Кравцов А. О., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург ak90@yandex.ru СОЗДАНИЕ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования» Государственное.
Advertisements

Формирование инновационной культуры педагога как условие его профессиональной деятельности Опытно-экспериментальная работа ГБОУ СОШ 348 Невского района.
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Цель: разработка и реализация программы организации проектной деятельности участников образовательного процесса в системе образования школы с целью создания.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ШКОЛА 337 Невского района Проект опытно-экспериментальной работы по теме: «Организация интерактивного.
ГБОУ СОШ 393 Заместитель директора по научно - методической работе Алпатова О. В. «Преемственность между начальной и средней школой при формировании метапредметных.
МБОУ Ерзовская СОШ Городищенского района Волгоградской области Организация работы экспериментальной площадки по теме: «Апробация технологий открытого образования.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Наше учреждение – это: Директор школы – Захарова В.И. ГОУ СОШ 393 Общеобразовательные классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, лицейские.
«Комплексная организационно – педагогическая модель внеурочной деятельности в условиях модернизации и реализации федерального государственного стандарта.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
«Создание условий личностного роста всех субъектов образовательного процесса ».
ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 5 июня 2012 года Научно-практическая конференция НИИ общего образования Кафедра педагогики.
РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УПРАВЛЕНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Транксрипт:

Кравцов А. О., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург СОЗДАНИЕ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП УЧАЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕЩАНИЕ КООРДИНАТОРОВ ОЭР СОВЕЩАНИЕ КООРДИНАТОРОВ ОЭР

Анкета «Учеба и общение» С кем в группе тебе удобнее работать во время учебной деятельности? Актуальность ОЭР Одна из актуальных проблем - создание организационно-педагогических условий, которые способствуют формированию высокого уровня положительной мотивации учебного труда школьников – будущих участников культурных преобразований … современная российская школа в условиях модернизации нуждается в мощном и действенном инструменте, обеспечивающем результативный и экономичный переход школьного сообщества в новое качественное состояние и управление процессом этого перехода.

ПРОТИВОРЕЧИЯ между новыми задачами, стоящими перед современной школой, и устаревшими подходами к организации образовательного процесса; между потребностью в организации учебного пространства с опорой на ведущий тип деятельности подростков (общение для формирования коммуникативных компетенций) и трудностью ее осуществления в условиях классно-урочной системы обучения; между естественной потребностью подростков в разновозрастном общении и формированием одновозрастных учебных групп (классов) в традиционной школе; между необходимостью усвоения единой программы всеми учащимися и существенным различием в индивидуальных учебных возможностях детей; между объективными возможностями детей подросткового возраста, характеризуемого развитием любознательности, и потерей мотивации к учебе. между острой потребностью подростков в объективной оценке своего учебного труда и несовершенной формой оценивания знаний школьников

Программа ОЭР

III этап Формирующий апрель сентябрь2014 Проведение констатирующего и формирующего педагогического эксперимента по созданию школы, где организация образовательного процесса будет строиться с опорой на ведущую деятельность в разновозрастных группах. Разработка, апробация и корректировка программ по всем учебным предметам. Формирование традиций разновозрастной школы, отрабатывался стиль взаимоотношений, способы взаимодействия старших и младших, учителей и учащихся, родителей и работников лицея. Апробация разработанной модели школы, корректировка модели разновозрастного обучения. Подготовка отчетов о результатах реализации ОЭР 1.Реализация содержания опытно- экспериментальной деятельности 2.Описание модели эксперимента. 3.Издание сборника по итогам эксперимента.

Образовательный процесс в школе призван способствовать развитию ребёнка Разновозрастная учебная группа – это объединение детей и подростков разного возраста на основе общих целей или интересов Разновозрастное обучение - совместная деятельность детей разного возраста, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач

СХЕМА МЕЖВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Этапы подготовки к занятиям в РВГ: I - Обоснование совместной деятельности учащихся разного возраста, определение темы. II - Определение задач разновозрастного занятия. III - Отбор содержания учебного материала. IV - Планирование разновозрастного занятия. V - Подготовка консультантов, учащихся к занятию.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ учет ведущей деятельности при организации образовательного процесса; использование в полной мере образовательных возможностей разновозрастного общения; природосообразная логика индивидуального развития ребенка, максимальный учет индивидуальных возможностей и потребностей ребенка; предоставление ребенку свободы выбора образовательной траектории; анализ и оценка процессуальной стороны работы ученика, наряду с результативной; способы взаимодействия детей разного хронологического возраста - объект проектирования и управления со стороны учителя.

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ГРУППАХ Организация образовательного процесса Традиционная, урочная форма Результаты образовательного процесса Психологическая защита Социальная поддержка Компенсаторная функция Стимулирующая функция ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Условия реализации инновационного опыта Принятие идей РВО Пропаганда идей РВО Подготовка учителей Подготовка УМК Психологи- ческая поддержка Материально- техническое обеспечение Концентрированное обучение

Портфолио ученика Альбом учёта личностного учёта «Мои успехи» Творческие аттестаты Праздники для ветеранов ВОВ Волонтёрство Участие в социальных проектах ДДТ (Дом детского творчества) Шефство над домом ребёнка ЦЕЛИ Социальная практика Дискуссии, семинары Научно-практические конференции Имитационные игры, моделирование Ролевые учебно-деятельностные игры Работа над исследовательскими проектами Метод проектов, учебные экскурсии Конференция «Блокада» Ученическое научно исследовательское общество Театральная студия Студия «Эмоция» Разновозрастные тренинги Ролевые игры Участие в проектах ППМС-центра (психолого педагогический медико- социальный центр Московского района) Обучение учителей работе с разновозрастными группами Мастерские Деловые игры Мастер-классы Учебная деятельность Воспитательная деятельность Психолого- педагогическое сопровождение Повышение квалификации учителей Оценка учебных и внеучебных достижений школьников

ПРИНЦИПЫ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ОБУЧЕНИЯ I.Принцип добровольности вхождения в состав разновозрастной группы II.Принцип равного состава. III.Принцип творческого взаимодействия IV.Принцип чередования занятий учебным предметом с занятиями эмоционально- деятельностного характера. V.Принцип концентрированного обучения. VI.Принцип крупных учебных блоков VII.Принцип многократного повторения

БАЗОВЫЕ ИДЕИ-ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

Белл-Ланкастерская система форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Эта система возникла в 1798 году в Великобритании. Её разработчиками стали А. Белл и Дж. Ланкастер.1798

ШКОЛА-ПАРК Цель фрактального обучения овладение учащимися живым знанием на основе обмена личным, частным знанием между участниками работы. Школа-парк, таким образом, представляет собой специально организованное пространство для такого обмена. Милослав Александрович Балабан ( ) Милослав Александрович Балабан

ИДЕИ «СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» технология свободного образования должна обеспечивать возможность индивидуального темпа учения каждого, индивидуального выбора каждым «глубины» освоения образовательных программ. роль учителя в такой технологии - организовать различные виды совместной деятельности детей и управлять системой отношений в ходе этой деятельности. обеспечить активную деятельность в традиционной классно- урочной системе невозможно. Подобная деятельность может быть продуктивной только в разновозрастном коллективе, в акте сотворчества со старшими. свобода, как осознанная необходимость, может быть достигнута в образовательном процессе лишь при условии полной адекватности мотивов деятельности учащегося в школе его потребностной сфере и ведущему виду деятельности.

ЦЕЛИ «СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» обеспечить возможность индивидуализированного развития ученика; развивать его социальный опыт за счет овладения навыками сотрудничества, в процессе учебно-познавательной деятельности; каждый ребенок имеет право на овладевание теми знаниями и умениями, которые потребуются ему в жизни; обеспечить величайшее право человека - становиться умнее и трудиться по своим склонностям; каждый ребенок имеет право жить естественной счастливой и полной жизнью, свойственной ребенку; человеческий прогресс обусловливается полным развитием всех способностей, заложенных в каждом индивидууме; благосостояние человеческого общества требует развития жизненного социального сознания в каждом индивидууме. организация взаимодействия детей разного хронологического возраста в постоянных или временных разновозрастных группах (коллективах); чередование интеллектуальной нагрузки с занятиями эмоционально- деятельностного характера; организация взаимопомощи, взаимообучения и взаимоконтроля.

ИДЕИ ПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ I.Деятельность в социуме, в процессе которой учащийся не только использует, но и развивает собственные умения, выявляет точки "стопора", без прохождения через которые он не сможет действовать и расти в данном деле. II.Обсуждение результатов и проблем с учителем, что одновременно является деятельностной оценкой и формой педагогической поддержки; такая оценка помогает ученику осознать достигнутые результаты и проблемы, принять решение о дальнейших действиях. III.Обсуждение проблем с другими учащимися школы, благодаря которому ребята могут выявить происхождение собственных проблем, помочь друг другу в решении общих важных вопросов. Этот этап необычен для других образовательных систем и очень важен для продуктивного образования, особенно для младших и средних школьников. Практически все учебные группы в проекте "Продуктивное образование" - разновозрастные, что помогает каждому ученику не только найти помощь в нужный момент, но и быть нужным для кого-то более слабого, то есть использовать свой потенциал. IV.Выход на новую, более осознанную деятельность как в социуме, так и внутри школы.

ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО I.Разработана авторская модель разновозрастного обучения с учетом специфики школы с углубленным изучением английского языка II.Разработана концепция внедрения элементов разновозрастного обучения в образовательную деятельность школы. III.Были разработаны и проводились урочные и внеурочные занятия в разновозрастных группах. IV.Были разработаны дидактические и материалы, обеспечивающие внедрение модели разновозрастного обучения в урочную и внеурочную деятельность V.Проведено обучение педагогического коллектива в рамках постоянно действующего семинара «Гуманитарные технологии разновозрастного обучения» VI.Педагогами разработана и проведена серия учебных занятий на основе технологий разновозрастного обучения.

Мероприятий опытно- экспериментальной деятельности ДатаДокладчик(и)МероприятиеТема выступления Кравцов А.О., научный руководитель ГБОУ СОШ 544, к.п.н. Семинар « Потенциал разновозрастного обучения в реализации ФГОС второго поколения » - ГБОУ 544 Концептуальные основы разновозрастного обучения в логике ФГОС. Жук Н.Н., руководитель ШМО русского языка Роль школьного методического объединения в организации работы учителей с разновозрастными группами. Ивановская О.Г., учитель- логопед Работа в разновозрастных группах на логопедических занятиях. Удальцова А.В., учитель начальных классов Проектная деятельность учащихся как одна из возможных педагогических технологий для реализации ФГОС в разновозрастных группах. Горбулина М.И., зам. директора по УВР Реализация ИОП « Создание разновозрастных групп …» в рамках Международного сотрудничества Удальцова А.В., учитель начальных классов Семинар « Современные образовательные технологии для реализации ФГОС » - ГБОУ 524 « Подготовка учащихся РВГ к участию в районном конкурсе-фестивале мультимедийных проектов по естественнонаучным предметам « Твори, выдумывай, представляй »» Буркова Л.П., зам.директора по УВР Семинар « Организация внеурочной деятельности с разновозрастными группами учащихся в Малой биологической академии школы » - ГБОУ 544 « Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении » Ефремова А.П., учитель биологии Семинар « Организация внеурочной деятельности с разновозрастными группами учащихся в Малой биологической академии школы » - ГБОУ 544 « Опыт работы Малой биологической академии ГБОУ школы 544 » Удальцова А.В., учитель географии Семинар для учителей естественнонаучного цикла « Современные педагогические технологии в реализации ФГОС » - ИМЦ Московского района. Работа с РВГ « Традиции здорового питания в культуре народов мира. Здоровьесберегающие технологии в практике учителя географии »

Мероприятий опытно- экспериментальной деятельности Педагог(и)Предмет(ы)Участники (классы)Тема урока/мероприятия 1 Макаровская А.А. Щербакова С.С. Внеклассное мероприятие 1В 5В « В поисках клада » (игра-путешествие в Павловском парке) 2 Горбулина С.С. Макаровская А.А. Щербакова С.С. Английский язык1В 4Б « Halloween » (английский праздник с элементами мастерской) 3 Николаева Е.Г.Технология1Б 5Б « Подарок маме » 4 Сеничева Е.Г.Технология, окружающий мир 2Б 6Б 10А « Зимующие птицы » 5 Буданова Л.К. Буркова Л.П. Литературное чтение, ИЗО, комп.графика 3А 7А « Театральная афиша » 6 Рябчикова Т.С. Филиппова Я.А. Английский язык, история, география 8Б 9А 11А « Некоторые факты из истории и географии одной из англоязычных стран » 7 Чернышева О.И.География8А,Б 9А, 10А, 11А Географические посиделки « Обычаи, праздники и традиции народов России » 8 Григорьева Р.А.Английский язык3А 6Б 8А « Зимний день в парке » 9 Чернышкова М.А. Ивлева Т.Д. Русский язык4А 5Б « Путешествие в страну Лексика »

Мероприятий опытно- экспериментальной деятельности 10Брыкалова В.Г.Обществозна ние 5А 9Б 10 « Совесть общества » 11Ефремова А.П. Антонова Е.И. Биология, физика 8А,Б 3А,9А 10А 11А Ученическая конференция « Как дожить до 100 лет » 12Виноградова Ю.В. Богданова А.С. Подлобошникова Н.В. Английский язык, химия 9А 10А 11А « Напитки и здоровый образ жизни » 13Горбулина М.И. Яковлева С.А. Рбчикова Т.С. Внеклассное меропри ятие 1А, 1Б, 1В 9А « Весёлые старты » (спортивный праздник для первоклассников) 14Буданова Л.К. Макаровская А.А. ОРКСЭ, история СПб, ИЗО, окружа ющий мир 3А, 4А, 4Б, 5А, 5Б, 5В Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра ( « Своя игра » ) + интерактивная экскурсия 15Макаровская А.А. Щербакова С.С. Окружающий мир 1В 5В « Дню космонавтики посвящается …» (интеллектуальная игра)

Мероприятий опытно- экспериментальной деятельности 16Ефремова А.П. Шапиро Я.С. Биология8А 9А « Оценка заспоренности грибами - микромицетами хлебобулочных изделий различных фирм г. Санкт-Петербурга » Семинар « Организация внеурочной деятельности с разновозрастными группами учащихся в Малой биологической академии школы » 17Ефремова А.П. Шапиро Я.С. Биология9А 10А « Исследование состава и обилия микроорганизмов в кисломолочных пищевых продуктах » 18Ефремова А.П. Шапиро Я.С. Биология7Б 9А « Устойчивость к засолению древесно- кустарниковых пород, используемых в зелёном строительстве в Московском районе г. Санкт-Петербурга » 19Макаровская А.А. Щербакова С.С. Внеклассное мероприя тие 1В 5В « Минута славы » (отчётный концерт достижений) Шкурова Е.И. Добрякова Н.В. Разновозрастно й урок 1Б 3Б « Сказочная страна » (создание панно) Удальцова А.В.Проекты по географи и 5А,Б 7А 9А,Б Конкурс, посвященный году охраны окружающей среды в России « Спасем нашу планету вместе » Удальцова А.В.Внеклассное мероприя тие 1А 5Б Праздник « Золотая осень »

Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении: Дискуссии, семинары Научно-практические конференции Имитационные игры, моделирование Ролевые учебно– деятельностные игры Работа над исследовательскими проектами Метод проектов, учебные экскурсии Дискуссии, семинары Научно-практические конференции Имитационные игры, моделирование Ролевые учебно– деятельностные игры Работа над исследовательскими проектами Метод проектов, учебные экскурсии Учебная деятельность Учебная деятельность

Дискуссии, семинары Конференции Ученическое научно – исследовательское общество Театральная студия Танцевальная студия Дискуссии, семинары Конференции Ученическое научно – исследовательское общество Театральная студия Танцевальная студия Воспитательная деятельность Воспитательная деятельность Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении:

Дискуссии, семинары Участие в социальных проектах Праздники для ветеранов ВОВ Волонтёрство Шефство Дискуссии, семинары Участие в социальных проектах Праздники для ветеранов ВОВ Волонтёрство Шефство Социальная практика Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении:

Дискуссии, семинары Разновозрастные тренинги Ролевые игры Участие в проектах ППМС-центра (психолого педагогический медико-социальный центр Московского района) Дискуссии, семинары Разновозрастные тренинги Ролевые игры Участие в проектах ППМС-центра (психолого педагогический медико-социальный центр Московского района) Психолого- педагогическое сопровождение Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении:

Дискуссии, семинары Обучение учителей работе с разновозрастными группами Мастерские Деловые игры Мастер-классы Дискуссии, семинары Обучение учителей работе с разновозрастными группами Мастерские Деловые игры Мастер-классы Повышение квалификации учителей Дискуссии, семинары Портфолио ученика Альбом учёта личностного учёта «Мои успехи» Творческие аттестаты Дискуссии, семинары Портфолио ученика Альбом учёта личностного учёта «Мои успехи» Творческие аттестаты Оценка учебных и внеучебных достижений школьников Реализация ключевых идей ФГОС в разновозрастном обучении:

БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ 1.Примерное положение о школе разновозрастного обучения 2.Модель разновозрастного обучения в урочной и внеурочной деятельности 3.Анкета «Учеба и общение в разновозрастной группе» 4.Опросник на развитость доверительных взаимоотношений между субъектами педагогического пространства 5.Диагностический инструментарий «Диагностика направленности мотивации изучения предмета». 6.Методические рекомендации «Организация взаимодействия в школьном коллективе, создание атмосферы сотрудничества и творчества» 7.Методическая разработка «Привлечение родителей к организации занятий в разновозрастных группах 8.Банк проектов для разновозрастных групп 9.Примерное тематическое планирование занятий по географии в разновозрастных группах

Тиражируемость (форма) Может быть реализуема в любой школе. Своим примером сама организация образовательного процесса в школе может продемонстрировать актуальность использования коммуникативного и дидактического потенциала разновозрастного обучения и для учеников, и для учителей, и для родителей. ОСНОВНЫМ РЕСУРСОМ для внедрения модели разновозрастного обучения является кадровый потенциал: учителя – инноваторы, руководители – менеджеры Описание методики распространения Семинарские занятия для руководителей школ, разработка соответствующих опытно-экспериментальных площадок. Также толчком к распространению может послужить необходимость воплощения новых форм организации образовательного процесса в логике ФГОС второго поколения.

IV этап Аналитико- обобщающий Сентябрь-май 2013 Подведение итогов эксперимента. Обобщение и подготовка материалов экспериментальной работы к публикации, создание сайта. Проведение итоговой диагностики как средства достоверности результатов эксперимента. Подготовка рекомендаций по внедрению положительных результатовОЭР. Разработка плана внедрения результатов ОЭР. 1.Обобщение опыта инновационной деятельности 2.Определение стратегических перспектив развития образовательной среды школы 3.Тиражирование результатов ОЭР