Документально-методические комплексы (ДМК) по истории: принципы разработки, использования на примере вводной темы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с историческими источниками Историк никогда не исчерпает документ до конца, он всегда может обратиться к ним с новыми вопросами или заставить их.
Advertisements

ЕГЭ ПО ИСТОРИИ Анализ основных ошибок,рекомендации по подготовке Круглова Е.В, методист МБОУ Методический центр образования.
Уровни научно – исследовательской работы Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района МБОУ ДОД «Поспелихинский районный Центр детского творчества»
Организация научно- и сследовательск ой деятельност и школьников Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот кто не.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Совместный проект Фонда поддержки образования образовательного центра «Участие» и «Школьной лиги Роснано» Технологии успешного обучения Образовательная.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Совершенствование аналитической культуры учителя (анализ урока с позиций системно-деятельностного подхода)
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
Лекция как ведущий метод изложения материала Составитель- канд.психол. наук, доцент Малейко Г.У.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
« Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении истории и обществознания»
Научно – методические подходы к планированию курсов истории.
Транксрипт:

Документально-методические комплексы (ДМК) по истории: принципы разработки, использования на примере вводной темы

1. ДМК: понятие и принципы разработки в условиях вариативного исторического образования школьников Документально-методический комплекс по истории (ДМК) – научно-методическая система разнообразных источников, вопросов и заданий к ним, объединенных общей целевой установкой и темой учебного занятия. В процессе обучения истории ДМК выступает как специально созданное учителем дидактическое средство для организации проектно-исследовательской деятельности школьников на семинарских и лабораторных занятиях, дискуссиях и т.п. Документально-методический комплекс по истории (ДМК) – научно-методическая система разнообразных источников, вопросов и заданий к ним, объединенных общей целевой установкой и темой учебного занятия. В процессе обучения истории ДМК выступает как специально созданное учителем дидактическое средство для организации проектно-исследовательской деятельности школьников на семинарских и лабораторных занятиях, дискуссиях и т.п.

1. ДМК: понятие и принципы разработки в условиях вариативного исторического образования школьников Вариативное образование – установка на конструирование образования, обеспечивающего компетентный выбор индивидуальных образовательных траекторий каждого человека (А.Г.Асмолов) Вариативное образование – установка на конструирование образования, обеспечивающего компетентный выбор индивидуальных образовательных траекторий каждого человека (А.Г.Асмолов) Информационная избыточность текста (учебника) – принцип отношения к различным текстам (словесно-печатным и визуальным) как к открытым, многоуровневым источникам, предрасположенным к их вариативному использованию в процессе обучения истории. Информационная избыточность текста (учебника) – принцип отношения к различным текстам (словесно-печатным и визуальным) как к открытым, многоуровневым источникам, предрасположенным к их вариативному использованию в процессе обучения истории.

ДМК: понятие и принципы разработки в условиях вариативного исторического образования школьников Все компоненты учебника – источники исторической информации и средства организации познавательной деятельности старшеклассников Все компоненты учебника – источники исторической информации и средства организации познавательной деятельности старшеклассников Нелинейный принцип работы с учебником истории - установка на использование разнообразных компонентов учебной книги как источников учебной информации в логике изучения проблемы \ вопроса, а не в последовательности изложения авторского текста в учебнике Нелинейный принцип работы с учебником истории - установка на использование разнообразных компонентов учебной книги как источников учебной информации в логике изучения проблемы \ вопроса, а не в последовательности изложения авторского текста в учебнике

1. ДМК: понятие и принципы разработки в условиях вариативного исторического образования школьников Многоуровневый анализ исторических документов – комплексный подход к изучению источника на основе вопросов Многоуровневый анализ исторических документов – комплексный подход к изучению источника на основе вопросов Многоуровневый анализ Многоуровневый анализ 1) атрибутивного, 2) историко-логического, 3) критического, 4) аксиологического, 5) праксиологического характера

2. Структура ДМК, его компоненты и требования Однолинейная структура ДМК Источник 1 Источник 2 Источник 3

2. Структура ДМК, его компоненты и требования Многоуровневая структура ДМК Ист.2 Ист.4 Ист. 5 Ист.2 Ист.4 Ист. 5 Ист.3 Источник 1 Ист.5 Ист.6 Ист.6

2. Структура ДМК, его компоненты и требования требования к ДМК атрибуция отобранных из учебника источников: время создания, автор, место публикации, вид документа и т.п.; атрибуция отобранных из учебника источников: время создания, автор, место публикации, вид документа и т.п.; © - «виртуальный источник», который отсутствует в учебнике, но его можно добавить в ДМК © - «виртуальный источник», который отсутствует в учебнике, но его можно добавить в ДМК Комплексность и многообразие вопросов и заданий к отдельным документам и их сочетаниям Комплексность и многообразие вопросов и заданий к отдельным документам и их сочетаниям

2. Структура ДМК, его компоненты и требования Репродуктивные – 1 балл Репродуктивные – 1 балл На логический анализ источника - 2 балла На логический анализ источника - 2 балла Проблемные – 3 балла Проблемные – 3 балла Образные творческие – 3 балла Образные творческие – 3 балла На критический анализ источника –4 балла На критический анализ источника –4 балла Аксиологические - 4 балла Аксиологические - 4 балла На формирование \ аргументацию собственной позиции – 4 балла На формирование \ аргументацию собственной позиции – 4 балла

Многоуровневый анализ исторических документов 1. « Паспортизация» или атрибуция источникак вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, хранения, публикации и находки, а также определить вид данного источника. 2. Историко-логический анализ содержания источника вопросы второго уровня направлены на «выборочное чтение» источника и работают с информацией, «лежащей на поверхности текста». Условно называемые историко- логическими, эти вопросы задают исследователю определенный угол зрения для выделения главного, существенного в изучаемом источнике, т.е. фактов, о которых рассказывает автор документа, причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого

Многоуровневый анализ исторических документов 3. Аксиологический анализписьменного источника вопросы третьего уровня выводят нас на аксиологический анализ документа. В отличие от вопросов двух предыдущих уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, исторических деятелей или социально-политических организаций, которые представлены в документе, - а также с изучением ценностных установок самого автора документа 4. Критический анализ письменного источникавопросы четвертого уровня представляют собой внутреннюю критику источника. На этом этапе работы с документом исследователь подвергает сомнению его достоверность, пытается понять мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками, оценить степень надежности и объективности документа в освещении исторических фактов

Многоуровневый анализ исторических документов 5. Праксиологический анализ источникавопросы пятого уровня завершают системный анализ исторического текста и проясняют его ценность в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы. Это – праксиологический подход, определяющий смыслы и цели использования конкретных источников в познавательной деятельности школьников и в преподавательской работе учителя