Правовое воспитание в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 12 «Белочка» г. Котовск Тамбовской области 2011 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность.
Advertisements

Екатеринбург, 2015 г. «Правовое воспитание в детском саду»
Правовое воспитание в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с.Садовка»
Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать.
Правовое воспитание в МБДОУ
«Я- ребенок, и я имею право» Воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 51 » Засеевой Елены Николаевны.
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 1» с. Выльгорт ПРОЕКТ: «Я знаю свои права!» (проект совместной деятельности родителей, детей и воспитателей). Старшая,
Муниципальное образовательное дошкольное учреждение детский сад «Звездочка» Инновационный проект «Формирование основ правовой культуры дошкольников, посредством.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.
Детский профсоюз Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» ГО «Поселок Агинское»
Всякое право человека, прямо или косвенно, сводится к обеспечению за ним возможности исполнять его обязанности. (С. Франк) Право на уважение имеет лишь.
ПРОЕКТ старшая подготовительная группа МДОУ «Колосок» Тип проекта: краткосрочный Вид проекта: практико-ориентированный Составили воспитатели: Полякова.
ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Воспитатель Дубовскова Татьяна Владимировна.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 78» г. Энгельса Саратовской области ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Содействие.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Создание условий для формирования активной гражданской позиции дошкольника (описание опыта работы)» Воспитатель МБДОУ Калининский детский сад «Солнышко»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - Детский сад 18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. «Дети не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств,
Права детей. Права детей сегодня- это «модная» тема. Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих.
«Права маленьких детей»
Транксрипт:

Правовое воспитание в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 12 «Белочка» г. Котовск Тамбовской области 2011 год

Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность. Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей. Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей. АКТУАЛЬНОСТЬ

Основные задачи - создание условий для формирования у детей правовой компетентности; - ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально- правовыми нормами и правилами поведения; - формирование у детей социальной ответственности, способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих людей; - воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, внешнего облика и физических недостатков; - содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; - воспитание уважения к достоинству и мнению другого - создание в ДОУ правового пространства ; - повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей; - создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс; - повышение уровня правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье; - формирование у родителей понимания ответственности за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения.

Условия для осуществления правового воспитания -Разработана система планирования работы; - Обеспечено научно-методическое сопровождение; - Подготовлен дидактический материал; - Создана необходимая предметно - развивающая среда.

Механизм реализации -Работа с педагогическим составом; -Работа с детьми; -Работа с родителями.

Работа с педагогами ДОУ Организуются: - Советы педагогов; - консультации для воспитателей по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в процесс правового воспитания детей; - семинары с целью разрешения теоретических и практических вопросов правовоспитательной деятельности детского сада; - взаимопосещения педагогов открытых занятий в рамках правового воспитания; Составлен: план методической работы на год.

Сентябрь Изучение документов "Всеобщей декларации прав человека", "Конвенции ООН Оправах ребенка", "Семейного кодекса РФ". Работа «Школы общения» по темам « Правоотношения», «Правовая культура педагога ДОУ». Диагностика профессиональных качеств педагогов. Октябрь Семинар "Актуальность проблемы гражданско-правовых знаний детей". Обсуждение вопросов в "Правовой академии педагогов". Разработка анкет-опросников для родителей. Ноябрь Работа «Школы общения» по темам «Правовая культура родителей», «Правосознание». Взаимопосещение занятий по правовому воспитанию. План работы с педагогами на учебный год

Декабрь Совет педагогов «Гражданско-правовое воспитание в ДОУ». Конкурс профессионального мастерства: показ занятий «Ребенок и его права». Семинар "Жестокое обращение с детьми". Январь Педагогический мост "Развитие у ребенка положительного отношения и чувства симпатии к народам разных национальностей". Работа «Школы общения» по теме «Наказания и поощрения в процессе воспитания дошкольников». Февраль Практикум "Какие "барьеры" встречаются в работе воспитателя?" Мини-дискуссия на тему "Как бы ты поступил?" Март Проведение "Недели прав ребенка". Консультация "Ребенку необходимо самоуважение". Апрель Факультативные занятия по праву. Работа «Школы общения»: изучение проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы с детьми. Май Анализ деятельности ДОУ за год по проблеме "Формирование основ правового сознания у дошкольников".

Работа с детьми Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.). Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Модель педагогического процесса правового воспитания дошкольников Организованное обучение Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей

Организованная форма обучения Организованная форма обучения Беседы на этические темы, мини- дискуссии Знакомство с правами человека Сюжетно- ролевые игры, инсценировки, дидактические игры Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков Изобразительная, трудовая деятельность Проблемно- поисковая деятельность Физкультурно- оздоровительная деятельность

Самостоятельная деятельность детей Работа с литературой Самостоятельная деятельность детей Создание проблемных ситуаций. Задания для самостоятельных наблюдений Разные виды игр Продуктивные виды деятельности Двигательная активность

Продуктивная Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативности Ролевые, театрализованные, дидактические игры Проблемная Поисково- экспериментальная Ведущие виды деятельности для организации правового воспитания

Реализация задач - игровые занятия со знакомыми сказочными героями; - КВН ; - традиционные праздники – концерты; - беседы; - экскурсии; - чтение художественной литературы; - познавательные и развивающие игры; - наблюдения.

Особенности правового воспитания с учетом возраста детей Младший возраст Главная задача: реально ограждать и предохранять детей от зла, защищать их. Важно воспитать у ребенка чувство доверия к себе, людям, миру, чувство собственного достоинства и уверенности. В младшем возрасте необходимо сформировать у ребенка образ взрослого человека, как справедливого, доброго защитника. Темы ознакомления детей младшего возраста с основами правового сознания: "Я - человек", « Мое имя», "Я и моя семья", « Я и мои игрушки", "Я и люди на Земле", "Я и мои права". Старший возраст Главная задача: знакомство детей с правовыми документами, с основными правами и свободами человека. Темы ознакомления детей с основами правового сознания: "Знакомство с Декларацией прав человека", "Право на жизнь, свободу, семью", "Право на жилье, пищу, личное имущество", "Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь", "Право на медицинскую помощь и охрану здоровья", "Защита детей", "Право на дружбу и собственное мнение", "Я и общество".

Работа с родителями Как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в правовоспитательном процессе.

Анкетирование родителей по вопросам правового воспитания - С положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1% родителей; - О существовании Семейного кодекса известно лишь 58%, но смогли назвать свои права и обязанности только 28 %; - Только половина родителей (54% ) понимают, что уходя из дома по своим делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они тем самым нарушают его права; - 85,7 % родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права, вместе с тем, 73%, допускают щелчок по попе и 31 % - использование ремня, как наказания.

Анкетирование родителей по теме «Наказание в воспитании» - 92% родителей наказывают своих детей (от физического воздействия до речевой агрессии); - 92% опрашиваемых ответили, что их самих в детстве наказывали; - 78% родителей объяснили, что их раздражает в ребенке капризы, ложь, истерики, непослушание, неаккуратность; - 84% родителей не знают, в чем проявляется нарушение прав ребенка.

Факторы риска - неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех; - присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы; - безработица, финансовые трудности; - постоянные супружеские конфликты; - статус беженцев, вынужденных переселенцев; - низкий уровень культуры, образования родителей, -негативные семейные традиции; - нежеланный ребенок; - умственные или физические недостатки ребенка; - "трудный" ребенок.

На что обратить внимание - Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту. - Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка. - Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми). -Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания. - Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле. - Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.). - Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери. - Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара). - Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех. - Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

Эмоциональные состояния: грустно радостно, сердито, удивленно, восхищенно и т.д. Поведение родителей - В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. - На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально. - Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Впечатления Что предпринять - Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдая за его поведением. - Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. - Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

Мероприятия ДОУ по правовому просвещению родителей Активности Продуктивности Увлеченности - В каждой возрастной группе оформлены информационные стенды «Защита прав ребенка»; - Организуются консультации- беседы с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок»; - Проводится выставка семейных работ «Мама, папа, я - счастливая семья». - Составляется социальный паспорт каждой семьи; - Организуется посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослого с ребенком; - Проводятся родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации по вопросам правового воспитания и ознакомления с нормативно-правовой документацией; - Организуются совместные физкультурные праздники, Дни здоровья.

Результативность Положительное изменение детей в их отношении к себе и другим людям. Снижение уровня агрессии у детей. Сформированность у детей собственного мнения. Изменение подходов к разрешению конфликтов и споров. Умение детей анализировать, отмечать нарушения в правах. Значительно повышена правовая грамотность родителей. В детском саду не зарегистрировано ни одного факта жестокого обращения с детьми. Заметно снизился процент неблагополучных семей.