М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ О БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Федорова Светлана Владимировна, старший методист.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Advertisements

К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( утвержденные приказом МИНОБРНАУКИ России.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Пути и средства реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ 25 августа 2011г.
Проектирование основной образовательной программы дошкольного учреждения 3 декабря 2010г.
Что такое ФГТ? В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Образовательная программа ДОУ Закон РФ «Об образовании» Ст. 14 (п. 5); Ст. 9, 12, 32 (п. 3) Закон РФ «Об образовании» Ст. 14 (п. 5); Ст. 9, 12, 32 (п.
ПРИКАЗ Зарегистрирован в Минюст России от 08 февраля 2010 г. N ноября 2009 г. N 655 Об утверждении и введении в действие федеральных государственных.
Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию.
О проекте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н.,
О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ДОУ Методист МОУ «МИМЦ» Моисеенко Т.Н.
О проекте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н.,
Образовательная программа ДОУ Почему нет стандартов на ступени дошкольного образования? 2 Закон об образовании (с изменениями и дополнениями, вступившими.
Что такое ФГТ. Почему не был утвержден стандарт дошкольного образования? Федеральный государственный стандарт общего образования – это совокупность 3.
Транксрипт:

М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ О БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Федорова Светлана Владимировна, старший методист высшая квалификационная категория МОУ «Начальная школа – детский сад М. Монтессори» п. Октябрьский 2011 г.

П РИКАЗ М ИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 655 «О Б УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » ОТ 23 НОЯБРЯ 2009 ГОДА З АРЕГИСТРИРОВАН В М ИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ ОТ 08 ФЕВРАЛЯ 2010 ГОДА

М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » ОТ 21 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА Общие положения. 2. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования. 3.Основные разделы обязательной части Образовательной программы.

О СНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОГРАММА, РАЗРАБАТЫВАЕМАЯ, УТВЕРЖДАЕМАЯ И РЕАЛИЗУЕМАЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ( ГРУППЕ ) НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЯМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

О СНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса представляет модель организации образовательного процесса в конкретном учреждении, учитывает вид учреждения, а также приоритетные направления деятельности. определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОЛЖНА БЫТЬ СУГУБО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЛЯ КАЖДОГО ДОУ Одновременно с предоставлением права выбора программ ДОУ несет ответственность за реализацию программ не в полном объеме, за качество образования своих выпускников (п.п. 2 п.3 ст. 32 З-на РФ «Об образовании»

О СНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНА : Соответствовать принципу развивающего образования Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и особенностями образовательных областей Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др., через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра.

Р АЗДЕЛЫ Ф ЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Общие положения (кем устанавливаются ФГОТ, в какие сроки пересматриваются, какие программы разрабатываются на основе указанных требований и т.п.); 2. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образованияструктуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (определены объем и содержание основных понятий, используемых в требованиях с целью уточнения, принципы ее построения, ее структура и т.д.); 3. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (наличие частей (компонентов) программы, их объема, соотношения и др.)

О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ 2 ЧАСТЕЙ 1. ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ (V НЕ МЕНЕЕ 80% ОБЩЕГО ВРЕМЕНИ ) 2. ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (V НЕ БОЛЕЕ 20% ОБЩЕГО ОБЪЕМА ) В РЕМЯ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, СОСТАВЛЯЕТ ОТ 65% ДО 80% ВРЕМЕНИ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ 12 – ЧАС. РЕЖИМЕ.

«О БЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » – часть основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

П РИМЕРНЫЙ ОБЩИЙ ОБЪЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Структура обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования Возрастная группа 3-4 года4-5 лет5-6 лет6-7 лет Удельный вес в режиме полного дня (12 часов) Непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 14-17%19-22%26-29%33-35% Самостоятельная деятельность детей 25-30% Взаимодействие с семьями детей 5-10% Итого: 44-57%49-62%56-69%63-75%

2 ЧАСТЬ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, - это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья специфику социально- экономических, национально- культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

С ТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ. Титульный лист 1. Пояснительная записка. 1 часть - Обязательная часть программы : 2. Организация режима пребывания детей 3. Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательных областей. 3. Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательных областей. 4. Содержание коррекционной работы. 5. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы. 5. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы. 6. Система мониторинга. 2 часть – региональный компонент и компонент ДОУ. Условия реализации образовательной программы

Т ИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 1. Название ДОУ. 2. «Утверждаю: заведующий ДОУ…..» 3. «Принято на заседании педагогического совета, дата, протокол …» 4. «Согласовано» (УО или др.) 5. Год. 6. На обороте титульного листа содержание (оглавление) ОП.

П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ДОУ, сведения о квалификации педкадров и сведения о семьях воспитанников. 2. Содержание образовательного процесса выстроено (указать программу (название, авторы, год издания) 3. Сформулировать приоритетные направления деятельности. 4. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации образовательной программы. 5. Особенности осуществления образовательного процесса. 6. Принципы и подходы к формированию образовательной программы.

О РГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ В ДОУ. 1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей и(гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов и др.; графики взаимодействия педагогов, специалистов, воспитателей); 2. Проектирование ВОП в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями (модель образовательного процесса, система закаливающих и физкультурно- оздоровительных мероприятий; отразить непосредственно образовательную деятельность ( учебный план и сетка занятий ))

С ОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ( ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, З ДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ТРУД, ПОЗНАНИЕ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, МУЗЫКА ) Проектирование, планирование и организация текущей образовательной деятельности по всем образовательным областям включает: Цель, задачи Модель, схему или таблицу по интеграции с другими образовательными областями Программное обеспечение Таблица или схема по реализации образовательных областей в разных формах работы, средства, приемы, методы работы с детьми

С ОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. включает деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом или психическом развитии разрабатывается в ДОУ компенсирующего вида комбинированного вида а также при воспитании в ДОУ детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (логопункт и др.)

Р АЗДЕЛ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ Цель, задачи Программно-методическое обеспечение Интеграцию, взаимодействие с педагогами, родителями, специалистами Модели, схемы, таблицы, представляющие описание коррекционной работы (формы организации, методы, средства).

П ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ( ИТОГОВЫЕ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ). С ИСТЕМА МОНИТОРИНГА. Каждый педколлектив определяет в какой форме и как часто будут оцениваться результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Промежуточные (один раз в полугодие или в год) – это динамика формирования интегративных качеств в каждой возрастной группе. Итоговые – интегративные качества выпускника ДОУ (портрет выпускника)

2 ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ВАРИАТИВНАЯ. Отражает Видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности Специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста, группах старшего дошкольного возраста, вариативных группах ДОУ(группы кратковременного пребывания, подготовки к школе, группы выходного дня и др.) o В разделах указать: (кратко пояснительная записка) Задачи деятельности Режим работы Перечень программ, методик, технологий Формы образовательной деятельности Ожидаемые результаты освоения программы М.б. перспективный план работы

П ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ( ИТОГОВЫЕ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ) Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Овладевший необходимыми умениями и навыками

У СЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Управление реализацией программы (система управления, где, когда и как будут отслеживаться и заслушиваться итоги ее реализации) Создание и обновление предметно-развивающей среды (описание, схемы, модели) Инновационная или экспериментальная работа Формы сотрудничества с семьей Преемственность в работе ДОУ и школы Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума

Индивидуальными для каждого ДОУ будут являться разделы: Пояснительная записка Организация режима пребывания в ДОУ Содержание коррекционной работы Система мониторинга Унифицированными будут разделы Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей Планируемые разультаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

А ЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ 1.Создание Рабочей группы по разработке ОП – приказ по ДОУ. 2.Разработать и утвердить Положение о Рабочей группе и план ее работы (с указанием сроков и ответственных). 3.Оперативные совещания Рабочей группы проводить 1-2 раза в месяц, решения оформляются в виде протокола, подписываются председателем. 4.Проводится внешняя экспертиза ОП (1-2 ЭЗ) 5.Протокол педсовета, на котором утверждается ОП. 6. Приказ по ДОУ о реализации ОП с указанием ответственных за те или иные направления. 7. План ДОУ по реализации ОП.

Л ИТЕРАТУРА : 1. Письмо МО и Н РФ от «Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования». 2. Справочник старшего воспитателя Справочник старшего воспитателя