Задачи и организационные особенности подготовительного периода перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения и их.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Advertisements

1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС Хохлов Н.П. учитель физической культуры.
Сравнительный анализ Стандартов первого и второго поколения.
Рабочие программы по учебным предметам. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: В соответствии ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает.
1 2 традиционный (ЗУНовский) компетентностный системно - деятельностный.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Леонтьева Маргарита Романовна. Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образованиявторого поколения»
1 - Я радуюсь, когда… - Я обижаюсь, когда… - Я злюсь, когда… - Мне весело, когда… - Мне не нравится, когда… - Я грущу, когда… - Я страдаю, когда… - Я плачу,
Автор – Казначеева Инна Петровна Должность – учитель начальных классов Место работы – МАОУ СОШ 36 города Тамбова Для коллег Требования к результатам освоения.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
1 Образовательные стандарты нового поколения. Новые образовательные результаты. Иванова Т.В., методист кафедры культурно-исторической психологии и философской.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Хорошая школа для достойной жизни Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Введение ФГОС НОО Школа при Посольстве России В Турции.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
Основные направления ФГОС Занятие 2 МОУ Игринская СОШ 2.
Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образованиявторого поколения (продолжение)» Группа: Проектирование учебного.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС 1.
Транксрипт:

Задачи и организационные особенности подготовительного периода перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения и их отражение в документах ОУ, регламентирующих образовательный процесс в учебном году (учебных планах, годовых календарных учебных графиках, годовых планах работы)

Назначение ФГОС первого поколения:

Преимущества ФГОС первого поколения («переходных») и БУП впервые нормативно закрепляют вариативность, дифференциацию и индивидуализацию образования; - предусматривают существенное обновление содержания образования (по данным Минобрнауки, содержание образования было обновлено в начальной школе на 14%, в среднем звене – 26,8%, старшей школе – 39,9%); - обеспечивают его большую практическую направленность и востребованность; - делают шаг к разгрузке содержания школьного образования

Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС первого поколения и БУП-2004 усиление роли учебных дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся: раннее обучение - иностранному языку (со 2-го класса); - обществознанию (с 5-6 класса); - предметам по выбору ОУ и обучающихся (физика, химия, естествознание, экономика, др.)

Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС первого поколения и БУП обеспечение предпрофильной подготовки всех обучающихся 8-9–х классов; - реализация программ профильной подготовки обучающихся х классов ; ранней профилизации обучающихся 8-9 классов (35 классов, 927 обучающихся)

Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС первого поколения и БУП-2004 обеспечение всеобщей компьютерной грамотности: - введение информатики с 3-го класса в качестве образовательного модуля образовательной области «Технология», в 5-7 классах в качестве самостоятельной дисциплины

Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС первого поколения и БУП-2004 повышение удельного веса и качества занятий физической культурой: - введение 3-го (дополнительного) часа физической культуры и предметов, обеспечивающих двигательную активность обучающихся (ритмика, подвижные игры, игры народов России, спортивные игры, аэробика, спортивные танцы, партерная гимнастика, хореография, др.)

Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС первого поколения и БУП-2004 обеспечение образования повышенного уровня (углублённого) ; обеспечение специального (коррекционного) образования

Проблемы, оставшиеся нерешенными при освоении ФГОС первого поколения Не удалось обеспечить: личностную ориентацию образования; деятельностный характер обучения, его направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов деятельности обучающихся; усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности образования

Назначение ФГОС второго поколения:

Задача ФГОС второго поколения: ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования

Назначение ФГОС второго поколения Задают основные результаты образования – общие и по ступеням Задают основные результаты образования – общие и по ступеням Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: - учебных программах (предметные, - учебных программах (предметные, метапредметные, личностные); метапредметные, личностные); - программах внеклассной деятельности - программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные) (личностные, метапредметные)

Планируемые ФГОС второго поколения результаты образования Л ичностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна включать Выявление предметных, метапредметных и личностных результатов контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования); контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования); представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности

Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся: умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; коммуникативные и информационные умения; умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач способность к творческому решению учебных и практических задач

Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся: - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) ; - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты образования выявляются в ходе мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности ОУ, системы образования на муниципальном, региональном уровнях Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся: - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) ; - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты образования выявляются в ходе мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности ОУ, системы образования на муниципальном, региональном уровнях

Инновационный характер ФГОС второго поколения

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 18 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Инновационный характер организации работы над ФГОС второго поколения

Инновационный характер структуры ФГОС второго поколения: Тс + Ту + Тр – новая формула стандартов

Объекты нормирования БОП Программы развития УУД Примерные учебные программы Модели оцени- вания Ядро содер- жания образо- вания образовательный процесс Другие матери- алы Программы воспитания и социа- лизации Требования к структуре основных образовательных программ: система нормативов Программы внеуроч- ной дея- тельности

Инновационный характер содержания ФГОС второго поколения

Основополагающие элементы научного знания: ведущие идеи и теории; ключевые факты; основные понятия; методы познания Универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные Состав фундаментального ядра общего образования

Обусловлено требованиями стандарта (обобщенными запросами и ожиданиями личности, общества, государства), с одной стороны, и сложившейся системой научного знания – с другой Определяет новое содержание образования на основе принципов фундаментальности и системности Фундаментальное ядро общего образования

Инновационный характер содержания ФГОС второго поколения

Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г. (начальная школа) компонента (федеральный. региональный, школьный) изменения в предметном содержании (разгрузка на 20%, новые предметы, новые концепции предметов, новые элементы содержания); заявлены, но не реализованы личностная ориентация, ключевые компетенции; деятельностный характер образования только федеральный компонент предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер (дается три варианта планирования, педагог может создать свой, 4-й вариант), усиление воспитательной функции образования (на внеурочную работу - 10ч. в каждом классе) ориентация стандарта второго поколения на результат образования

Структура стандартов 2004г. и стандартов второго поколения 2004 годновые стандарты Требования к уровню подготовки выпускников Общеучебные умения, навыки, способы деятельности Учебные предметы (цели, обязательный минимум содержания Требования к условиям реализации образовательных программ Требования к структуре образовательных программ (чему и как учить) Требования к результатам освоения образовательных программ Требования региона Требования региона Требования школы Требования школы Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников!

Цели и образовательный результат 2004 г. овладение умениями; практическое применение знаний и умений; освоение знаний; новый стандарт формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции

Образец изменений в содержании начального образования Было: понятие пространственных фигур (куб многогранник) – по изображению, модели. Результат – узнавание и называние Будет: нахождение фигур в окружающем пространстве, работа с моделями (раскрашивание граней, получение отпечатков вершин, граней, ребер, выполнение сечений и развертки) и др. Результат- умение работать с пространственными фигурами, простейшие представления планиметрии, основы для формирования пространственного мышления

Прогнозируемый процесс перехода на новые стандарты I этап – федеральный эксперимент ( гг.) - 14 пилотных регионов - расширение эксперимента (10% школ) II этап – массовый и, вероятно, одновременный для 1- 4-х классов, переход на новые стандарты (с 1 сентября 2009 года) «В условиях концептуальной новизны стандартов и динамичного перехода на них системе повышения кадров невозможно ограничиться только созданием методических рекомендаций для педагогов!»

Адресат программы повышения квалификации кадров 3 категории слушателей (учителя, методисты, руководители) главный адресат – учитель начальных классов подготовка учителя к работе по новым стандартам должна быть системной; основные направления подготовки педагогов: нормативное; инструментальное (учебники, планы, программы и пр.); технологическое и информационно- методическое

Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений РФ

Портрет будущего выпускника – гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

Базисный образовательный план: внеучебная работа 4010 Итого Проектная деятельность Общественно-полезная деятельность Военно-патриотическое Научно-познавательное Художественно- эстетическое Спортивно- оздоровительное Всего4 класс3 класс2 класс1 класс Направления

Организация образовательного процесса в ОУ 55 (II половина дня) 30 Максимальная нагрузка 3(3)4(4) Спортивные часы 2(2) Хореография 9(9) 6(6)Самоподготовка 3334Физкультурно- оздоровительные занятия 3336Кружковая деятельность 222-Клубный час на иностранном языке 2(2) 3(3)Психология общения 2(2) Английский язык 1111Аэробика 2(2) ИЗО и художественный труд

Организация образовательного процесса в ОУ 70 (II половина дня) Хореография Игровой час Спортивные игры на воздухе Партерная гимнастика Ритмика Психология (адаптация к школе) Физическая культураЧеловек и здоровье Клубный час Охрана природы Начальное техническое моделирование Бумажная пластикаТехнологияЧеловек и творчество КраеведениеЕстествознаниеЧеловек и природа Погружение в чтениеФилологияЧеловек и язык Внеурочная деятельность обучающихся

Структура примерных программ: назначение и особенности Примерная программа Пояснительная записка Основное содержание Планируемые результаты (обобщенная форма) Рекомендации Варианты тематического планирования Рекомендации по оцениванию Рекомендации по внеурочной деятельности Рекомендации по оснащению и методической литературе

Примерное тематическое планирование (математика) Описание явлений и событий с использованием величин. Исследование ситуаций, требующих сравнения чисел. Числа. Счет предметов. Порядок следования чисел при счете. Число «нуль». Классы и разряды. Образование многозначных чисел. Запись и чтение чисел от 1 до Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел, знаки сравнения. Упорядочивание чисел. Составление числовых последовательностей, группировка чисел по заданному или самостоятельно установленному правилу Числа и величины. Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Характеристика деятельности учащихся Тематическое планированиеСодержание курса математики в начальной школе Первый вариант тематического планирования БАЗОВЫЙ (4 часа в неделю; всего 540 часов)

Планируемые результаты: структура Матрица Тематический раздел программы Ожидаемый уровень готовности к обучению: Дети могут … Ожидаемые результаты и показатели их достижения выпускниками начальной школы: Ожидаемые результаты: В процессе обучения учащиеся научатся … Примеры заданий, которые учащиеся могут выполнять : самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых самостоятельно и уверенно Критерии оценивания

Планируемые результаты: (математика) правильность ответа, верность и надежность результатов подсчета разумность объяснений грамотность речи Учащиеся могут с высокой надежностью подсчитать число предметов (например, число клеточек единицами, парами, десятками) в пределах 100. Считая парами, они могут выявить и назвать четные числа в пределах 10, 20, 100, Они могут использовать счет десятками для рационализации вычислений (например, при умножении/делении на 10, 100, 1 000). Учащиеся могут отгадать «секретную закономерность подсчета», введенную в калькулятор, и предсказать следующее число. С помощью числового луча, изображенного учителем, учащиеся могут определить, попадет ли 30 в последовательность чисел, если считать пятерками, и назвать следующие пять чисел в этой последовательности. Они могут объяснять свой ответ. подсчитывать объекты с помощью натуральных чисел, исследовать числовые последовательности, образующиеся при счете единицами, двойками, пятерками, десятками и другими числами (в пределах 10, 20, 100, 1 000); подсчитывать количество объектов с помощью натуральных чисел в пределах 10, ведя подсчет единицами и называя цифры от 1 до 10 (например, объединяясь вместе так, как того требуют считалочки/песенки, предполагающие прямой и обратный счет в пределах 10) АР ИФ МЕ ТИ КА. ЧИ СЛ А и ВЫ ЧИ СЛ ЕН ИЯ СЧ ЁТ Критерии оценивания Примеры учебных заданий, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно Примеры заданий, которые учащиеся могут выполнять самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых В процессе обучения учащиеся научатся Ожидаемые результаты обучения и показатели их достижения выпускниками начальной школы Ожидаемый уровень готовности детей к обучению: Дети могут Раз дел

Предварительная экспертиза материалов Базисный образовательный план – 19 отзывов Примерные программы по: русскому языку – 39 отзывов литературному чтению – 32 отзыва математике – 37 отзывов окружающему миру – 22 отзыва технологии – 29 отзывов

Cистема гигиенических требований к условиям реализации образовательной программы начального общего образования Рост школьно-обусловленных нарушений здоровья детей: нервно-психических и вегетативных расстройств; нервно-психических и вегетативных расстройств; нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения; нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения; функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта

Суммарный объем учебной нагрузки у современных школьников на разных ступенях школьного образования (для 6-дневной учебной недели) Компоненты нагрузки Ступени школьного образования 1-я (на примере уч-ся 4 кл.) 2-я (на примере уч-ся 9 кл.) 3-я (на примере уч-ся 11 кл.) Максимально допустимое количество часов в неделю (аудиторная школьная нагрузка в ч) Факультативы (обязательные занятия по выбору*) в пересчете на неделю (в ч) 255 Затраты времени на приготовление домашних заданий в пересчете на неделю (ч) Дополнительная образовательная нагрузка в связи с предстоящим поступлением в ВУЗ (ч) --9 Итого в неделю (ч) Итого в день (ч) 7,011,313,0

Годовые календарные учебные графики учебный год Стандартизированы в соответствии с рекомендациями методического письма департамента образования от и содержат информацию о: - продолжительности учебного года, сроках каникул; - продолжительности учебной недели, сменности занятий, их начале и окончании, длительности уроков и перемен; - особенностях организации учебного процесса (сроках проведения промежуточного и итогового контроля выполнения образовательных программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, др.); - планируемых оздоровительных мероприятиях, др.

Годовые календарные учебные графики учебный год Продолжительность учебной недели Анализ ГКУГ показывает: - в режиме 5-дневной рабочей недели на всех ступенях образования функционируют 7ОУ; - увеличилось с 54 (69%) до 68 (90,6 %) количество ОУ, в которых в начальной школе определен 5-невный режим обучения; - в 6 ОУ 5-дневная рабочая неделя сохранена только для обучающихся 1-2-х классов; - в режиме 5-дневной рабочей недели обучаются и учащиеся некоторых специальных (коррекционных) классов

Годовые календарные учебные графики учебный год Сменность занятий Обучение в одну смену осуществляют 24 (31,6%) ОУ (в прошлом учебном году – 21 (27%) ОУ). Продолжительность уроков 40 минут – 38 ОУ; 45 минут – 31 ОУ; разная продолжительность уроков (в зависимости от сменности и учебных периодов) – 4 ОУ; сокращены уроки в субботний и др. дни (в т.ч. по производственной необходимости) – 35 ОУ

Годовые календарные учебные графики учебный год Использование специальных форм организации образовательного процесса (с целью защиты обучающихся от учебных перегрузок, сохранения их физического и психического здоровья): - триместровое обучение – 3 ОУ; - модульная система обучения (триместровая) – 1 ОУ; - функционирование в режиме полного дня – 5 ОУ

Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования по следующим позициям: организация учебного процесса; организация учебного процесса; книжные и электронные учебные издания; книжные и электронные учебные издания; нормативы веса ежедневного комплекта учебников; нормативы веса ежедневного комплекта учебников; технические средства обучения; технические средства обучения; школьное питание; школьное питание; медицинское обеспечение; медицинское обеспечение; санитарное состояние и содержание образовательного учреждения; санитарное состояние и содержание образовательного учреждения; размещение общеобразовательного учреждения; размещение общеобразовательного учреждения; участок и здание; участок и здание; воздушно-тепловой режим; естественное и искусственное освещение; воздушно-тепловой режим; естественное и искусственное освещение; водоснабжение и канализация; водоснабжение и канализация; учебная мебель и её расстановка учебная мебель и её расстановка

Критерий современности в подходе к планированию – целевое, содержательное и технологическое соответствие стратегическим задачам модернизации образования и целевым программам развития муниципального и школьного уровней механическое соединение материалов анализа по разным направлениям деятельности ОУ; подмена анализа перечнем проведенных мероприятий, статистическими данными; отсутствие у составителей планов единых подходов к анализу, его произвольный характер в каждой из частей (в каждом из разделов); отсутствие логической связи между частями (разделами) анализа; проведение анализа без выхода на результаты (положительные и отрицательные); отсутствие сравнения с результатами прошлого года (прошлых лет); недоказательность выводов; расплывчатость в формулировках проблем, стоящих перед ОУ, подмена проблем задачами; отсутствие связи между анализом деятельности ОУ, ее результатами и поставленными задачами; несоответствие намеченных мероприятий поставленным задачам; неконкретность в обозначении целей, задач, мероприятий; высокая плотность планов, их изначальная невыполнимость; бессистемный характер соединения компонентов плана

Типичные недостатки в формировании годовых планов работы ОУ механическое соединение материалов анализа по разным направлениям деятельности ОУ; подмена анализа перечнем проведенных мероприятий, статистическими данными; отсутствие у составителей планов единых подходов к анализу, его произвольный характер в каждой из частей (в каждом из разделов); отсутствие логической связи между частями (разделами) анализа; проведение анализа без выхода на результаты (положительные и отрицательные); отсутствие сравнения с результатами прошлого года (прошлых лет); недоказательность выводов

Типичные недостатки в формировании годовых планов работы ОУ расплывчатость в формулировках проблем, стоящих перед ОУ, подмена проблем задачами; отсутствие связи между анализом деятельности ОУ, ее результатами и поставленными задачами; несоответствие намеченных мероприятий поставленным задачам; неконкретность в обозначении целей, задач, мероприятий; высокая плотность планов, их изначальная невыполнимость; бессистемный характер соединения компонентов плана

Задачи и организационные особенности подготовительного периода перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения и их отражение в документах ОУ, регламентирующих образовательный процесс в учебном году (учебных планах, годовых календарных учебных графиках, годовых планах работы) Совещание заместителей директоров ОУ г