Просвещение. Новую русскую историю обыкновенно начинают с так называемой эпохи преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Портрет П.А. Демидова Дмитрий Григорьевич Левицкий «...и если отталкивать всякий случай как ошибку, когда же будет - не ошибка?»
Advertisements

Портрет петровского времени. й й ф Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению.
Творческая работа ученицы 7 А класса МОУ « Золотухинская СОШ » Коноревой Светланы.
«Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С.Рокотова «Портрет А.П.Струйской» и стихотворению.
Творчество художника Левицкого
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Художественная культура эпохи Просвещения России УРОК МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 10 КЛАССЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ 9.
Презентация на тему: Живопись России XVIII века. В 1770 – е годы Академию художеств возглавил Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773_, получивший звание.
Факультет : филологический Группа : РС -21 Серикова М. К.
СПЕЦИФИКА ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА. Что такое портрет? Прежде всего, это изображение конкретного человека. Но определяя портрет как жанр, следует говорить.
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Считается, что портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII.
Живопись XVIII века. От парусины к портрету.. В средневековой культуре не было светского изоискусства, оно носило культовый характер и было представлено.
Великие портретисты прошлого Живописный портрет это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Живописный портрет это форма выражения глубокого.
У истоков русского портретного искусства
Художественный портрет как способ отражения внутреннего мира человека Изобразительное искусство 7 класс.
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 11 класс) по теме: Портрет в русской живописи 18 века.
Описание окружающей среды на картине Н.Н.Дубовского «Море» 6 класс.
Изображение детей в искусстве Эпоха просвещения в России Подготовили студентки 1 курса 2 группы Столыпина Ольга, Созинова София, Воронова Валерия.
Портреты наших великих соотечественников. Портрет – от французского – изображение. Один из жанров живописи, скульптуры, графики, посвящённый изображению.
ЯН ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ. «Величайший маг и волшебник живописи»
Транксрипт:

Просвещение

Новую русскую историю обыкновенно начинают с так называемой эпохи преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр Великий. Поэтому время его царствования отделяет старую Русь от преобразованной России. Петровская реформа, дала сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Петровские преобразования в культуре ставили целью не только привлечь иностранных художников, но и просветить отечественную публику, привнести в русское искусство лучшие традиции европейского художественного творчества.

Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов.

Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н. Никитин (ок ). И.Н. Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец - трагические невзгоды.

О жизни Ивана Никитина известно очень мало. Он родился около 1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по- латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате.

Об увлечении Никитина живописью стало известно Петру I. Царь поручил заниматься с Никитиным И. Г. Таннауеру, который приехал в Россию в 1711 году и, как все иностранцы, дал обязательство обучать "русских людей всему, что сам умеет". У Таннауера он начал изучать законы перспективы и живописное мастерство. Одновременно с занятиями Никитин помогал Таннауеру выполнять заказы.

Ранние портреты Никитина позволили Петру I распознать дарование художника. В 1716 году среди двадцати человек, имевших способности к искусству, был послан как пенсионер в Италию и Никитин. О том, какие надежды возлагались на него, свидетельствует общеизвестное письмо Петра I, написанное жене в Данциг 19 апреля 1716 года: "Катеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, то попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать; так же и протчих, каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашево народа добрыя мастеры".

В начале 1720 года Никитин возвращается в Петербург. Петр тепло встретил своего "пенсионера". Он присвоил ему звание "двора его величества персонных дел мастера", подарил дом неподалеку от своего дворца и рекомендовал придворным заказывать портреты Ивану Никитину. Многочисленные портреты, созданные Никитиным по возвращении, говорят о зрелости таланта художника.

Простая одежда: черный камзол, белый шейный платок. Никаких знаков царской власти. Нет ни трона, ни лежащей возле него на бархатной подушке императорской короны. И за спиной царя не изображены ни поле боя, ни морское сражение, ни дворцовые покои с уходящими вдаль колоннами. Луч света, будто упавший на холст, выхватывает из темноты лицо человека пытливого ума, большой воли, сильных чувств.

Траурная комиссия поручила Никитину написать портрет Петра на смертном одре. Времени было мало; портрет написан беглыми крупными мазками. В нем чувствуется большое живописное и композиционное мастерство художника. Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения - сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно - реквием Петру, написанный близким человеком, единомышленником, ошеломленным величиной утраты.

Подлинным шедевром русской портретной живописи является портрет «Напольного гетмана». Художник создает здесь обаятельный в своей человечности облик неизвестного сподвижника Петра. Он суров и мужествен. Годы и испытания наложили печать на его лицо. Пристален взгляд умных воспаленных глаз из-под седых бровей. Открытая композиция, как бы непосредственно представляющая портретируемого, простой сдержанный колорит - под стать облику модели.

П.И.Вырубов. Портрет Рокотова Ф. С г.

Федор Степанович Рокотов - выдающийся живописец второй половины XVIII века. Его творчество явилось новой ступенью в развитии русской портретной живописи. Рокотов происходил из крепостных крестьян, получил вольную и был зачислен в Петербургскую Академию художеств. Большая роль в этих переменах, несомненно, принадлежала Ивану Ивановичу Шувалову - вельможе и меценату, президенту Академии художеств. Переезд Рокотова в столицу совпал с учреждением Академии, для занятий в которой Шувалов искал талантливых молодых людей. Большое влияние на мировоззрение художника оказали идеи просветительства и близкое знакомство с представителями передовой русской интеллигенции. В своем творчестве Рокотов воплотил высокое представление о достоинствах и духовной красоте человека. Созданным художником образам присуща особая одухотворенность. Живописный почерк Рокотова отличается живостью и легкостью мазка. В 1765 г. Рокотов оставляет Петербург и переселяется в Москву. Он уже был известным художником, академиком. По масштабам дарования он занимал первое место в художественном мире Москвы, работал много, охотно.

Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета камерный интимный портрет составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только вид лица, но и нежность сердца. Рокотовские портреты это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.

В портрете А.Струйской Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием, неслучайно его называют Русская Джоконда. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них. Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.

На полотне обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчиво отсутствующий взгляд. В глазах ее – гордость, душевная чистота и, кажется, хрупкое, незащищенное человеческое достоинство. Художник скуп на детали: шелковое платье, ниспадающее ломкими складками, прозрачный желтоватый шарф, заколка на рукаве, и брошь с жемчужной подвеской на груди. Портрет написан переливами цвета и света. Тени незаметно переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые в бледно-золотые. Световые переливы и цветовые градации не ощутимы на глаз и создают легкую дымку. Александра Струйская как бы выходит из туманной темноты, где, быть может, сокрыта какая-то тайна, которую хотели видеть в портрете многие поколения зрителей.

Поза И.Г.Орлова спокойна и горделива, как у человека, который знает себе цену. Сквозь его простоту и доброжелательность проглядывают ум и властная твердость. Неяркое сочетание образуют серебристо-серые тона кафтана, пудреный парик и скромный черный шейный платок. В этом камерном портрете художник показывает умного и расчетливого человека, который не стремился занять высокое положение при дворе, однако, оставаясь в тени, оказывал влияние на государственные дела.

Автопортрет г., Челябинская городская картинная галерея.

Левицкий родился на Украине в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном поповском роду, ведущим начало от священника Василия Носа. Отец Дмитрия, Григорий Кириллович, образованный и талантливый человек, тринадцать лет провел в Польше, где в совершенстве освоил граверное дело и стал крупнейшим украинским графиком. Первые художественные навыки Д. Г. Левицкий получил дома, под руководством отца, и его с ранних лет окружали люди, близкие к искусству. В семье Григория Кирилловича и его жены Агафьи, росли четверо сыновей и дочь. Старший, Дмитрий унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство рисунка и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской художественной интеллигенции и духовенства, он был хорошо образован, начитан, уверен в своих способностях и бесспорно очень талантлив.

Портрет П.А. Демидова 1773 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Вместо официального мундира с наградами и регалиями на Демидове надеты домашний жилет, панталоны, чулки, широко распахнутый халат, колпак, а вокруг шеи небрежно обернут шарф. Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза портретируемого одновременно, как и положено, величественная и вместе с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а велеречивый жест правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же нарочито контрастно противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, драпирующим колонны.

Некрасивое, умное, обладающее ярко индивидуальным выражением, лицо Демидова и вся фигура его написаны без всякой ложной многозначительности и снисходительности к возрасту. Левицкий сумел сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета (колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве, огромные пожертвования на который, сделанные Демидовым, были известны в обществе). Однако, в лице изображенного проскальзывают нотки горькой иронии. Портрет свидетельствует о высоком мастерстве художника, его умении за внешним, напускным увидеть черты глубокой человечности.

Портрет Д. Дидро г., Музей искусства и истории, Женева

Левицкий рисует Дидро наедине с рождающейся мыслью. Дидро дома. Он снял парик и облачился в халат. «Небрежно открытой шеей гордо вознесена большелобая голова. Неспокоен его ум, одновременно пожирающий и животворящий». Его мечты обретают формулы конкретных предложений. «Превосходное средство для предупреждения восстаний крепостных против господ: сделать так, чтобы вовсе не было крепостных», Дидро говорит, надеется и сомневается. Портрет показывает нам его спокойное достоинство и грустно-насмешливый понимающий взгляд. «Русский» Дидро мягок, но по всему лицу разбросаны росточки остроумия. Дидро показан Левицким в момент прозрения. Целая гамма чувств на очень живом лице, сотканном из гнева и радости, раздумья и покоя. Прозрение нерадостно.

Портрет А.Д.Левицкой (Агаши), дочери художника 1785 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Агаша, одетая в русское платье и кокошник, помещена в интерьер бревенчатой избы, рядом стол, покрытый ковровой скатертью, на нем приготовленные для дорогих гостей хлеб, соль в изящной солонке и кубок с питьем. Молодая девушка представлена добросердечной хозяйкой, ее лицо излучает доброту, привлекает ласковой улыбкой. В портрете дочери он демонстрирует свое мастерство живописца эпохи классицизма и воспевает простоту и естественность народных русских обычаев.