно кому повезло». Искажая восприятие, мы сохраняем свое достоинство. Отрицание Сдерживание негативных эмоций, вызванных поведением человека в трудной ситуации. «Все отрицать. Следить за развертыванием событий, надеясь на авось». Обособление Уход от неприятной ситуации. Нежелание думать, о возможных последствиях тех событий, в которых индивид вынужден был принимать участие. «Не вспоминать ситуацию, в которой потерпел фиаско.» КомпенсацияНеуспешные виды деятельности компенсируются другими, удачными. Уход от проблемы в другую область. «Субъект, отвергаемый в одной группе, ищет себя в другой». 22

- Уметь прощать себя и других. Прощение действует исцеляюще. 2. ОСВОБОДИВШИСЬ ОТ ГРУЗА ЭМОЦИЙ, ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧАЕТ РЕСУРС ДЛЯ РЕШЕНИЯ СВОИХ ПРОБЛЕМ Причину конфликта надо искать в самом человеке. Для этого задать себе несколько вопросов: что раздражает меня? почему я так реагирую на это? как я веду себя при этом? почему другие реагируют на это иначе? насколько адекватно я реагирую на это? в чем причина моего раздражения? не случалось ли со мной нечто подобное прежде? 23

- С помощью рефлексии взглянуть на себя с позиции внешнего наблюдателя: осознать себя в этой ситуации; осознать как тебя воспринимают окружающие; не раздувать из мухи слона, реально оценить ситуацию. 1.АДЕКВАТНО ОЦЕНИТЬ СИТУАЦИЮ, В КОТОРОЙ ОКАЗАЛСЯ ИНДИВИД. - Создать правильный образ собственного «Я»: уметь смотреть правде в глаза. - Реагировать на факты, а не на представления о них: не думать о том, как люди вас оценивают. - Не реагировать эмоционально на раздражители: реакцию отсрочить («Я буду волноваться только завтра»). - Научиться управлять своими эмоциями: очиститься от таких чувств как обида, гнев, страх. - Уметь направлять свою агрессию в нужное русло, используя способы разрядки: спортивные игры, физические упражнения, прогулки; устроить истерику наедине (чтобы не слышали); разорвать газету в клочья; поколотить подушку руками и т.д. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 24

- Для того, чтобы освободиться от груза старых проблем, надо поставить четко выраженную цель: 3. ОСОЗНАВ РЕАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ СВОЕГО ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА, ТОЧНО ОПИСАТЬ ВОЛНУЮЩУЮ ВАС СИТУАЦИЮ с принятием решения 50% волнений исчезает; цель должна быть реальной; записать возможные действия, которые надо предпринять; действовать решительно, целеустремленно; наступать, а не обороняться. - Важно, чтобы каждый человек отдавал себе отчет о собственных индивидуальных особенностях: 4. ЕДИНОГО РЕЦЕПТА ВЫХОДА ИЗ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА НЕТ вырабатывал свой стиль выхода из внутриличностного конфликта; конструктивно решал; активно действовал. 25

«Два шара, сталкиваясь между собой, разлетаются по стандартным траекториям, одинаково повинуясь строгим физическим законам. Люди же ведут себя по-разному и вышивают уникальный узор конфликта, потому что проявляют неповторимость своей внутренней психической организации.» А.С. Кармин 26